"Женский народный костюм"
Какие ассоциации вызывает у вас эта фраза? Сарафаны и кокошники, вышивка и бусы.
Всё правильно. Но это только часть выставочного замысла - с названием устроители промахнулись. Костюм показан не народный, а национальный.
Следуя надуманной и бессмысленной в этом случае толерантности, подменили понятия. Какое отношение к народу имеют костюмы из парчи с золотым шитьём и каменьями? Эти платья там есть.
А вот национальная гордость в залах представлена очень достойно и в полном соответствии с высоким статусом Русского музея.
Однако, музей позаботился и о физической форме посетителей, не только о просвещении. Информационные таблички с названиями и прочими пояснениями стояли на полу. Моя непросвещенность в том, из какой области костюм, и как называются детали одежды рождали массу вопросов: шугай, рогатая кичка, понева. А ответы - на полу. Биноклей на входе не давали, так что, вприсядку я там наупражнялась. Приятно осознавать такую продвинутость в музейной работе - воспитание всесторонне развитых личностей))) Хотя, больше никого, лихо исполняющего присядку, я не заметила. Они, наверное, тоже меня не видели, уткнувшись носами в стекло витрины.
Ну, это так, ирония и самоирония.
Шла в музей специально на эту экспозицию, выделив час из напряженного дня. Больше ничего не смотрела.
Выставка получилась насыщенной. Очень много посетителей, у некоторых витрин приходилось пережидать группы с экскурсоводом. Экскурсанты чинно стояли кружком у стекла и внимали. Что они там видели? Шитьё, тесьма, пуговки и бисер такие мелкие, а узоры так прихотливы.
Другие, как и я, рассматривали почти уткнувшись носом в стекло. При этом горячо обсуждали, как дети, рассматривающие картинки в мамином журнале: шепотом и торопливо.
Снимков не делала, и теперь думаю, что зря. На сайте музея нет фото костюмов царского достоинства. Нет-нет, не тех, что в Эрмитажных залах.
Сразу при входе на выставку витрины с костюмами редкой красоты: роскошь и тонкий вкус, яркий национальный стиль - полное стилистическое единство с народными костюмами. Выходя с экспозиции сделала вывод, что это основная заслуга устроителей. На примере костюма они продемонстрировали единство нации, логичное и понятное.
Европейское царское платье в этой коллекции смотрелось бы неуместно, чужеродно и легкомысленно. Выставку оно бы раскололо и лишило сути. Что-то подобное произошло и с государством.
Потом, после выставки, глядя на прохожих и своё отражение, думала: "Как же бедно мы одеты. Как не нарядно и безрадостно. Гладко, однотонно и уныло".
Ещё в музее подметила некоторые детали и приёмы вышивки и комбинирования, которые вполне можно выполнить самой и "оживить" одежду.
Только бы лень не победила!
Вот тут, у Наташи описание выставки с точки зрения знатока.