Среди бесконечного разнообразия советского фарфора есть особая, очень живая категория — скульптурные изображения танца. И если балерины ЛФЗ давно стали классикой, то большое многообразие статуэток, которые условно можно объединить в серию «Танцы народов мира» остается яркой и немного менее изученной жемчужиной коллекционеров. Эти фигурки — не просто интерьерные безделушки. Это художественная летопись целой эпохи, где каждая поза и каждый узор рассказывают историю.
Статуэтка «Китаянка с веером», скульптор Шушканова Л., фарфор, Гжель, 1950-60 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Истоки серии: Фестиваль и дружба народов
Расцвет серии пришелся на 1950-1960-е годы, и это не случайно. В 1957 году Москва принимала грандиозный VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, на который съехались тысячи гостей со всей планеты. Дух интернационализма, интерес к другим культурам и их визуальному языку захватил и фарфоровые заводы. В ответ на этот запрос родилась серия, призванная в изящной скульптурной форме воспевать многообразие и дружбу народов не только СССР, но и всего мира.
Статуэтка «Хоровод дружбы» (Фестиваль), скульптор Чечулина Г. Д., фарфор Дулево, 1957 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Секреты мастерства: от эскиза до витрины
Создание каждой модели было настоящим искусством. Скульптор начинал с эскиза и пластилиновой формы, стремясь уловить самую характерную, узнаваемую позу танца. Затем создавалась гипсовая форма для отливки из жидкого фарфорового шликера.
Статуэтка «Танец дружбы», скульптор Чечулина Г. Д., Дулево, 1961 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Особая магия заключалась в декоре. Мастера использовали весь арсенал:
-
ручную полихромную роспись для передачи сложнейших орнаментов костюмов;
-
филигранное золочение и люстр для создания эффекта драгоценных тканей и украшений;
Статуэтка, карандашница «Ингушский танец», автор Рыжов К. С., фарфор, ЛФЗ, 1930-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
-
сочетание рельефа и росписи, когда кружево или узор не просто рисовали, а слегка «вылепливали» на поверхности.
Именно эта кропотливая ручная работа, проводимая после первого («утельного») обжига, и делает каждую статуэтку уникальной, даже в рамках одного тиража.
Статуэтка «Танцующая казашка», скульптор Л. М. Холина, художник Е. Н. Лупанова, ЛФЗ, 1950-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Звезды коллекции: география в фарфоре
Серия поражает своей географией. Взгляните на полку, и перед вами развернется целый карнавал.
-
«Русский танец» (КЭКХЗ, автор О. Жникруп): фигурка русской плясуньи, где плавно развевающееся платье полностью покрыто крупным узором из алых цветов с зелёной листвой, подчёркивающим движение и лёгкость силуэта.
Статуэтка «Русский танец», скульптор Жникруп О. Л., фарфор, Киевский ЭКХЗ, 1976-91 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Статуэтка «Мексиканский танец», скульптор Богданова О. М., фарфор, Дулево, 1964-68 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Коллекционная ценность: на что смотреть?
Цены на эти статуэтки, как и на любой арт-объект, определяются рядом факторов:
Скульптура «Латвийский народный танец», скульптор З. Улсте, Рижская фарфоровая фабрика, 1953-63 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Статуэтка «Девушка с платком» (Белорусский танец) с подписью автора золотом, скульптор Артамонова О. С., ДФЗ Вербилки, 1950-60 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Совет для начинающих коллекционеров: обращайте внимание на марки на основании — они расскажут о заводе и периоде выпуска. А изучение каталогов и музейных коллекций поможет отличить массовую продукцию от по-настоящему авторской работы.
Статуэтка «Латышский народный танец», скульптор И. Ванага, Рижская фарфоровая фабрика, 1953-63 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
«Танцы народов мира» — это больше, чем фарфор. Это застывшая музыка, этнографическая заметка и памятник оптимистичному восприятию мира из прошлого века. Они продолжают танцевать на полках, радуя глаз и согревая душу ценителей настоящего искусства. «Грузинский танец» (автор Н. А. Малышева): ценный и редкий экземпляр. Мужская фигура в традиционной черкеске с газырями и женская в длинном платье-лечаки застыли в изящном, сдержанном движении. Эта статуэтка особенно ценится за тончайшую проработку деталей и изысканную позолоту. 
-
«Танцующая китаянка Тао Хоа» (Вербилки): эта композиция — целая история в фарфоре. Её прототипом стала балерина Татьяна Вечеслова, а сюжет отсылает нас к знаменитому балету «Красный мак» Рейнгольда Глиэра, где китайская танцовщица символизирует пробуждение народа. Узнали связь? Это блестящий пример, как «большое» искусство тиражировалось в доступном фарфоре.
-
«Индонезийский танец с лентами» (ЛЗФИ, автор А. Киселев): фигура, чья грация и плавность линий выдают руку мастера, чьи работы сегодня хранятся в музеях от Германии до Японии.
-
«Мексиканский танец» (Дулёво, автор О. Богданова): яркий, темпераментный образ, отражающий период активных культурных связей СССР с Латинской Америкой.
-
Авторство и завод. Работы известных скульпторов и престижных заводов (ЛФЗ, Дулёво, ЛЗФИ) ценятся выше.
-
Сохранность. Важна целостность (отсутствие сколов, реставрации) и состояние росписи и позолоты.
-
Редкость. Некоторые модели выпускались малыми тиражами или недолго, что сразу делает их «гвоздем» любой коллекции.
-
Художественная выразительность. Чем точнее и изящнее передана динамика танца и детали костюма, тем выше ценность.
-
-
https://dzen.ru/a/aTaRWULOG17LbYkF?from_site=mail