• Авторизация


"Отец драконов" Антонио Гауди, или национальные символы в творчестве архитектора . 22-12-2025 06:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Последнюю четверть XIX – начало XX веков принято называть «прекрасной эпохой». Это и правда удивительное время, длительный (относительно прошлого) мирный период на территории Европы, характеризующийся ростом уровня жизни людей, развитием городской культуры, научно-техническим прогрессом. Это также время декаданса, когда значительную часть общества охватывают пессимистические настроения и ощущение приближения конца света. Вероятно, можно считать, что пессимисты были правы, ведь Первая Мировая война моментально положила конец «прекрасной эпохе», но речь сейчас не об этом.

Именно в это время в Испании, а точнее в Каталонии, строил свои невероятные дома Антонио Гауди (1852 – 1926 гг). Это был по-настоящему благодатный период для архитектора, поскольку именно тогда, благодаря развитию промышленности, Барселона начала свой путь к процветанию. Столица Каталонии начала богатеть, что вызвало настоящий строительный бум. Из провинциального города Барселона, как Золушка, стала преображаться и приобретать тот облик, который сегодня привлекает в город миллионы туристов, нравится это местным жителям или нет…

Вся эпоха конца XIX века характеризуется ростом национального самосознания в европейских странах, и Испания не стала исключением. В Каталонии этот поиск идентичности идёт перекрёстными путями: с одной стороны подчёркивается отличие Каталонии от метрополии, в искусстве возрождаются характерные региональные особенности прошлого; с другой стороны, ещё нет настолько жёсткого противостояния с Мадридом, многие богатые коллекционеры завещают свои коллекции как музеям Барселоны, так и Прадо, главному музею столицы Испании.

Архитектура Гауди является воплощением этого превалирующего настроения в обществе. Помимо религиозных символов, он включает в свои здания и национальную символику – как исключительно каталонскую, так и общеиспанскую. Например, в элементах декора можно найти множество стилизованных кипарисов, пальм, отсылающих нас к растительности средиземноморья. Но сегодня мне хотелось бы рассмотреть поближе, возможно, немного неожиданные символы – в первую очередь, драконов, которых можно найти на многих постройках Гауди. Приглашаю вас прогуляться вместе и оценить, чем великий архитектор сможет нам удивить.

Но прежде, чем мы с вами отправимся искать драконов на зданиях Гауди, давайте разберёмся, почему архитектор придавал им большое значение. Дело в том, что драконы занимают особое место в каталонской культуре. А началось всё с одной легенды. Граф Вифред Волосатый (или Мохнатый), родоначальник правителей Каталонии, так хорошо правил, что подлые сарацины отправили дракона-убийцу с заданием истребить всю каталонскую нацию. На бой с драконом вначале выходили разные рыцари, но у них ничего не получалось, и вот Вифред взял эту задачу на себя и успешно убил дракона. С тех пор для Каталонии дракон – это важнейший символ национального самосознания, первая победа первого правителя Каталонии.

И вот, уже при выполнении своего первого большого заказа – постройке дома Висенса (1883 – 1888 гг) – Гауди не забывает включить дракона в оформление.

Дом Висенс

Дом Висенс (фрагмент)

Дом Висенс (фрагмент)

В зданиях архитектора некоторые искусствоведы склонны выделять ещё один необычный национальный символ – на этот раз общеиспанский – воплощение величайшего романа Испании авторства Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». В проектах Гауди можно найти сочетание высокой тонкой башни и низкого приземистого домика, которые, вероятно символизируют Дон Кихота собственной персоной (высокая башня) и его верного спутника Санчо Пансу (низкое приземистое строение). Впервые такое сочетание мы видим в так называемом Эль Капричо, вилле, построенной для Массимо Диаза де Кихано в 1883 – 1885 гг. Связь с Дон Кихотом здесь тем более уместна, что настоящее имя героя книги – Алонсо Кехана.

При этом, узор мозаики на вершине башни «Дон Кихот» напоминает нечто среднее между орлом и всё тем же драконом.

Эль Капричо

Следующим нашим объектом будут павильоны Гуэля (1884 – 1887 гг). Здесь между двумя домиками привратников расположились «драконьи» ворота. На этот раз этот милый зверь пришёл к нам не из легенды о Вифреде, а из древнегреческого мифа об одном из подвигов Геракла, описанного каталонским классиком Жасинтом Ведрагером в поэме «Атлантида».

Геракла считают прародителем испанских королей, а с драконом, согласно «Атлантиде», мифический герой встретился лицом к лицу при поиске яблок в саду Гесперид. Для добычи спрятанных фруктов Гераклу пришлось не только одолеть дракона, но и раздвинуть Африку, создав тем самым Испанию.

Именно эта история послужила вдохновением для Гауди при конструировании ворот для дома своего покровителя. Домики привратников вновь наводят на мысль о ещё одной литературной отсылке: к Дон Кихоту и Санчо Пансе.

Павильоны Гуэля, дома привратников

Павильоны Гуэля, драконьи ворота

Чтобы завершить тему Дон Кихота, пройдём мимо ворот в Парк Гуэль и будем перемещаться в центр Барселоны.

Парк Гуэль, павильоны у входа

Ну что же, самое время нам прогуляться по центру Барселоны и посмотреть на фасад Палау Гуэль – дома, построенного Гауди для его главного покровителя и поклонника Эусебио Гуэля в 1886 – 1888 гг. Долго искать дракона нам не придётся – прямо у входа мы натыкаемся на скульптурную композицию, включающую в себя нашего любимого зверя верхом на конструкции, напоминающей герб Каталонии. В общем, эта скульптура объединяет в себе две основные легенды о Вифреде Волосатом: когда герой Каталонии участвовал в битве за Барселону и был тяжело ранен, к нему в палатку зашёл Людовик Благочестивый, сын Карла Великого. Впечатлённый смелостью Вифреда, Людовик поблагодарил его за героизм, опустил руку в рану и четырьмя кровавыми пальцами провёл линии на золотистом щите раненого героя. Именно так, по легенде, появился герб Каталонии, и никого не смущает, что взятие Барселоны имело место лет на 10-15 раньше рождения Вифреда. Что тут сказать? Людям нужны легенды!

Палау Гуэль

Палау Гуэль, скульптурная композиция у главного входа

Давайте теперь пройдёмся по крыше дворца, где был разбит сад. При оформлении крыши Гауди впервые в своей карьере использовал традиционную народную каталонскую технику битой керамики, вглядевшись в узор которой один наблюдательный турист увидел очертания Коби, талисмана Олимпиады – 1992 в Барселоне, и эмблему самих Олимпийских игр. Гауди-провидец? Смог предсказать появление этих символов? Всё оказалось куда прозаичней – это всего лишь шутка реставраторов.

Палау Гуэль, фрагмент украшения

Коби, талисман Олимпийских игр – 1992 с эмблемой Олимпиады на груди

Как ни прискорбно, но нам пора завершать прогулку… Апогеем темы драконов в архитектуре Гауди стал Дом Батльо (1904 – 1906 гг) - ещё одна архитектурная жемчужина в центре Барселоны - который сам по себе является олицетворением истории победы над драконом. Крыша – чешуя зверя; башня, увенчанная крестом – поразившее дракона копьё; нижние окна – кости, черепа жертв кровожадной зверюшки до того, как её саму постигла расплата.

Дом Батльо

Дом Батльо, крыша с башней

Дом Батльо, окна с «костями»

Дом Батльо, окна с «костями»                                                                                                                               https://dzen.ru/a/aMRUR4j4XmUalXr1?from_site=mail 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Благодарю,дорогая! Желаю успешного начала недели, полного энергии и вдохновения.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Отец драконов" Антонио Гауди, или национальные символы в творчестве архитектора . | дракоша52 - Дневник дракоша52 | Лента друзей дракоша52 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»