. И хотя судьба отвела Николаю Сергеевичу Матвееву немало времени - более 80-ти лет, в основном то, что у нас есть - это сухие факты. Но хотя бы самой его живописи до нас дошло немало, поэтому в статье будет больше картин, нежели текста, впрочем, быть может, это и неплохо...
Родился будущий художник в Москве, в 1855 году, в обеспеченной купеческой семье. Его отец был не чужд живописи - был художником-самоучкой, поэтому есть основания полагать, что он мог быть первым учителем Матвеева. После окончания обучения в Немецкой Петропавловской гимназии (довольно-таки престижное учебное заведение того времени), он поступает в Московское училище живописи и ваяния, где его учителями были Евграф Сорокин и Василий Перов.
В Училище его мастерство было оценено как среднее - такой вывод можно сделать из того, что во время обучения он дважды был награжден Малыми серебряными медалями (самая низкая награда, но все же лучше чем совсем ничего). Закончил Матвеев учебное заведение в 1882 году, получив звание неклассного (свободного) художника. С этого же момента выпускник начинает посещать рисовальны
Далее известно, что с конца 80-х годов Матвеев неоднократно бывал в Крыму,
вечера в мастерской знаменитого Ильи Репина. приезжая к своему другу-адвокату, обосновавшемуся в Евпатории. Много лет спустя, уже после смерти художника, его дочь завещает несколько картин отца крымским музеям, на них мы можем увидеть самого художника и его супругу:
Теперь, когда мы изучили эти портреты, история уже выглядит несколько более живой.
Интересно, что в Севастопольском художественном музее мы можем увидеть другую работу живописца, где его супруга явно в более зрелом возрасте, но датировки у картины, к сожалению, нет:
Рубеж 80-х - 90-х годов XIX века можно по праву считать апогеем творческой карьеры Николая Матвеева, ведь именно в этот период он напишет свою самую известную работу (в то время, да и сейчас, пожалуй), которая по праву заняла свое место в коллекции первой картинной галереи страны:
Художник участвует во множестве различных выставок: еще во время обучения в Училище живописи и ваяния он участвовал в ученических выставках, а далее в экспозициях Товарищества передвижников, Санкт-Петербургского и Московского обществ любителей художеств.
С начала XX-го века Матвеев расширяет свою активную творческую деятельность на прозу, к которой у него явно было трепетное отношение, ведь мало того, что он работал художественным критиком в газете "Русский листок", так еще и был автором нескольких дореволюционных книг по истории и культуре. Известны, как минимум, два подобных издания: "100 картин русских художников" (Москва, 1904–1905) и "Москва и жизнь в ней накануне нашествия 1812 года" (Москва, 1912). Особенно хотелось бы отметить, что в последнем издании художник много работал непосредственно с первоисточниками и использовал множество писем и воспоминаний участников событий 1812 года, то есть проявил себя как исторический исследователь и даже в какой-то степени как журналист.
В свете вышеизложенного неудивительно, что Матвеев часто обращался именно к историческим сюжетам - действительно подобная живопись изобилует в его творчестве. Еще одним подтверждением пристрастия художника (или, выражаясь торжественно, "приверженности музе Клио") является то, что он стал одним из главных организаторов и ответственным секретарем Общества художников исторической живописи, просуществовавшего немногим более десяти лет на рубеже веков.
Одной из подобных, исторических картин является "Король Прусский Фридрих Вильгельм III...", где художник изобразил момент, когда прусский король (кстати говоря, приходившийся родным дедом Александру II) благодарит Москву за спасение Европы от Наполеона. Причем и сам король, и его сын облачены в русские военные мундиры образца 1818 года (когда и происходили описанные события на бельведере частного дома Пашковых):
Любопытно, что кроме перечисленных увлечений, Матвеев еще и серьезно увлекался фотографией: в 1890 году вышла книга с его фотоиллюстрациями "Москва – храм России, а Кремль – алтарь этого храма", а также художник был одним из официальных фотографов альбома "Поездки императора Николая II по городам России и за рубеж", 1891-1916 гг.
На следующий год после двух революций, учитывая известность Матвеева в художественно-исторических кругах, его пригласили на работу в Комиссии по охране памятников и художественных сокровищ при Совете Рабочих и Солдатских Депутатов.
Но далее его деятельность (по крайней мере, явно видимая) практически сходит на нет - в советский период живописец не создал каких-либо значимых произведений, в основном продолжая работать над реставрацией произведений изобразительного искусства. Его жизненный путь оборвался в апреле 1939 года, когда он умер от двустороннего воспаления легких в своей родной Москве, где и был похоронен.