Это цитата сообщения
Васмак Оригинальное сообщение
Успех Третчикова был феноменальным. Его выставки в США, Канаде и лондонском «Хэрродсе» собирали сотни тысяч посетителей, затмевая выставки Пикассо и Ротко. Его репродукции, продававшиеся в отделах нижнего белья универмагов, висели в миллионах домов, становясь частью интерьера и духа эпохи.
Сам художник относился к критике с гордым и язвительным презрением. На ядовитые замечания он отвечал: «Все они неудавшиеся художники». А на саму суть профессии критика у него был лаконичный и исчерпывающий вердикт: «Чушь собачья».
Владимир Григорьевич Третчиков (1913-2006), "Потерянная орхидея", 1948
Художник и архиепископ Никон, изображенные в газете "Торонто Дейли Стар" 1 октября 1954 года
В новом тысячелетии его работы пережили ренессанс, став объектом ретрошика. И сегодня, глядя на его полотна, мы оказываемся перед выбором: увидеть ли в них лишь наивный китч или признать гениальность провидца, который задолго до Энди Уорхола понял силу массовой репродукции и создавал искусство не для избранных, а для всех. Его знаменитый ответ на вопрос о величайшем художнике мира – «Уинстон Черчилль» – возможно, был не просто шуткой, но и тонкой иронией над самим понятием «величия» в искусстве.
Владимир Третчиков остался в истории не просто как «король китча», а как уникальный феномен – художник-одиночка, который сумел завоевать мир, не прося у него разрешения. Он доказал, что искусство может быть разным: не только глубокомысленным, но и радостным; не только элитарным, но и демократичным. И в этом, наверное, его главная, бунтарская правда.
Южноафриканская национальная галерея так и не приобрела ни одной оригинальной работы Третчикова, потому что они «на самом деле не считали Третчикова южноафриканским художником».
Южноафриканский искусствовед Ллойд Поллак (Lloyd Pollak) в 2011 году заявил:
«Творчество Третчикова представляет наихудшие формы предрассудков, вуайеризма, вульгарных расовых стереотипов, сексизма, культурного патернализма и белого колониализма».
Арт-критики видели лишь его коммерческий успех, но не художественную ценность:
«Пикассо был любимцем арт-мира, а Третчиков никогда не мог смягчить насмешки истеблишмента».
Куратор ретроспективы в Южноафриканской национальной галерее (2011) Эндрю Лампрехт отметил:
«Третчиков — крупная фигура в истории искусства. Игнорировать его бессмысленно: пора оценить его место в искусстве критически».
Кровоточащая лилия (Ява), холст, масло
Иллюзионист Юри Геллер восхищается Третчиковым, несмотря на то, что согласен с критиками в том, что его работы нельзя назвать великим искусством. Он написал:
«Сегодня в галерее Тейт можно увидеть кирпич, и это искусство. Кто решил, что „Зелёная леди“ — это китч? Не те сотни тысяч, которые её купили».
Вскоре после его смерти был основан Фонд Третчикова. Фонд проводит мастер-классы для подростков по всей Южной Африке. Фонд руководствуется жизненным девизом Третчикова:
«Выражайте свою страсть, занимайтесь любимым делом, действуйте, несмотря ни на что». https://dzen.ru/a/aMMqcZO6Pi3xK0gN?from_site=mail