Могилев – своеобразный белорусский город. В масштабах Белоруссии он третий по количеству населения и имеет гордый статус губернского, то бишь областного. На самом деле, народонаселение в Могилеве не дотянуло даже до четырехсот тысяч. Кроме уличной чистоты, ставшей нынче главной достопримечательностью Белоруссии, здесь имеются интересные места, которые следует увидеть, если случится такая оказия. Их осталось совсем мало. Война прошлась по Могилеву безжалостно, оставив лишь несколько улочек, составляющих сейчас городской исторический центр. Что оставила война, то разрушили, добили сами.
Именно в Могилеве, в составе храмового комплекса Свято-Никольского монастыря, находится церковь, которая включена ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных сооружений Европы в стиле барокко.
Свято-Никольскую церковь начали строить в середине XVI века. Сначала она была деревянной, обслуживала пасадских людей, которые образовали целое поселение у самого берега Днепра. Кстати, только этим можно объяснить тот факт, что монастырь расположился на неудобном заливном месте, в самой низине. Даже сейчас Днепр нет-нет, да и разольется по весне так, что достигает своими водами городского вала, накрывая весь частный сектор, примыкающий к монастырю. Но, странное дело, никогда вода не доходила до самой Свято-Никольской церкви.
Еще один интересный факт. Помните, кто такой «тушинский вор»? Это Лжедмитрий II, попытавшийся повторить путь Димитрия Самозванца. Так вот в 1607 году он, тогда еще Димитрий Нагой, жил при Свято-Никольской церкви и учил детей у ее священника Федора Сасина. И отсюда он отправился в Москву, чтобы войти в историю под прозвищем «тушинский вор».
После большого пожара 1626 г. деревянная церковь сгорела, но буквально через десять лет на ее месте по ходатайству Киевского митрополита Петра Могилы начали строить каменный храм и обустраивать женский монастырь. Уже в 1697 г. царский стольник П. Толстой, посетивший Могилев, писал в путевых заметках: «За городом монастырь Николаевский, в нем живут инокини благочестивой греческой веры. В том монастыре церковь каменная, изрядного строения… иконостас великий, золоченый».
Восемьдесят лет спустя монастырь был преобразован в мужской. Он просуществовал до 1754 г., и был закрыт. Свято-Никольский собор превратился в приходскую церковь, однако при ней была богадельня и церковно-приходская школа.
В 1936 г. храм был закрыт и превращен в книжную базу, стены с росписью и фресками были варварски замазаны цементом. А вскоре здание и вовсе оказалось заброшенным.
После восстановления Могилевской епархии в 1989 г. было решено восстановить и Свято-Никольский женский монастырь. Тогда было всего три монахини. Митрополит Могилевский Максим вместе с ними совершил крестный ход вокруг монастыря. Обходили они тогда серые развалины почти разрушенного храма, зияющего выбитыми окнами.
С Божьей помощью храм восстанавливался, число насельниц увеличивалось. Но во время ремонта храмового фундамента было обнаружено захоронение тел расстрелянных людей. Компетентные органы отнеслись к страшной находке безучастно, и тогда монастырь на свои скудные средства соорудил склеп, в котором прах и души убиенных обрели, наконец, покой. Над склепом позднее построили часовню с высокой шатровой крышей. Но на этом история страшной находки не закончилась.
В 1995 г. в монастырь приехал очень пожилой человек – житель деревни Сухари Мартин Федорович Малиновский, который на аудиенции с владыкой поведал о том, что же здесь происходило.
Во времена сталинских репрессий Свято-Никольский монастырь был осквернен и превращен подобно Соловкам и Валааму в пересылочную тюрьму для заключенных. Здесь поставили двухъярусные нары и держали людей в зиму в неотапливаемом помещении. Многие замерзали и умирали во сне, слабых и больных добивали штыками и закапывали в алтарной части храма, здесь же, рядом с живыми.
После рассказа этого дедушки весь пол Свято-Никольского храма подняли и нашли огромное количество человеческих останков, среди которых нашли женщину с грудным ребенком на руках. Были ли они мертвы, когда их закапывали, или же мать не смогла оставить мертвое дитя – мы теперь уже не узнаем. Да только в монастыре особый смысл и особое значение имеет чудотворная икона Богоматери Барколабовской. Это большая икона, с которой смотрит на нас своими грустными очами Богородица, оплакивая страдания всех матерей.
(Источник: блог "Путешествие по жизни")