[показать]
АЛЕКСАНДР III (1845-94), российский император с 1881. Второй сын Александра II. В 1-й пол. 80-х гг. осуществил отмену подушной подати, понизил выкупные платежи. Со 2-й пол. 80-х гг. провел "контрреформы". Усилил роль полиции, местной и центральной администрации. В царствование Александра III в основном завершено присоединение к России Ср. Азии (1885), заключен русско-французский союз (1891-93).
[показать]
АЛЕКСАНДР III [26 февраля (10 марта) 1845, Санкт-Петербург - 20 октября (1 ноября) 1894, Ливадия, Крым], российский император (с 1881), второй сын великого князя Александра Николаевича (впоследствии - император Александр II) и великой княгини (впоследствии - императрицы) Марии Александровны
Не будучи по рождению наследником престола, Александр Александрович готовился главным образом к военной деятельности. Стал цесаревичем в 1865 после смерти старшего брата великого князя Николая Александровича, с этого времени начал получать более обширное и фундаментальное образование. Среди наставников Александра Александровича были С. М. Соловьев(история), Я. К. Грот(история литературы), М. И. Драгомиров(военное искусство). Наибольшее влияние на цесаревича оказал преподаватель законоведения К. П. Победоносцев.
[показать]
Юность Великого Князя Александра Александровича пришлась на время наибольшего расцвета русской культуры, русского самосознания. К.П. Победоносцев говорил о том времени: «Открыто и обнародовано множество новых памятников, осветивших историю народной жизни, явились молодые ученые с самостоятельными взглядами на учреждения, и события, и характеры, в литературе и в обществе проснулся живой интерес к памятникам народного творчества в песнях, в былинах, в музыке, в архитектуре.
Большое влияние на будущего Государя имело творчество Ф.М. Достоевского, перед гением которого он преклонялся. Наследник престола упивался романом "Преступление и наказание". 8 марта 1867 года он записал в дневнике "Так интересно, как никогда еще не было". В 1879 году писатель был приглашён Александром II для встречи с младшими великими князьями, чтобы благотворно воздействовать на юные души своими беседами. Тогда Фёдор Михайлович стал вхож в августейшую семью, в которой у него было немало горячих поклонников, к каковым относился и Великий Князь Константин Константинович, публиковавшийся в журналах под псевдонимом К.Р., и Наследник Александр Александрович, и его жена, Великая Княгиня Мария Фёдоровна.
На время царствования Александра III пришёлся расцвет музыкального творчества великих композиторов Чайковского, Римского-Корсакова, Рубинштейна. С новой силой зазвенели лиры поэтов, на небывалую высоту поднялся русский классический балет. Так начинался Серебряный век русского искусства. Век этот был противоречив и неоднороден. Но самое светлое, что было в нём, всё национальное и духовное, расцвело именно в период правления Александра III, при его поддержке.
Император любил и театр. Ещё в 1869 году архитектор И. Монигетти устроил театр для домашних спектаклей. Из театральных представлений Александр Александрович любил веселую, французскую комедию и от души громко и добродушно смеялся в комических местах. Довольно часто актерами были представители петербургской придворной знати и члены Императорской Семьи, в том числе молодые Великие Князья Владимир и Алексей Александровичи.
[показать]
МАРИЯ ФЕДОРОВНА
В 1866 Александр Александрович женился на невесте покойного брата, датской принцессе Дагмаре (1847-1928; в православии - Мария Федоровна). У супругов родились дети: Николай (впоследствии российский император Николай II), Георгий, Ксения, Михаил, Ольга.
[показать]
СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА 3
Александр Александрович состоял наказным атаманом всех казачьих войск, занимал ряд военных должностей (до командующего войсками Петербургского военного округа и Гвардейского корпуса). С 1868 - член Государственного совета и Комитета министров. В русско-турецкой войне 1877-78 командовал Рущукским отрядом в Болгарии. После войны участвовал вместе с Победоносцевым в создании Добровольного флота - акционерной судоходной компании, призванной содействовать внешнеэкономической политике правительства.
Черты характера и образ жизни заметно выделяли Александра Александровича из придворной среды. Александр III держался строгих правил морали, был весьма набожен, отличался бережливостью, скромностью, неприязнью к комфорту, досуги проводил в узком семейном и дружеском кругу. Интересовался музыкой, живописью, историей (он был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его первым председателем). Способствовал либерализации внешних сторон общественной деятельности: отменил коленопреклонения перед царем, разрешил курение на улицах и в общественных местах и др.
Отличаясь сильной волей, Александр III в то же время обладал ограниченным и прямолинейным умом. В реформах своего отца, Александра II, он видел прежде всего негативные аспекты - рост правительственной бюрократии, тяжелое материальное положение народа, подражание западным образцам. Он испытывал стойкую неприязнь к либерализму и интеллигенции. Эти взгляды подкреплялись впечатлениями от быта и нравов высших сфер (многолетняя связь его отца с княжной Е. М. Долгоруковой, коррупция в правительственных кругах и др.) Политический идеал Александра III опирался на представления о патриархально-отеческом самодержавном правлении, насаждении в обществе религиозных ценностей, укреплении сословной структуры, национально-самобытном общественном развитии.
С большим вниманием относился Император к Церкви. Будучи глубоко православным человеком, он делал все, чтобы поднять на подобающую высоту Православие в Империи. За 13 лет царствования Александра III на казенные средства и народные пожертвования было возведено около 5 тысяч церквей. Среди наиболее замечательных храмов, заложенных или завершенных в его царствование нужно отметить храм Христа Спасителя в Москве, храм Воскресения Христова на месте убиения Александра II (Спас-на-Крови) и храм во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира в Киеве.
[показать]
ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ
После гибели Александра II от бомбы народовольца у трона развернулась борьба между либералами и охранителями. Лидеры охранителей Победоносцев (с 1880 - обер-прокурор Святейшего Синода) и журналист М. Н. Катков выступили против планов изменений в государственном устройстве, предложенных министром внутренних дел М. Т. Лорис-Меликовым. По настоянию Победоносцева Александр III издал 29 апреля 1881 манифест "О незыблемости самодержавия", что привело к отставке Лорис-Меликова и его сторонников.
Начало правления Александра III характеризовалось ужесточением административно-полицейских репрессий и цензуры (Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия, 1881; Временные правила о печати, 1882). К середине 1880-х годов правительству путем репрессий удалось подавить революционное движение, прежде всего "Народную волю". В то же время был принят ряд мер, облегчающих материальное положение народа и смягчающих социальную напряженность в обществе (введение обязательного выкупа и снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского поземельного банка, введение фабричной инспекции, поэтапная отмена подушной подати и др.).
На момент восшествия Александра III на престол финансы России были весьма расстроены. Восемь лет спустя доходы государства впервые превысили его расходы. Правительство энергично поддерживало развитие производства, перейдя от невыгодной для России практики т.н. «свободной торговли» с заграницей, к политике протекционизма в отношении отечественной промышленности. Промышленность, получив необходимый экономический импульс, стала стремительно развиваться. Особенный рост наблюдался в текстильной промышленности, полностью удовлетворявшей потребности рынка, и производившей, наряду с льняными, хлопчатобумажные ткани. После присоединения Средней Азии, отечественный хлопок постепенно вытеснил импортный, ввозимый из Америки, а вскоре русский ситец начал завоевывать и мировой рынок. Россия стала крупнейшим производителем хлопка и льна. Одновременно развивались горнодобывающая и металлургическая промышленность, базирующаяся, как на старом Урале, так и в новых центрах - Донбассе, Кривом Роге. В Сибири началось быстрое освоение золотоносных месторождений, в Баку - нефтяных.
[показать]
Во время коронации в 1883 Александр III объявил волостным старшинам: "Следуйте советам и руководству ваших предводителей дворянства". Отражением этой установки стали меры по охране сословных прав дворян-помещиков (учреждение Дворянского поземельного банка, принятие выгодного для помещиков Положения о найме на сельскохозяйственные работы), усиление административной опеки над крестьянством, консервация общины и большой патриархальной семьи. Предпринимались попытки повысить общественную роль православной церкви (распространение церковно-приходских школ), ужесточались репрессии против старообрядцев и сектантов. На окраинах проводилась политика русификации, ограничивались права инородцев (особенно евреев).
Внешняя политика России при Александре III в основном направлялась самим царем и отличалась прагматизмом, стремлением уберечь страну от втягивания в международные конфликты. Главным содержанием этой политики был поворот от традиционного сотрудничества с Германией к союзу с Францией (заключен в 1891-93). В 1880-90-е годы Россия практически не вела войн (кроме завершившегося взятием Кушки в 1885 завоевания Средней Азии), именно поэтому царя называли "миротворцем".
[показать]
ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР 3 - МИРОТВОРЕЦ
Для хозяйственной жизни России в годы правления Александра III характерен экономический рост, что во многом было связано с политикой усиленного покровительства отечественной промышленности. Благодаря деятельности министров финансов Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте возросли доходы государственного казначейства. Правительство Александра III поощряло рост крупной капиталистической индустрии, достигшей заметных успехов (продукция металлургии в 1886-92 удвоилась, сеть железных дорог в 1881-92 выросла на 47%). Однако бурное развитие промышленности вступило в противоречие с архаичными социально-политическими формами, отсталостью сельского хозяйства, крестьянской общиной, малоземельем, что во многом подготовило почву для социальных и экономических кризисов (голод и эпидемия холеры в 1891-92).
Преждевременная смерть Александра III была вызвана нефритом.
Царственный страдалец тихо догорал, прикованный к ложу смерти. Но в его слабеющем теле все ярче сияло величие его бессмертнаго духа. Он умирал бестрепетно, без жалобы, все время думая лишь о близких сердцу и о своем царском служении. А когда останавливал он мысль на себе, это была мысль о душе своей и о Боге, пред Которым он готовился предстать. До неузнаваемости истощенный, с больными, отекшими ногами, он поднимался на молитву, он преклонял колени и молился так пламенно, как молятся пустынные подвижники, со слезами сердечного умиления, с верой, доступною лишь такому чистому сердцу.
Воистину, благочестивейший Государь умирал пред нами кончиной праведника, без страха или уныния. Он сам объявил, что чувствует приближение смерти. Этот день, 20 октября, был единственным днем царствования, когда Государь уже не работал для страны своей. Еще накануне он давал свои решения на вопросы правления, и на бумагах 19 октября потомство увидит сделанные его рукой пометки: "Читал".
[показать]
ПАМЯТНИК АЛЕКСАНДРУ 3 ВО ДВОРЕ МРАМОРНОГО ДВОРЦА
8 января 1909 года на Знаменской площади Петербурга, перед зданием Николаевского вокзала (нынешняя площадь Восстания) состоялось торжественное открытие памятника Александру III. Автором этой работы стал скульптор Паоло Трубецкой. Для создания памятника скульптору потребовалось восемь лет, он выполнил четырнадцать моделей, при этом две в натуральную величину, и только третья большая модель получила одобрение специальной комиссии и царской семьи.
Открытие памятника было торжественным: на Знаменской площади собрался весь царский двор, выстроились войска Петербургского гарнизона. После того, как с бронзового всадника сползло покрывало, и памятник предстал перед праздничной и торжественной толпой, равнодушных среди зрителей не осталось. Суждения были сами полярными - от восторженного восхищения до убийственной критики. Такими русских императоров еще не изображали никогда: массивный и грузный, совершенно "негероический" всадник в высокой шапке на большой лошади, которая будто бы остановилась перед невидимой преградой. Впечатление тяжести усиливал простой плоский пьедестал из гранита. Критики видели в монументе карикатуру на Александра III, они говорили, что упирающаяся лошадь - это символ России, которая "упирается" неумелым и неумным "понуканиям" царя. По Петербургу пошли гулять стишки, которые помнят еще и сегодня:
"Стоит на площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот
На обормоте - шапка".
После революции 1917 года, когда памятники царям стали убирать с площадей и улиц бывшей столицы, "странный" монумент на Знаменской площади стал казаться неуместным еще больше. В 1937 памятник Александру III тоже "репрессировали" - его, как не представляющий художественной ценности, сняли с пьедестала и отправили на хранение во двор Русского музея. Долгое время посетители музея, случайно глянув из окна во двор, могли увидеть там огромную бронзовую статую. Только в 1994 году памятник "вернулся из ссылки" в центр Петербурга: его установили во дворе Мраморного дворца. И теперь каждый может подойти к нему совсем близко, обойти со всех сторон и попытаться беспристрастно составить собственное мнение об этом необычном конном монументе. Наверное, время делает свое дело, и те, кто сегодня рассматривает памятник Александру III, смогут найти в нем немало достоинств: настоящую монументальность, точную психологическую характеристику, необычное и интересное пластическое решение. Многим, наверное, этот памятник покажется совсем не карикатурой, а скорее олицетворением основательности, надежности, незыблемости - всего того, чего так не хватает в наше сложное время поистине революционных перемен.
| Лёля |
|
|
|
|
|
|
|