Кронштадт. Собор.
Купол с золотым орнаментом по серебру виден издали - над крышами домов. И неудивительно, собор огромен. При постройке была задача сделать верхушку путеводной метой для моряков, вот и тянули ввысь, на что потребовалось соответствующее основание.
Массивное здание с безупречными пропорциями цвета белёсого неба - возможно, поэтому не выглядит ни громоздким, ни довлеющим.

Вокруг сквер, а передним собором - Якорная площадь, стоя на краю которой подумала, что вид очень напоминает волшебное величие Тадж-Махала. Морской собор тоже искренняя и благодарная память - доблести павших моряков и уважение здравствующим.
Преувеличиваю? Ничего подобного.
Кто был внутри, видел, что интерьер неожиданно не храмового характера, хоть и имеет все необходимые атрибуты.
Я его не рассматривала детально, принимала как цельную картину.
Впечатление, что попала в здание Морского Собрания: на стенах чёрные мраморные доски с именами погибших моряков - золотом. Их так много, что внимание фокусируется именно на них, а не на ликах святых, которые гораздо скромнее выглядят.
Алтарь оформлен иконами, по размеру уступающими доскам. От этого он не теряется, но такое уважение памяти погибших придаёт особое достоинство церковному чину.
Центральный светильник - паникадило - огромного размера. Лампы не в виде свечей, а лампадками висят колесе, как на штурвале. Нет хрусталя, неуместен он там. Всё убранство выглядит дорого, основательно, без кокетства и самолюбования.
Не звучат ноты трагизма, печали, страданий, боль утраты. Это Дом памяти, стойкости, самоотверженности, верности, достоинства. Никогда в храме подобных чувств не испытывала.
Центральный вход снаружи устроен так, что служит часовней.

Фактура фасадной отделки выполнена редким и трудоёмким, но надёжным способом – декор лекальным кирпичом.

Это, когда архитектор рисует профиль каждого кирпича и указвает, где и как он ляжет - адски кропотливая работа. По чертежам в натуральную величину – лекалам – делают формы и кирпичики. А потом так же кропотливо, следуя схемам раскладки, формируют рисунок на фасаде. Такой декор не осыпается, эти кирпичи участвуют в кладке, только края у них фигурные. Выглядит потрясающе красиво – что-то общее с инкрустацией и витражами. Потом фасад покрывают, словно красят, известковым молочком – жидко разведенной известью – и он приобретает этот нежный цвет. К тому же, защищен от сырости.

Во всех деталях морская тематика.

Был выходной, чудесная погода и толпы, толпы позировали и позировали. Дождаться секундочки без очередной фотомодели в неотразимой позе – иметь выдержку снайпера. Некоторые кадры так и не удалось переснять , уже валилась с ног.

Вид Якорной площади сверху.
