Это цитата сообщения
Roman_FRF Оригинальное сообщениеКак же это в театре работало?
К предыдущей теме о ступенчатых валах добавлю реконструкцию машинерии театра по старинному чертежу. Видимость у него слабая, поэтому его прорисовка строится на моих догадках. Хотите верьте, хотите нет.
Точно копировать графику старинного чертежа нет особой надобности, главное - докопаться до сути проекта. Начал с сетки стропил, именно она придавала особый шарм конструкции, которая, вскоре, потребовала ввести под себя стены и пол. Образовалось пространство со своеобразным геометрическим узором. и это пространство, само по себе, без какого-либо движения конструкций, было готово принимать актёров. Сухие контуры затёртого рисунка не могли дать пищу воображению, ему понадобился цвет и тон.
[680x700]
Первое, что бросалось в глаза, наличие в чертеже нескольких не согласованных между собой перспективных точек схода. У крыши своя тока схода, у боковых рабочих галерей своя, у мебели переднего плана своя. Конструкции для декораций вообще невозможно согласовать с перспективными построениями, поскольку сценическая перспектива всегда индивидуально гипертрофирована (искажение пространства).
[700x418]
[679x700]
Не знаю, как вас, а меня впечатляют рисунки и чертежи старых механиков театральной сцены. Показывая их в рубрике “Останкинский театр”, я и у читателей пытался вызвать ощущение чего-то сложного и таинственного.
Чтобы разобраться в кинематической схеме механизмов, уберём с листа весь антураж рисунка, всё, что в данный момент лишнее (в первую очередь, стропила и стены).
Над нами навис скелет чудовищного монстра.
Продолжим избавляться от лишнего, оставим только центральные “висюльки".
Представьте себе шесть рядов шестиместных качелей, способных синхронно опускаться и подыматься над планшетом сцены, и вы поймёте работу верхнего вала механизма. Собственно, ради него я и взялся за редактирование чертежа, так как предыдущая страница рубрики была посвящена многоступенчатому валу. Несмотря на различие в конструкции, действия этих валов во всём сходны.
С каждым оборотом вала передние и задние качели опускаются на разное расстояние, составная конструкция начинает сильнее выворачивается на зрителя.
Мы медленно как-бы поднимаемся к облакам, чтобы рассмотреть небесных жителей в более крутом ракурсе (эта фаза движения и показана на рисунке).
Вертикально стоящий кабестан-ворот витками каната соединён крестообразно с центральным барабаном. Вращаете ворот, вращается и вал с конусными барабанами.
Канаты с этих боковых барабанов направляются при помощи вращающихся блоков в точки над “качелями”.
Если направление вращения элементов механизма будет соответствовать стрелкам на рисунке, то конструкция начнёт подниматься, выравнивая пространственные планы по высоте (зритель как бы опускается ниже облаков с актёрами).
Обратите внимание, механизм поднятия перспективных падуг (о которых мы говорили на предыдущей странице) и механизм действия этих “качелей” один и тот же. Лучшего подтверждения многофункциональности многоступенчатых валов и не придумаешь.
Не имея дополнительных видов центральной конструкции, я могу только предполагать о ёё назначении. Вполне допустимо, что перед нами три кольца с местами для актёров. Допустимо и небольшое вращательно-колебательное движение колец в противоположных направлениях. Допускаю и то, что всё совсем не так, как действительно задумано механиком театра.
Ясно только одно, такие декорации отображали картины апофеоза, торжества героя в кульминационных сценах представления или придворного праздника. Облака, дым, герлянды цветов скрывающих деревянные конструкции и канаты, герой, восседающий в центре лучей славы и хора ангелов. Захватывающее зрелище открывается за сухим чертежом эпохи Возрождения.
Наверное, это будет не хорошо, нарисовать красивые картинки с механикой, наговорить кучу умных слов, и в заключении сознаться,
что многое не расшифровано. Что за горбыли болтаются на канатах качелей у рабочих галерей, как и для чего работает центральная часть колец, каковы действительные функции бокового ворота? По своему опыту знаю, что если и найдётся текст к этому чертежу в какой- нибудь книге, то он будет содержать только восторги и умиления. Если не так, то подскажите ответы.
Невероятный случай! На мои риторические вопросы я получил моментальный ответ от просвещённого читателя (трудно поверить, что у меня такой существуют).
"Горбыли" - это стопорные устройства, для предотвращения ударов зрителей головами о балки потолка, в случае неконтролируемого резкого подъема)) Обрати внимание на точки мертвой сцепки горбылей (нижний излом-колено) с местом крепления троса к подвесной раме. На этом же изломе - направляющие трос кольца (для погашения колебаний всей конструкции). Боковым воротом поднимаются-опускаются кольца-барабаны, если принять во внимание углубление центральной части зрительского зала. А назначение колец-барабанов - освещение сцены...
Оригинальный чертёж машинерии театра. У вас есть возможность оспорить мои догадки.
[382x600]
Как обычно, извиняюсь за ненужный нормальным читателям материал.
Ссылку на фото рисунка дам позже (потерял).
Серия сообщений "Останкинский театр":
Часть 1 - Хитрости театра - 01
Часть 2 - Хитрости театра -02
...
Часть 24 - Кулисная машина театра в чертежах
Часть 25 - Ступенчатые валы машинерии для сцены 18 века
Часть 26 - Как же это в театре работало?