Эмиль Клаус Emile Claus – известный бельгийский живописец, работавший на рубеже XIX и XX столетий. Он оставил после себя богатое наследие, включающее восхитительные полотна в жанрах пейзажа, бытового жанра и портрета.
Эмиль Клаус родился 27 сентября 1849 года в Синт-Элуа-Вийве, деревне в Западной Фландрии (Бельгия), на берегу реки Лис, в многодетной семье местного торговца, владельца лавки.
С самого детства Эмиль очень любил рисовать, осваивал азы искусства в художественной школе. Хотя отец и разрешал ему брать уроки рисования, он не хотел, чтобы сын стал художником. Вместо этого он отправил Эмиля учиться на пекаря в Лилль (Франция).
В 1869 году, твердо решив стать художником, Эмиль поступил в Антверпенскую художественную академию изящных искусств, где изучал историческую, портретную и пейзажную живопись.
Он провел там пять лет, успешно закончив курс обучения – с золотой медалью. Под руководством преподавателей он начал создавать реалистичные портреты и ландшафты, которые обратили на себя внимание зрителей и были отмечены на выставках, проходивших в Брюсселе и других городах Бельгии.
В начале своего творческого пути Клаус чаще писал портреты и жанровые сцены, примерами которых являются работы «Богатство и бедность» (1880) и «Бой петухов во Фландрии» (1882).
Проживая некоторое время в сельской местности, Клаус активно переписывался с французскими художниками Альбином ван ден Абеле и Анри Ле Сидане. Благодаря их влиянию он открыл для себя импрессионизм, что оказало заметное влияние на его собственный стиль.
После знакомства с работами импрессионистов, в особенности Клода Моне, цветовая палитра картин Клауса стала более насыщенной и тёплой, усилился интерес к передаче световых эффектов, Клаус стал уделять больше внимания игре света и тени.
В 1883 году Клаус сменил место жительства, перебравшись в дом под названием "Солнечный свет" в Астене, что вблизи Дейнзе (Восточная Фландрия, Бельгия). Из окон его гостиной открывался великолепный вид на реку Лис. Очевидно, что простор и обилие света в этом загородном жилище оказывали благотворное влияние на его творческий настрой.
Клауса часто называют основоположником люминизма – течения в импрессионизме, отличительной чертой которого является специфическая цветовая гамма, построенная на доминировании солнечных тонов.
В 1886 году Эмиль Клаус женился на племяннице местного нотариуса, и их союз продлился до конца его дней. Спустя семь лет жизни в провинции, поздней осенью 1889 года, художник решил вновь посетить Париж.
Во французской столице он также организовал свою художественную мастерскую, где проводил зимнее время, а с приходом летнего тепла возвращался в Бельгию.
Работа этого художника оказала значительное воздействие на эволюцию бельгийского искусства. Эмиль Клаус является одним из ключевых представителей бельгийского импрессионистического направления.
Постоянный поиск новаторских форм выражения и эксперименты со светом сделали Клауса одним из выдающихся художников своего времени.
Его уникальные картины, пронизанные лучами солнца, всегда пользовались успехом у ценителей искусства.
Творчество художника Эмиля Клауса не раз удостаивалось наград на различных конкурсах, а правительство Бельгии отметило его художественные заслуги высшей государственной наградой – орденом Леопольда.
Эмиль Клаус воспитал целую плеяду учеников, среди которых Анна де Верт, Торадзиро Кодзима, Роберт Хаттон Монкс, Леон де Смет и Жорж Моррен.
Художник Эмиль Клаус. (1849 –1924) Автопортрет
В 1904 году совместно с художником Жоржем Бёйссе он основал группу "Жизнь и свет" (Vie et Lumi’rе), к которой присоединились художники Джеймс Энсор и Адриан Хейманс.
Эмиль Клаус всегда был общительным и дружелюбным человеком, хорошим организатором и умелым наставником для молодых коллег, он умел находить общий язык с разными людьми и вдохновлять их своим примером.
Его круг общения включал в себя видных представителей культуры того времени. Эмиль Клаус поддерживал добрые приятельские отношения со многими известными личностями в сфере искусства, например, с Огюстом Роденом, Клодом Моне, Эмилем Золя, Морисом Метерлинком и Константином Менье.
Во время Первой мировой войны Клаус эмигрировал в Великобританию и жил в Лондоне. Его пейзажи Темзы, выполненные в постимпрессионистской манере, пользовались большим успехом.
До начала Первой мировой войны Эмиль Клаус неоднократно посещал Париж, Нидерланды, в 1907 году - США, в 1914 - Лазурный берег Франции.
После завершения военных действий Эмиль Клаус вернулся в Бельгию и жил на своей загородной вилле в Астене (Восточная Фландрия). Здесь гениальный мастер прожил до конца жизни, наслаждаясь прекрасными видами реки Лис и изредка принимая гостей.
Художник Эмиль Клаус. "Астры", 1906 г. https://dzen.ru/a/aMaoRJwq6T97ZmPy?from_site=mail