• Авторизация


История русского подстаканника 23-08-2020 18:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения _Sofia-9_ Оригинальное сообщение

История русского подстаканника

 

Подстаканник — неизменный атрибут русского чаепития, вещь редкая и ценная, не теряющая своего очарования и актуальности.

4809770__2_ (700x568, 93Kb)

Подстаканники появились в российском быту в начале XX века, когда в изготовлении посуды отказывались от фарфора и фаянса в пользу стекла. Чтобы горячий стакан не обжигал руки, его ставили в металлический подстаканник с ручкой. Со временем качественные подстаканники стали обязательным атрибутом домов и кабинетов крупных руководителей — а теперь стали ярким символом ушедшей эпохи.

4809770_sh2 (700x462, 91Kb)
Правда, многие культурологи высказывают мнение, что , скорее, подстаканник, как атрибут чайного стола, появился в России еще в первой четверти XIX века. Это было веяние восточной моды, принесённой из кавказских походов.

4809770_sh0 (700x466, 95Kb)

Интересно и другое распространённое мнение, что за одним столом женщины пили чай из чашек, мужчины – чаще всего из стаканов. Так ли это — достоверно не известно — но упоминание об этом встречается часто.
4809770_sh12_1_ (640x417, 106Kb)
Помимо выполнения чисто утилитарных функций, подстаканник, особенно из серебра, стал играть роль предмета, украшавшего обыденную жизнь. Серебряный подстаканник относился к числу самых популярных подарков. Его дарили коллеги сослуживцу, пациенты врачам, студенты преподавателям, преподносили родственникам в дни семейных праздников, близким друзьям, любимому мужчине.

4809770_sh3 (466x700, 66Kb) 4809770_sh32 (538x700, 226Kb)

«Можно даже предположить, что подстаканник – русское изобретение. В пользу этого говорит не только традиция нескончаемого русского чаепития, в котором нет четкой привязанности к определённым часам и ритуалам, но и то обстоятельство, что подстаканник как предмет сервировки чайного стола весьма редко встречается в мировых специализированных коллекциях и соответствующей литературе».

4809770_sh37_1_ (416x700, 186Kb) 4809770_sh310 (466x700, 195Kb)

Подстаканники, которые часто делались на заказ и отражали индивидуальные вкусы, могут многое рассказать о структуре русского общества, о социальной психологии его различных слоев. Подобно русским средневековым чаркам и чашам, подстаканники зачастую имели традиционные надписи-пожелания. 

Формы подстаканников

 4809770_sh31 (520x700, 187Kb) 4809770_sh35_1_ (556x700, 230Kb)

 С 1870-х годов в соответствии с эстетикой «русского стиля» подстаканники создавались в виде сруба крестьянской избы, высокого бревенчатого забора, бочонка, кадушки, плетеного берестяного кузовка. Тулово подстаканника украшалось литыми накладками, резными цветочными гирляндами, гравюрами, изображающими сельские или городские романтические пейзажи.

4809770_sh7 (700x318, 44Kb)

По гладкой поверхности летели резные стайки ласточек и рассыпались трогательные букетики ландышей и фиалок. Чеканные, а чаще штампованные, с высоким рельефом, подстаканники конца XIX – начала ХХ века являли миру вереницы стремительных троек, сцены удачной охоты.

4809770_sh33 (525x700, 71Kb) 4809770_sh393 (561x700, 242Kb)

Популярны были также рельефные изображения древнерусских богатырей, богатырских застав, а также царевен в роскошных кокошниках.

4809770_sh310_1_ (466x700, 195Kb) 4809770_sh3111 (450x600, 78Kb)

Как и во всем русском ювелирном искусстве рубежа XIX – ХХ столетий, в декоре подстаканников нашли яркое отражение былинные и сказочные, а также исторические сюжеты. 

4809770_sh4 (500x572, 282Kb) 4809770_sh40_1_ (500x500, 223Kb)

Старинные русские подстаканники — сейчас предмет коллекционирования, роскошь, которую могут позволить себе немногие.
4809770_shlebedi_1_ (700x213, 27Kb)
Подстаканник «Лебеди» в стилистике русского модерна. Серебро, литье, чеканка, гравировка, золочение. Россия, Санкт-Петербург, фирма поставщиков Двора Бр. Грачевых, 1899-1908гг. Продан за 330 000 руб.

Подстаканник большой с массивной литой композицией «Тройка». Серебро, литье, гравировка, монтировка, золочение. Россия, Санкт-Петербург, мастерская золотых и серебряных изделий Андреева Г.А. , 1896год.

Подстаканник с изображением вида Санкт-Петербурга и моста через Неву в стиле неоклассицизма. Серебро, литье, гравировка, штамп, золочение. Россия, Санкт-Петербург, мастерская, мастерская Каторского Ильи Иванова, 1894 год. Продан за 220 000 руб.

Подстаканник «Кавказъ» в виде бочонка с черневым орнаментом. Серебро, литье, гравировка, чернь. Россия, Москва, 1886год.

Подстаканник в форме плетеного лукошка с ручкой, имитирующей веточку березы. Серебро, литье, чеканка, гравировка, золочение. Россия, Санкт-Петербург, неизвестный мастер, 1890год.

Подстаканник в неорусском стиле. Серебро, литье, монтировка, гравировка. Россия, Санкт-Петербург, мастерская Исакова М.Я., конец 19в. Продан за 8 500 $
4809770_sh15_1_ (700x304, 29Kb)
Подстаканник в русском стиле с изображением городских типажей «Горожанин и горожанка». Серебро, литье, прочеканка, гравировка, выпиловка, золочение, монтировка. Россия, Санкт-Петербург, мастерская золотых и серебряных изделий Исакова М.Я., 1896 г. Продан за 153 000 руб.

Подстаканник в неорусском стиле с крышкой, украшенной фигуркой ящерицы, ползущей к поленнице дров и серебряной ложкой с мишками на дереве. Россия, конец XIX века. Продан за 350 00 руб.

Подстаканник «Тройка в еловом лесу » на фигурном резном основании. Серебро, литье, штамп, выпиловка, монтировка, гравировка. Россия, Москва, фабрика серебряных изделий Баладановой В.А., 1896-1908гг. Продан за 150 000 руб.

Подстаканник, выполненный в редкой технике витражной эмали в сочетании с эмалью по скани. Серебро, литье, оконная «витражная» эмаль, скань, полихромные эмали по скани. Россия, Москва, мастерская Егорова Дмитрия Александровича, 1894год. Продан за 420 000 руб.

4809770_sh2_1_ (699x358, 29Kb)

Подстаканник оригинальной формы в виде ремешка и мемориальной гравировкой "На Отъ 4Р Кастенко Фельд. Толчкову" . Серебро, литье, гравировка. Россия, Санкт-Петербург, 1857 год

 
Илья Муромец. Московская Ювелирная Фабрика. Три богатыря. 

4809770_sh42 (450x540, 44Kb) 4809770_sh312 (565x700, 376Kb)

К счастью, и сейчас мастера продолжают изготавливать подстаканники по старинным образцам и по старинным техникам. Причем, разнообразие их поражает. Это и жостовские подстаканники, и подстаканники в технике «ростовская финифть», и даже филигранные образцы. Цена их велика. Подстаканник и сейчас остается дорогим подарком. Правда, по сравнению с образцами XIX-начала XX века, они все-таки более доступны.

Подстаканник «Жостово» — 9 000 рублей

Подстаканник «Ростовская финифть» — 52 000 рублей

4809770_sh44 (400x400, 68Kb) 4809770_sh51_2_ (501x480, 136Kb)

4809770_sh88 (700x305, 57Kb)

4809770_sh45_1_ (480x369, 17Kb) 4809770_sh8 (700x557, 81Kb)

4809770_sh80_2_ (700x584, 40Kb)

4809770_sh9_4_ (700x700, 268Kb)

4809770_sh91_4_ (700x573, 57Kb)

4809770_sh10_1_ (700x700, 299Kb) 4809770_sh71 (700x696, 106Kb)

4809770_sh46 (700x674, 252Kb) 4809770_sh89 (700x635, 226Kb)

Источник                 Источник

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История русского подстаканника | Валентина170 - Дневник Валентина170 | Лента друзей Валентина170 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»