• Авторизация


кто истории не знает, тот не знает ничего! (из к/ф про Пеппи-длинный-Чулок) 16-08-2012 03:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


или почему нужно знать историю науки.

Из всех "гуманитарных" предметов более всего недооценивают в технических вузах историю науки.

А между тем, знакомство с некоторыми обстоятельствами изобретений, открытий, и внедрений часто проливает свет на весьма туманные, заученные в не очень умном рвении страницы методичек и учебников.

Есть такая штука - конвенционализм.
И ты сидишь, годами думаешь, что какая-то вещь имеет под собой объективные всеобщие и всемирные основания, гармонию природы и магию цифр. А на самом деле просто собралось три портрета - договорились!!

Почему грамм весит именно столько, сколько весит?
Почему у воды плотность* - один грамм на сантиметр кубический?
Почему относительная плотность вещества измеряется и выражается по отношению к плотности воды при 4-х градусах Цельсия?

Вообще, это надо рассказывать еще в школе, акцентируя внимание именно на "почему?"

Пажалста. Имена, пароли, явки:

"В 1793 году знаменитый химик Антуан Лавуазье и кристаллограф Рене Жюст Айи предложили взять за основу грамм, вес одного кубического сантиметра (иначе говоря, куба со стороной в одну сотую долю метра) дождевой воды, взвешенной в пустоте при температуре тающего льда. Шестью годами позже физик Луи Лефевр-Гиньо несколько изменил это определение, предложив взвешивать воду при температуре ее максимальной плотности, примерно 4 градуса Цельсия. Это идея восторжествовала, так что "новый" грамм оказался несколько тяжелее "старого".

*принимается во многих задачах для условий близких к нормальным.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (23):
servantik 16-08-2012-11:23 удалить
Интересно. А у вас в ВУЗах есть именно предмет "История науки"? Где рассказывают про историю изобретений? У нас была "Философия науки и техники". Там про конкретные "фишки" не рассказывали.
honey_porcupine 16-08-2012-13:01 удалить
Хехей, не рассказывайте мне весь предмет заранее!)
Я вот от таких собралась и договорились готова биццо головой о стену :)))
Имитатор 16-08-2012-18:05 удалить
У нас будет экзамен по "Философия и история науки". Даже два раза!
Barva_Crystal 16-08-2012-18:39 удалить
да, историки тоже иногда оказываются не столь отдаленными в знании техники, так как в предмет "история" входит и история всех изобретений.
"технари" в свою очередь тем более должны знать - хотя бы эту историю.)
Nikogdaver 16-08-2012-23:20 удалить
Ответ на комментарий servantik #
Исходное сообщение servantik
Интересно. А у вас в ВУЗах есть именно предмет "История науки"? Где рассказывают про историю изобретений? У нас была "Философия науки и техники". Там про конкретные "фишки" не рассказывали.


Есть предмет и специальность "История науки и техники". Помню, у нас даже кафедра такая была:
http://www.kpi.kharkiv.edu/int/main.htm

Меня туда звали аспирантом. И не только оттуда. Даже свои очень настойчиво рекомендовали принять приглашение. конкуренция была по специальности, я так понимаю, не очень желательная. но я упёрся, может даже и зря. в том смысле, что она мне больше подходила по способностям, чем родная.
но мне она тогда казалась слишком болтологической, отстраненной.
я подумал: не зря же я изучал два года высшую математику, год теоретическю физику, год черчение, год сопромат, пять с половиной лет всякую химию и два года всякую инженерию и технологию пищевых производств, учился ставить эксперимент, чтобы в конце стать просто знатоком имён и дат?


но вроде, не только у нас такая есть:
http://ru.wikipedia.org/wiki/История_науки_и_техники
Nikogdaver 16-08-2012-23:46 удалить
Ответ на комментарий servantik #
Исходное сообщение servantik
У нас была "Философия науки и техники". Там про конкретные "фишки" не рассказывали.


Кстати, не смотря на отличающееся название, по содержанию у нас тоже была скорее эта сама "философия науки и технки".
Вели ее, скорее всего, отпочковавшиеся философы. Рассматривались те наиболее общие и древние размышления, которые потом получили подтверждение и развитие в эпоху НТР.
Про технику там был крайний минимум. Даже не берусь сказать, насколько он был мал, как и не берусь представить, где там была философия техники. По-крайней мере про стимпанк и киберпанк никто не заикался (ахаха.)

Даже кто придумал паровоз или самолёт думаю, для многих выпускников техническх вузов - тайна.(если только это не авиационный или жд-институт). Хотя и тут не берусь утверждать. Нас, например, учили (как щас помню, на сопромате), что первый самолет создал Можайский, хотя как выясняется, это был недосамолет и один из недосамолетов, впрочем, возможно, самый успешный, если верить информации о "свидетельствах очевидцев".

Конкретные фишки, конечно, - самое ценное. Но должны быть выбраны те, которые используются в современной практике, а для этого нужно быть хорошо знакомым с этой практикой и спецификой профессии. Это может сделать человек, который вернулся "оттуда". Ценный был бы препод. Ох, ценный.
Nikogdaver 16-08-2012-23:50 удалить
Ответ на комментарий honey_porcupine #
Исходное сообщение pissenlit
Хехей, не рассказывайте мне весь предмет заранее!)


как видишь, никакого спойлера)
Nikogdaver 16-08-2012-23:52 удалить
Ответ на комментарий Ярина_Катич #
Исходное сообщение Мечтающая_Ярка
Я вот от таких собралась и договорились готова биццо головой о стену :)))


чем же они так докучают тебе конкретно?)
Ответ на комментарий Nikogdaver # Nikogdaver, нелогичностью.
Nikogdaver 17-08-2012-00:39 удалить
Ответ на комментарий Barva_Crystal #
Исходное сообщение Victoria_II
да, историки тоже иногда оказываются не столь отдаленными в знании техники, так как в предмет "история" входит и история всех изобретений.
"технари" в свою очередь тем более должны знать - хотя бы эту историю.)


согласен.
"наши", например, не знают историю прессов и экстракторов. это уму не постижимо. знают только те, кто прожил лет 80. и сам многое видел)) но и они уже не очень помнят)
хотя тут есть ещё одно ограничивающее кругозор обстоятельство: история этих машин долгое время была "историей копий". годов с 30-х.
а знать конкретно эту историю хорошо и точно - очень полезно, чтобы в нужный момент решить, к какому именно забытому старому вернуться с наименьшими затратами.
Nikogdaver 17-08-2012-00:39 удалить
Ответ на комментарий Ярина_Катич #
Исходное сообщение Мечтающая_Ярка
Nikogdaver, нелогичностью.


слушай, это интересно.
давай, делись нелогичностью)
Ответ на комментарий Nikogdaver # Nikogdaver, лениво.
Nikogdaver 17-08-2012-01:24 удалить
Ответ на комментарий Ярина_Катич #
Исходное сообщение Мечтающая_Ярка
Nikogdaver, лениво.


не к спеху. напиши потом пост пра науку)
Ответ на комментарий Nikogdaver # Nikogdaver, не хочу. Коротко - локоть/шаг - обоснованная мера длинны. Исторически обоснованная. Для меня логичная. Да, нечеткая, поэтому для науки неудобна. Но вывести идеальный локоть/шаг логичней, чем собираться и придумывать новые меры длинны/веса и т.п.
Nikogdaver 17-08-2012-02:03 удалить
Ответ на комментарий Ярина_Катич #
Исходное сообщение Мечтающая_Ярка
Nikogdaver, не хочу. Коротко - локоть/шаг - обоснованная мера длинны. Исторически обоснованная. Для меня логичная. Да, нечеткая, поэтому для науки неудобна. Но вывести идеальный локоть/шаг логичней, чем собираться и придумывать новые меры длинны/веса и т.п.


метр может быть обоснованно связан со временем.
пространственно-временной континуум, понимашь.
в итоге метр стал частью системы СИ, очень стройная логичная система.
а всякие локти, футы, фунты, баррели меня бесят. если эмигрирую, не знаю, как буду с ними бороться.)
Ответ на комментарий Nikogdaver # Nikogdaver, в быту везде по разному. Но во всех научных заведениях принята метрическая система.
Nikogdaver 17-08-2012-02:15 удалить
Ответ на комментарий Ярина_Катич #
Исходное сообщение Мечтающая_Ярка
Nikogdaver, Но во всех научных заведениях принята метрическая система.


хрен там)
Ответ на комментарий Nikogdaver # Nikogdaver, поверю на слово, что он там есть
Nikogdaver 17-08-2012-02:22 удалить
Ответ на комментарий Ярина_Катич #
Исходное сообщение Мечтающая_Ярка
Nikogdaver, поверю на слово, что он там есть


поверь, потому что даже у нас еще калории процветают.)
Ответ на комментарий Nikogdaver # Nikogdaver, что ты этим хотел сказать?
Nikogdaver 17-08-2012-02:40 удалить
Ответ на комментарий Ярина_Катич #
Исходное сообщение Мечтающая_Ярка
Nikogdaver, что ты этим хотел сказать?


в общем, что принять - не значит использовать.)
и что на практике часто видишь смешанные размерности из нескольких систем. у нас СГС, например, кое-где еще торчит. и внесистемные единицы типа калории. американцам совершенно, видимо, не в кайф. переключаться с бытовых и родных неметрических на метрические, поэтому они с удовольствием пишут инчи и фунты в научных статьях.
Ответ на комментарий Nikogdaver # Nikogdaver, а, ну тогда понятно :)))


Комментарии (23): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник кто истории не знает, тот не знает ничего! (из к/ф про Пеппи-длинный-Чулок) | Nikogdaver - Зона отчуждения | Лента друзей Nikogdaver / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»