Жан-Антуан Ватто (годы жизни 1684-1721), уроженец Валансьена, не отличался счастливым детством. Причиной тому был и непростой нрав юноши, и сложные отношения с отцом. Отец – простой плотник – не разделял увлечения сына живописью, хотя и позволил ему учиться у местного художника – Жака-Альбера Герена. В восемнадцать лет – в 1702 году – Ватто покинул родной дом и отправился в Париж, где стал зарабатывать себе на жизнь копированием картин. Работа была изнурительной, а оплата мизерной, ему едва хватало на еду.
Судьбоносным для живописца стал 1703 год, когда он познакомился с Клодом Жилло. Жилло заметил талант молодого человека и взял его в ученики. С 1708 по 1709 годы Ватто учился у Клода Одрана. Общение с этими мастерами пробудило его интерес к театру и декоративному искусству. Огромное влияние на творчество Ватто оказали работы Питера-Пауля Рубенса, которые он изучал в Люксембургском Дворце французской столицы. Стремясь попасть в Рим, Ватто решил поступить в Академию Художеств. В 1710 он вернулся в Париж уже зрелым художником. Многие свои произведения он посвятил военной тематике. В 1717 Жан-Антуан создал одно из своих самых известных полотен – «Паломничество на Остров Киферу». За эту работу он был удостоен звания «художника галантных празднеств». Не менее известна его картина «Капризница», написанная в 1718 году. Глубина его работ раскрывается не только в самом сюжете, но и в тончайшей поэтичности, которой они пронизаны.
В конце 1717 Ватто заболел туберкулёзом, что по тем временам было равносильно смертному приговору. Болезнь оставила отпечаток на его творчестве в виде грустных мотивов. Пытаясь противостоять недугу, он даже посетил Великобританию в конце 1719 года, надеясь на благоприятное влияние климата. Последние дни своей жизни Ватто провёл в загородном доме близкого друга Эдме-Франсуа Жерсена, он скончался от болезни 18 июля 1721. За свои недолгие 36 лет он оставил потомкам около 20 000 картин.
1 картина. «Праздник Любви»
- Дата создания: 1717 год
- Размеры: 61 х 75 сантиметров
- Место нахождения: Галерея Старых Мастеров (Дрезден, Германия)
Оба полотна Ватто, будь то это или «Общество в Парке», представленное ниже, были написаны в едином ключе, относящемся к так называемым «Галантным Вечеринкам».
Однако с какой деликатностью мастер изображает взаимоотношения, которые в исполнении менее чуткого художника могли бы превратиться в вульгарность. Недаром покровительствуют этой сцене Венера и Купидон, чей жест, тянущийся за стрелами, остаётся неудовлетворённым.
2 картина. «Общество в Парке»
- Дата создания: 1716-1719 годы
- Размеры: 60 х 75 сантиметров
- Место нахождения: Музей Лувр (Париж, Франция)
Ватто – это один из именитых художников, яркий представитель стиля рококо. Это французский художник, поэтому основы его творчества просто нельзя рассматривать, не затрагивая французскую культуру на период с конца XVI по начало XVII столетий. Работы Ватто вписывали в себя практически все, начиная от живописи той же эпохи и заканчивая литературой или музыкой. Для того чтобы человек смог насладиться искусством этого художника и настоящего мастера художественного творчества, необходимо не только смотреть на его картины или читать о них полезную информацию, но и быть достаточно эрудированным. Речь идёт об эрудированности и осведомлённости в любой разновидности искусства того времени, в котором жил и писал свои картины этот художественный деятель.
Человек, который хочет вкусить и проникнуться всей магией и красотой картины «Общество в Парке», должен иметь хотя бы поверхностное представление о том, какой характер произведений были у Пера Корнеля, Жана-Оноре Фрагонара и Франсуа Куперена. Грубо говоря, нужно проникнуться духом эпохи Людовика XIV, и тогда обычные с виду картины Ватто превратятся в настоящие истории, полные чувств, эмоций и переживаний.
Ватто смог при помощи своих произведений живописи создать самый настоящий отдельный жанр, который стали традиционно называть «Галантными Вечеринками». И одной из самых выдающихся работ, которая является ярким представителем сего жанра – «Общество в Парке». Ценители и знатоки, которые тонко чувствуют такие работы, смогу оценить её по достоинству. Как отметил Освальд Шпенглер, Ватто относится к сфере Иоганна-Себастьяна Баха и Франсуа Куперена. Поэтому, как уже было сказано выше, для точного понимания картины и её скрытых смыслов, необходимо изучить тот мир и ту эпоху, в которой жил художник. Но и без понимания того времени можно увидеть, что Ватто придаёт значение цветам, колориту, персонажам и природе.
3 картина. «Песня о Любви»
- Дата создания: 1715-1718 годы
- Размеры: 50,8 х 59,7 сантиметров
- Место нахождения: Национальная Галерея Лондона (Лондон, Англия)
Жан-Антуан Ватто по праву считается основоположником стиля рококо. Несмотря на то, что он получил доступ в Академию Живописи и Скульптуры, основанную в Париже в 1648 году, уже в 1712, долгое время он не был её официальным членом. Необычность ситуации заключалась в том, что его произведения не соответствовали традиционным академическим канонам. Лишь после представления нескольких работ, художник был принят в академию в 1717 году, благодаря картине «Паломничество на Остров Киферу».
Интересовавшие Ватто образы пользовались огромной популярностью среди парижской элиты и вдохновляли многих творцов. Например, темы его полотен перекликаются с названиями клавирных композиций Франсуа Куперена, как, например, пьеса «Колокола Киферы» из сюиты № XIV. Главным направлением в его творчестве стали так называемые «Галантные Вечеринки», изображавшие аристократическое общество на лоне природы, предающееся беседам, танцам, музыке и флирту. Картина «Песня Любви», одна из гравюр, выполненных Раймоном ле Басом и включённых в публикацию произведений Ватто, изданную Жаном де Жюльеном – близким другом художника – в 1736 году, первоначально называлась «Гамма Любви» и получила широкую известность.
4 картина. «Итальянские Комедианты»
- Дата создания: 1720 год
- Размеры: 63,8 х 76,2 сантиметров
- Место нахождения: Национальная Галерея Искусства (Вашингтон, округ Колумбия, США)
Художественное наследие Ватто – создателя жанра «галантных вечеринок» – невозможно представить без театральных сценок с персонажами Комедии дель Арте. Вероятно, сия картина – одна из самых поздних композиций с актёрами театра, исполненных живописцем. Она немного перегружена фигурами, в ней не ощущается строгая сдержанность Жиля и Меццетино. Но эта работа в какой-то степени – групповой портрет комедиантов.
Посередине маленькой сцены стоит Жиль, у ног которого лежит гирлянда роз. Чувствуется, что этот большеротый и носатый герой реален, он только что сбросил простодушное выражение своего персонажа и явил публике естественное, усталое лицо. Он привлекает внимание товарищей по группе, на него также указывает рука актёра, исполняющего роль Арлекина. Вокруг Жиля строится всё действие, теснятся другие артисты. В картине пятнадцать фигур, представляющих все маски – тут и Меццетино, и Коломбина, и Панталоне.
Это торжественный и прощальный выход комедиантов на бис, которых Ватто вызвал из глубины своих воспоминаний, чтобы показать благодарным ценителям искусства и навсегда проститься с ними. В тесной группе старающихся казаться весёлыми лицедеев есть что-то бесконечно печальное. Будто они разделяют грусть, которую испытывает зритель, знающий, что перед ним – последняя театральная композиция мастера.
5 картина. «Паломничество на Остров Киферу»
- Дата создания: 1717 год
- Размеры: 129 х 194 сантиметра
- Место нахождения: Музей Лувр (Париж, Франция)
Ватто написал эту великолепную композицию в качестве вступительного испытания при поступлении в Королевскую Академии Живописи и Скульптуры. Каждый историк искусства по-своему интерпретировал аллегорию этой поездки на остров Любви. Произведение было размещено в коллекциях академии, а в 1793 году работа вошла в Центральный Музей Искусств Республики – будущий Музей Лувр.
В древние времена остров Кифера, расположенный на архипелаге греческих островов, считался одним из вероятных мест рождения Афродиты – богини любви: остров стал священным местом, посвящённым Афродите и Любви. Возможно, вдохновлённая некоторыми операми XVII века, эта картина показывает нам любовный маршрут пары к острову Любви. На картине изображены пары, разбросанные по холму острова и стремящиеся вернуться в лодку, которая вернёт их домой. Молодая женщина оборачивается и с сожалением смотрит на место своего счастья. В основном, персонажи отправляются на борт красивой лодки, которую переполняет любовь. У картины очень романтичная конструкция, тонкие движения групп персонажей, вибрирующие прикосновения красивых цветов. Но одним из самых инновационных элементов произведения, без сомнения, является туманный и таинственный пейзаж на заднем его плане, отмеченный как влиянием ландшафтов со стороны Питера-Пауля Рубенса, так и пейзажей Леонардо да Винчи.
Сначала мы видим группу людей во главе с молодой женщиной и её возлюбленного. На одежде мужчины вышито пронзённое стрелой сердце, изящные знаки отличия путешествия, которое он хотел бы предпринять. Женщина противостоит ему с равнодушием, которое может быть притворным. Посох паломника всё ещё лежит на земле, слева от группы. Есть и другая пара, где мужчина подаёт возлюбленной руку, чтобы помочь ей подняться. Ещё один мужчина берёт свою женщину за талию, чтобы поддержать её. Теперь влюблённые спускаются на пляж, и, весело смеясь, идут к лодке. При этом женщины крепко цепляются за своих мужчин.
Наконец, паломники приводят своих друзей к гондоле, которая сметает над водой свою золотую химеру, гирлянды цветов и красные шёлковые шарфы. Опираясь на вёсла, лодочники уже готовы их использовать. И, уже несущий ветерок, развевающиеся Маленькие Амуры ведут путешественников к лазурному острову, который появляется на горизонте. Картина пропитана любовью и нежностью, атмосферой всеобщего счастья. Ничем не примечательный островок, изображённый художником, кажется райским местом в окружении влюблённых парочек. Именно они создают атмосферу картины. Хотя немаловажным элементом является и лазурное небо, плавно перетекающее в море, а также рельефные холмы.
6 картина. «Капризница»
- Дата создания: 1718 год
- Размеры: 42 х 34 сантиметра
- Место нахождения: Музей Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия)
Ватто первым из художников Франции решил отвергнуть академизм с его героической патетикой. Перед нами одна из его так называемых «Галантных Картин». Он стремится передать зрителю переживания и чувства главных персонажей. Это зарисовка, сделанная художником в саду, где обычно гуляли представители светского общества. Мы видим молодую даму. На ней тёмное элегантное платье. Голова её гордо поднята, а губы капризно надуты. Дама обернулась к своему кавалеру, а он говорит ей что-то очень вкрадчиво. Зрителю становится понятно, что дама и её кавалер в этих делах весьма искушены. Мы видим просто любовную игру. Эта интимная сценка происходит в одной из достаточно уединённых аллей старого парка.
Художник смог передать терзающие героиню сомнения. Она никак не может определиться с тем, что лучше уйти или же выслушать то, что хочет сказать ей мужчина. Ватто хотел максимально точно зафиксировать реакцию женщины и её характер. Он пытался передать тревогу, которую достаточно сложно уловить. Художник совершенно поэтизирует абсолютно банальный эпизод. Вносится оттенок мечтательности и грусти, которая тщательно скрыта. Но при этом ощущается во всём. Колорит картины представляет несомненный интерес. В его основе только нежные тона. В самих фигурах цвет достаточно насыщен. Он подчёркивается мягкостью красок, которые Ватто использовал для изображения пейзажа. Деревья полупрозрачны, а силуэты прогуливающихся пар лишь угадываются.
Можно почувствовать во всей композиции ритм музыки. Контур фигур прихотлив, мягкие очертания деревьев с узором тонких сплетённых ветвей, краски звучат очень нежно. Это словно аккорд, который звучит очень тихо. Ватто нарочито использует полутона. Он передаёт чувства сдержанно. Композиция построена изящно. Краски нанесены мазками. Они то сияют, то лишь слегка мерцают. Работа невероятно лирична. Бытовая сцена изображена с глубоким лиризмом.
7 картина. «Савояр с Сурком»
- Дата создания: 1716 год
- Размеры: 40,5 х 32,5 сантиметра
- Место нахождения: Музей Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия)
Картина была написана с натуры, именно в том месте, которое на ней изображено. Умелый художник изобразил на ней маленького музыканта, который прогуливался и одновременно работал в светлый погожий день. Лицо юноши открытое и улыбчивое, он не стесняется смотреть прямо на рисующего его художника, а блуждающая улыбка просто не сходит с его лица. Он одет в достаточно скромную, но удобную для него одежду, ведь вся его работа в движении. Его наряд тёплого коричневого цвета, почти такого же, как и трава под его ногами. Поэтому его костюм говорит о многодневных путешествиях и отсутствии у него родного дома.
Юноша отправился в путь, захватив с собой флейту и коробку с другом. В коробке живёт дрессированный сурок, который по команде достаёт из коробки записки «на счастье» для публики. Художник изобразил артиста и его маленькое подмастерье с внутренней теплотой и лирикой, характерной для его работ. Аккуратно и незаметно подчёркивается одиночество юноши на фоне осеннего уже холодного неба и отсутствие многочисленных поклонников его ремесла.
Деревья уже облетели и стоят поодаль от артиста совершенно нагие. Вдалеке виднеется здание, похожее на церковь, и множество небольших домиков местных жителей. По картине сложно понять, парень только пришёл в деревню или уже её покидает, но у него пока нет зрителей. И хочется верить, что они сейчас соберутся вокруг него, чтобы посмотреть, как он играет на своей флейте волшебные мелодии, и как его ручной обученный зверёк будет доставать пожелания каждому, кто кинет ему монетку.
8 картина. «Меццетино»
- Дата создания: 1718-1720 годы
- Размеры: 55 х 43 сантиметра
- Место нахождения: Метрополитен Музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)
Жан-Антуан Ватто – один из тех людей, кто лучше всех выразил дух XVIII столетия – века игры, театра, жизни чувств – обучался живописи у театральных мастеров. Он и сам любил театр, принимал участие в так называемых «галантных вечеринках», которые устраивал его друг – банкир и коллекционер Пьер Кроза, поэтому большинство работ художника навеяно именно этим видом искусства.
Одна из них – картина «Меццетино», на которой изображён персонаж итальянской Комедии дель Арте, некогда популярной в Париже – хитрец и шут. Он одет в свой традиционный наряд – берет, полосатый жакет с белым гофрированным воротником и бриджи. Герой поёт, аккомпанируя себе на гитаре, серенаду. Но чувство его безответно, на это намекает нам статуя в виде женской фигуры, повёрнутая спиной к несчастному влюблённому. Шутливая сценка полна, однако, тонких чувств, которые так ценил галантный век, и в совокупности с дивными оттенками красок и тончайшими лессировками полотно рождает то ощущение от живописи Ватто, о котором французские писатели – братья Гонкуры – однажды сказали так:
«Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи».
Картину, светящуюся счастьем, больной чахоткой художник написал незадолго до своей ранней смерти. Как и многие его образованные современники, он стремился разделять философию эпикурейцев, учивших не думать о страданиях. Но красивая мелодия Меццетино, которая слышится в этом произведении Ватто, всё-таки грустная.
9 картина. «Жиль»
- Дата создания: 1717-1719 годы
- Размеры: 184 х 149 сантиметров
- Место нахождения: Музей Лувр (Париж, Франция)
Ватто – крупнейший французский живописец, своеобразный пророк стиля рококо, отдававший предпочтение мифическим и сюжетным сценкам. Также он уделял много внимания актёрам в их традиционных ролях. Его картины обычно выполнены с большим искусством и вниманием к деталям, нагружены и смыслом, и персонажами, и мелочами, из которых создаются интерьеры. Жильем во Франции называют всем знакомого Пьеро, который родился в Италии, будучи маской Комедии Дель-Арте. Первоначально его роль была ролью ещё одного слуги – вечного соперника Арлекина – маленького хитрого и изворотливого, ловко маскирующего это внешним добродушием и неуклюжестью. Однако все его планы часто проваливались и срывались, Коломбина уходила к Арлекину, и однажды образ Пьеро был переосмыслен. Из комического он стал трагическим персонажем, постепенно из прохвоста трансформировавшись во всеми гонимого несчастного влюблённого.
На картине Ватто Пьеро предстаёт именно в этом образе. Несмотря на наличие вокруг него людей, он одинок. Спектакль окончен, все заняты своими делами, а он стоит на пригорке с видом растерянным и непонимающим. Опущенная линия горизонта возносит его над остальными, превращая картину в портрет и указывая на то, насколько иной уровень мышления и интересов у его коллег. Они равнодушны к Пьеро, их занимают разговоры, и в его жизни роль их – не большая, чем роль статуи фавна, глядящей серьёзно и глупо. Он одет в свой традиционный костюм. Остроконечная шляпа, сдвинутая на затылок, имеет смутное сходство с нимбом.
Играя персонажа трагического и непонятого, Пьеро и в жизни остаётся таким же, никому ненужным, всеми отвергнутым и ни у кого не находящим понимания. На зрителя он смотрит грустно и как бы просительно, словно бы предполагая, что во власти смотрящих на него избавить его от этой смертельной тоски.
10 картина. «Вывеска Лавки Жерсена»
- Дата создания: 1720 год
- Размеры: 163 х 306 сантиметров
- Место нахождения: Дворец Шарлоттенбург (Берлин, Германия)
Ватто – сын кровельщика – с детства пристрастившийся к рисованию. В юности, не имея средств к существованию, серийно копировал картины мастеров живописи. Репродукции, которые в наши дни создаются при помощи цифровой печати, молодой Ватто перерисовывал – каждую в отдельности. Однако, несмотря на нескончаемое трудолюбие, будущий художник обладал крайне несговорчивым характером, и поэтому часто менял учителей и работодателей. Дольше всех он продержался учеником у Клода Жилло, переняв от наставника страсть к изображению театральных сцен и жизни актёров. Жанр его работ позднее получил название «Галантные Вечеринки» – по названию одной из картин. Произведения Ватто были чрезвычайно популярны у современников.
Полотно «Вывеска Лавки Жерсена» – последнее, что успел нарисовать художник перед смертью. Эдме-Франсуа Жерсен был приятелем Жана-Антуана, и тяжело больной художник поселился у него в последний год своей жизни. Жерсен недавно купил антикварный магазин и предложил написать вывеску для своего приобретения. Как таковая, вывеска не особо и была нужна; Жерсен всего лишь пытался занять своего умирающего друга хоть какой-нибудь работой. Но картина удалась на славу; сегодня она считается лучшей работой в творческой карьере художника, его «лебединой песней». Несмотря на большой размер, непривычный для творца, она была написана всего за одну неделю, причём работал Ватто только по утрам. Это единственная работа автора, где действие происходит в интерьере, а не на фоне пейзажа.
Картина-вывеска написана на двух отдельных холстах, вставленных в единую раму – вероятно, просто не нашлось полотна нужного размера. Антикварный магазин, изображённый художником, с пола до потолка завешан картинами. В левом углу слуги упаковывают в ящик старинный портрет. Справа потенциальные покупатели изучают товар. Считается, что под видом простой вывески Ватто представил историю живописи в том виде, в каком он её представлял.
11 картина. «Затруднительное Предложение»
- Дата создания: 1715-1716 годы
- Размеры: 65 х 84,5 сантиметра
- Место нахождения: Музей Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия)
Свои художественные шедевры Жан-Антуан Ватто творил в эпоху рококо. Это был замечательный французский живописец, загадочный и самобытный. Он писал поистине уникальные работы, далёкие от стиля академической школы живописи. Одной из подобных знаменитых картин является «Затруднительное Предложение». Сам автор оставлял полотна без названий и датировок. Данное позже название его творению как нельзя лучше отражает его художественное содержание. Первое впечатление от неё – гармоничность композиции. Фоном служит красивый пейзаж: трава, деревья и облачное небо. Но это природное спокойствие нарушено отдыхающими здесь господами. Дорого одетые барышни и мужчины проводят досуг в парке.
Жанровая картина включает в себя пять персонажей с их уникальными внешними чертами, занятиями, жестами и эмоциями. Прежде всего, взгляд привлекает расположенная в центре полотна пара. Девушка стоит полуоборотом, присобрав руками подол длинного платья, будто собираясь уходить. Рядом с ней – молодой мужчина жестом старается её удержать. Маркиза кажется раздосадованной и обиженной. Остаётся лишь догадываться, в чём же состояла ссора этих людей. За двумя стоящими персонажами мирно отдыхают на полянке под деревьями две девушки и мужчина. Дамы о чём-то переговариваются, одна из них между делом поигрывает на гитаре. Юный господин в красном камзоле устремил взгляд сквозь них на разругавшуюся парочку. Ехидная улыбка на его лице свидетельствует, что он догадывается о скором исходе происходящей ссоры. Выразительность характеров героев говорит о великолепном мастерстве Ватто. Он мастерски изобразил сценку из жизни XVIII века со своими особыми переживаниями героев, при этом лишённую театрального пафоса. «Затруднительное Предложение» в наши дни находится в Музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
12 картина. «Радости Бала»
- Дата создания: 1714 год
- Размеры: 53 х 66 сантиметров
- Место нахождения: Даличская Картинная Галерея (Лондон, Англия)
Жан-Антуан Ватто, признанный мастер так называемых «галантных сцен», в своём искусстве, по-видимому, сумел запечатлеть многообразие аспектов жизни его эпохи – от камерных будуарных зарисовок и променадов до светских приёмов и всевозможных развлечений. Не оставил он без внимания и балы. Балы во Франции представляли собой значимое и пышное событие. Это была прекрасная возможность продемонстрировать себя, оценить других, потанцевать и насладиться обществом. К сожалению, это великолепное мероприятие было привилегией лишь высших слоёв общества, которые должны были соблюдать строгий бальный этикет. Однако к концу жизни Ватто наблюдал, как балы стали доступны и другим, менее привилегированным сословиям. За определённую плату представители разных слоёв общества могли поучаствовать в этих увеселениях.
Для стиля живописца характерны черты, переданные в полотне – обширное открытое пространство, непременно обрамлённое некими объектами, в данном случае – торжественными арками, природа, напоминающая театральные декорации, небольшие фигуры людей и световые акценты, гармонично распределённые по картине. Главная ценность работы кроется в духе галантности, который свидетельствует о расцвете творчества Ватто, передавая тонкое ощущение изящного, утончённого и мастерского исполнения.
13 картина. «Урок Любви»
- Дата создания: 1717 год
- Размеры: 44 х 61 сантиметр
- Место нахождения: Национальный Музей Швеции (Стокгольм, Швеция)
Жан-Антуан Ватто является известным французским художников XVIII века. Его работы противоречили академизму, который сменялся на рококо в то время. Вместо ярких оттенков и религиозных сказаний он пытался показать симфонию человеческой души с помощью мягких цветов и чётких изображений лиц.
На картине «Урок Любви» показан укромный уголок летнего парка и пять молодых людей в нём – три дамы и два юноши. Все они разговаривают друг с другом, находясь рядом со статуей нимфы. Каждый из них занят своим делом, несмотря на то, что они будто ведут беседу. Один из парней играет на лире, а девушка собирает что-то в кустах зелени и тянется к статуе. Также можно увидеть девушку и парня, которые заинтересованы беседой друг с другом, они находятся близко. Вокруг них множество свежей зелени и нежных цветов, которые характеризуют светлые и лёгкие чувства молодых людей. Атмосфера лёгкости пронизывает картину не только за счёт объектов на ней, но и с помощью цветов и оттенков. На полотне можно увидеть заинтересованность молодых людей друг в друге – светлая любовь витает в воздухе вокруг девушек и парней.
Многие говорят, что работы этого художника похожи на сцены из театральных постановок – они выглядят изысканно и выверенно. Картина «Урок Любви» не исключение – молодые люди находятся в театральных позах, хорошо видны выражения лиц и их эмоции. Картина выполнена в стиле рококо, который в XVIII столетии во Франции достиг своего пика. Он характеризуется лёгкостью, мягкими оттенками, изображением сцен праздников и светских бесед. Часто на картинах показываются чувства людей друг к другу. Художники, работавшие в этом стиле, часто нарушали правила академизма, чтобы придать картинам особую атмосферу. https://dzen.ru/a/aSBHe92yOTyVcN-k?from_site=mail