Все мы знаем, что в основе любой истории лежат ее персонажи. Вопрос в том, сколько и каких именно персонажей вам нужно ввести в произведение?
Некоторые авторы считают, что для создания хорошего сюжета достаточно протагониста (глазами которого мы видим происходящее) и антагониста или антагонистической силы (чьи цели и желания противоречат целям и желаниям главного героя).
Такая простота сюжета часто хорошо видна на примере коротких рассказов, где подбор персонажей происходит по принципу «чем меньше, тем лучше». Однако, когда речь идет о больших формах вроде романа, введение второстепенных героев добавит истории глубину, помогая вам привести сюжет к его логическому завершению.
Проработка второстепенных персонажей, как и любой другой аспект работы писателя, таит в себе неограниченные возможности для полноценной реализации сюжетной задумки. Ниже мы приведем несколько распространенных вспомогательных ролей, которые пригодятся в любой истории. Конечно, данный список далеко не исчерпывающ, однако, надеемся, достоин вашего внимания.
Приятель
Этот персонаж представляет собой верного друга, который всегда рядом с протагонистом. Несколько известных примеров: Санчо Панса из «Дона Кихота», Сэм из «Властелина колец» или Рон Уизли из «Гарри Поттера».
Искуситель
Правая рука антагониста. Этот второстепенный персонаж поможет вам создать ответвления от основного сюжета, добавляя препятствий, с которыми придется столкнуться протагонисту по мере развития истории.
Возвращаясь к серии книг «Гарри Поттер», примером искусителя может служить Питер Петтигрю (по прозвищу Хвост), который подчинялся приказам Волан-де-Морта.
Скептик
Второстепенный персонаж, усложняющий герою достижение его целей. Чаще всего эта роль достается искусителю, но возможны и другие варианты. Иногда в истории есть персонажи, стоящие на пути главного героя и помогающие тем самым антагонисту, но при этом не имеющие к последнему никакого отношения.
В «Гарри Поттере» такая второстепенная роль представлена дядей Верноном и тетей Петуньей, а также кузеном Гарри – Дадли. Хотя они никак не связаны с Волан-де-Мортом, они так же пытаются помешать прогрессу главного героя.
Движущая сила
Эта роль – одна из моих любимых, я часто называю ее «ролью Оби-Вана», потому что Оби-Ван Кеноби – один из моих самых любимых персонажей саги «Звездные войны» (Я имею в виду старые фильмы, конечно же).
Роль движущей силы заключается в том, чтобы заставить протагониста действовать и тем самым продвигать сюжет к развязке. Когда главный герой не может выбрать, по какому пути пойти (как Люк Скайуокер в начале 5 эпизода) или застрял и не может принять решение, приходит время движущей силы внести свои пять копеек.
Как бы там ни было, вовсе не обязательно, чтобы этот второстепенный персонаж решал все сомнения протагониста. Куда более интересно будет, если герой получает от него лишь намеки, которые приводят его к выводу, какой же путь выбрать. Это лишь небольшой толчок; окончательное решение остается за главным героем (в противном случае, он не приобретет опыт и не сделает надлежащие выводы).
Во многих случаях роль движущей силы возлагается на архетип старого мудреца (или мудрой старухи), взрослого персонажа с опытом и знаниями, являющимися ключом к решению проблем главного героя. Однако, дела не обязательно должны обстоять именно таким образом. Иногда невинный комментарий глупенького второстепенного персонажа может таить в себе информацию, необходимую для решения дилеммы или принятия решения.
Наставник
Этот второстепенный персонаж заслуживает особенного внимания, поскольку он не только помогает разрешить конфликт протагониста (эту функцию так же выполняет движущая сила), но и указывает главному герою путь (на более длительный период, нежели движущая сила) и делится с ним своим знаниями в критической ситуации, чтобы вернуть его на путь истинный. Примером такого персонажа служит аббат Фариа из «Графа Монте-Кристо».
Смешанный персонаж
Не все в этом мире делится на белое и черное, вот и второстепенные персонажи, о которых мы упомянули, не обязательно должны выполнять только одну роль. Иногда следует смешивать различные типы героев, чтобы создать новые роли и придать истории глубину.
Роль псевдо-злодея является ярким примером того, как работает такой смешанный персонаж: искуситель (помощник антагониста) ближе к концу истории искупает свои грехи и становится движущей силой или верным товарищем, который помогает главному герою достичь своей цели.
Разумеется, выше приведены только самые распространенные типы второстепенных персонажей, в то время как их можно создать гораздо
Авторы: Татьяна Старцева и Ярина Катич
Утром третьего дня я проснулась от непонятного звука — будто кто-то легонько постукивал по стеклу. Перевернувшись на другой бок и недовольно прищурившись, я осмотрелась вокруг и только тогда поняла, что именно меня разбудило.
Вчера мы засыпали в комнате, где на одной из стен, под потолком, ютилось небольшое пыльное окошко без занавесок, жалюзи или чего-либо еще. Сегодня же, прямо между нашими кроватями расположилось огромное окно с ажурным переплетом, широким подоконником и прозрачными занавесями. За кристально-прозрачным стеклом шелестел зеленый лес, расположенный так близко, что одна из веток какого-то дерева стучала по карнизу.
Выбравшись из постели, я пошлепала из подсобки в главный зал, отперла входную дверь и выглянула наружу. Так и есть — на меня пахнуло прохладной свежестью леса с еще не сошедшей росой.
— Что там? — выходя в зал, сонно поинтересовалась Ярина, видимо, разбуженная трелью дверного колокольчика.
— Полюбуйся, — хмыкнула я, отступая в сторону и давая подруге обзор. С минуту Ярина хмуро наблюдала за крохотной птичкой, весело скакавшей по ступеням крыльца, а затем воодушевленно выдала:
— Круто! Теперь хоть можно будет разведать окрестности. Я в душ.
Пожав плечами, я закрыла дверь и отправилась ставить чай. Война войной, а обед по расписанию, как говорится… И тем не менее, мне не давал покоя один вопрос.
— Слушай, а что будет если мы обе выйдем из лавки? — начала я, когда Ярина уже привела себя в порядок и мы успели слегка перекусить. — Где гарантия, что когда мы вернемся, она будет стоять на том же самом месте, а не смотается куда-нибудь еще? Если мы опять черт знает где, то рискуем остаться тут до конца своих дней.
— Рискуем, — согласилась Ярина и направилась к шкафу. Хлопнув дверцей, она достала оттуда пакет с бутербродами и термос — готова поспорить, с крепким черным кофе.
— Просто на всякий случай, — пояснила подруга и добавила: — Не можем же мы торчать здесь остаток своих дней безвылазно. Так что давай, хватит рассиживаться, пошли!
Вздохнув, я направилась в подсобку — взять свои вещи. Никто не знал, вернемся ли мы сюда еще раз, поэтому логично было последовать принципу «Все свое ношу с собой».
Закинув на плечо сумку, висевшую на спинке стула, я услышала, как оттуда что-то со звоном выпало, и обернулась. На полу лежала связка ключей, точно не моя — каждый из четырех ключей был явно старинным, с витиеватыми завитушками и фигурными изгибами.
— Ну где ты там? — Ярина появилась в дверях, застав меня сидящей на корточках и разглядывающей диковинные ключики. Увидев мою находку, она торжествующе воскликнула: — Вот видишь! Лавка тоже хочет, чтобы мы прогулялись.
— Да уж, — пробормотала я, направляясь вслед за подругой к выходу. Какая-то часть меня все еще скептически считала, что не стоит высовываться.
***
— Да вот же она, смотри!
Услышав радостный оклик Ярины, я посмотрела в ее сторону и действительно увидела уже знакомые очертания лавки, занесшей нас в этот лес. Когда мы только нашли ее, она располагалась на первом этаже обычной городской многоэтажки, теперь же превратилась в отдельно стоящее здание, сохранив при этом внешнее оформление — широкие витрины с решетчатым оконным переплетом и красивую кованую вывеску в форме дивана на гнутых ножках, которая, к сожалению, не сообщала названия лавки.
Прибавив шагу, мы с явным облегчением устремились к месту, которое последнее время служило нам домом. Обе мы были в открытых летних босоножках, быстро пропитавшихся обильной холодной росой, ноги исцарапаны травой и ветками кустарников. К тому же, нас изрядно покусали комары и мошкара, но тем не менее мы были довольны и возвращались не с пустыми руками — в лесу мы наткнулись на малинник и насобирали с собой немного спелых сочных ягод: я — в пакет от бутербродов, а Ярина в благополучно опустошенный термос.
Лес казался совершенно обычным. Помимо малинника никаких находок нам не попалось — вот разве что в засохшей грязи оврага мы нашли чьи-то следы, похожие на волчьи.
— Крупные же тут водятся волки, — пробормотала я, и мы обе, не сговариваясь, поскорее повернули от того места туда, где по Ярининым подсчетам, должна была стоять лавка.
Уже приближаясь к крыльцу, я увидела, что на деревянных ступенях сидит девушка в темном плаще. Капюшон ее был откинут на плечи, показывая иссиня-черные волосы, блестевшие на солнце.
— О, ну наконец-то! — завидев нас, незнакомка поднялась и легко сбежала вниз. — Сколько вас можно
Автор: Татьяна Старцева
Ранним утром, пока весь дом еще спал, Ания тихо выбралась из своей комнаты и огляделась по сторонам. На цыпочках прокралась мимо родительской спальни, осторожно перешагнув скрипучую половицу, на середине лестницы присела и выглянула меж столбиков перил. Убедившись, что на первом этаже никого нет, быстро преодолела остаток ступенек и бесшумно выскользнула на улицу, притворив за собой тяжелую дубовую дверь.
Оказавшись на крыльце, девочка надела башмаки, которые до сих пор несла в руке, чтобы не создавать лишнего шума, и сделала глубокий вдох. Морозный воздух был полон всевозможных запахов – влажной земли, отсыревшего от росы деревянного крыльца, трав с опушки, благоухающих сегодня особенно сильно, точно перед дождем. Девочка еще раз втянула носом воздух, чтобы насладиться богатым букетом ароматов, и поспешила в лес.
Далеко не всегда Ание удавалось вернуться со своих вылазок незамеченной, и тогда ей изрядно доставалось от родителей. Они хоть и понимали, что как любому другому молодому оборотню, Ание хочется бегать и резвиться, но все же считали, что лес – не место для маленькой девочки. Даже такая безобидная березовая роща, что вплотную примыкала к владениям их семьи с востока. Даже такой живописный, пронизанный солнечный светом лес, каким он бывал ранним утром. «Там может быть опасно, Ния, - говорили они. – Не ходи в лес одна». Но разве со взрослыми бывает так весело? Разве станут они резвиться меж стройных берез, игриво прятаться в зарослях папоротника, а потом, устав от беготни и игр, лакомиться прохладными сочными ягодами в малиннике? Нет, взрослые бы предпочли в очередной раз обучать ее умению бесшумно охотиться, избегать капканов или выслеживать дичь по запаху. Поэтому раз за разом Ания снова убегала в лес одна, находя себе забаву по душе.
Вот и сегодня, увлекшись пусканием корабликов-листиков в небольшом ручейке, девочка совсем забыла про время, а вспомнив, поняла, что нагоняя опять не избежать. Спустив на воду последнее «судно» и с сожалением проводив его взглядом, она поспешила обратно. Чем ближе Ания подходила к дому, тем явнее ощущала тяжелый, чуть сладковатый запах крови, доносимый ветром со стороны селения. Неужели она так заигралась, что мужчины уже успели поймать и разделать дичь к обеду?
Добравшись до края рощи, девочка вдруг замерла, повинуясь звериным инстинктам. Почему не слышно отдаленного гула голосов, шагов женщин, снующих туда-сюда, не видно дыма от печных труб? И почему запах крови стал удушающе сильным?
Секунду спустя Ания заметила, как из третьего, крайнего дома в их небольшом поселении, вышел мужчина и направился в ее сторону. Испугавшись, девочка бесшумно юркнула в сторону, схоронилась за поваленным бурей деревом и осторожно потянула носом воздух. Мужчина определенно был человеком, Ания не чувствовала на нем терпкого запаха, характерного для ее рода. Зато когда он приблизился, девочка явно различила на его одеянии кровь, багряным окрасившую руки и рубаху на груди. Человек на ходу протирал меч белой тряпкой и та тоже вскоре стала темно-красной. Лицо незнакомца, искаженное кривой ухмылкой, пересекал старый безобразный шрам, оставленный чьим-то когтем много лет назад.
Ания задрожала от страха и уткнулась лицом во влажный от росы мох, прислушиваясь к шагам мужчины. Она уже поняла, что произошло нечто ужасное, и виной тому – незнакомец со шрамом, но не могла ничего поделать. С трудом сдерживая слезы, крепко зажмурившись, девочка замерла в своем укрытии. Когда шаги стихли и вокруг воцарилась обманчиво мирная тишина, Ания поднялась, дрожа от страха, и медленно вышла из леса. Лишь там, на небольшой опушке меж трех изб, стоя на коленях посреди окровавленных тел членов ее стаи в человеческом и зверином обличьях, она горько зарыдала, оплакивая потерю. Но даже перепуганная до смерти, задыхающаяся от бессильной ярости, Ания поклялась отомстить незнакомцу со шрамом.
«Ходя по лесу, всегда смотри под ноги – нет ли больших следов. Коль увидишь, будь спокоен, с волчьими не спутаешь – оборотень куда крупнее будет. А набредешь на пару-тройку изб, стоящих в глуши лесной – не суйся без оружия. И один не суйся, мал еще – задерут тебя, поминай как звали».
Кайрен долгое время пренебрежительно относился к этим байкам про оборотней, которые слышал от своего учителя. Доказательств у старика не было, все отнекивался, мол, перебили в этом краю клыкастую нечисть и поделом ей. Истории охотника подтверждал лишь зарубцевавшийся шрам через все лицо, будто оставленный огромным когтем, но Кайрен был уверен, что то медведь постарался. До недавнего времени.
Пару дней назад в лесу неподалеку нашли растерзанный труп девушки из деревни, где жили Кайрен с учителем. Старик как прослышал об
Доброе утро и сладкий кофе
с примесью теплого молока.
Будешь жива и никто не спросит,
что же случилось с тобой вчера.
В темные дыры дверных проемов
Вылетит птицею твоя боль
И закружит над родным районом,
Ты это только себе позволь.
Враз навестят все друзья былые,
Каждый похлопает по плечу.
Им не понять - все они чужие.
Им лишь казнить бы как палачу.
Все они скажут, что разделяют
и соболезнуют. Ты держись!
Сделают вид, что как будто знают
Как поменяется твоя жизнь.
Все они позже выйдут за двери,
Не обернутся, собою гордясь
Никто не узнает как лютые звери
Душу твою терзают таясь.
Время уходит, стынет твой кофе
с примесью теплого молока.
Встретишь друзей и никто не спросит
Как ты прошла через боль тогда.
Как твои слезы в глазах кипели,
как выносила за ночью ночь.
Как до сих пор еще не сумела
Силу привычек ты превозмочь.
Как просыпаясь в пустой кровати,
Думаешь просто: «уже ушел»
Как ты твердишь что они заплатят,
Веря, что будет все хорошо.
Вновь налила ты свой сладкий кофе
С примесью теплого молока.
Вот ты бодра и никто не спросит,
Чем ты печаль свою уняла.
Автор: Ярина Катич
Автор: Ярина Катич
Хранимы будут сердца любимых.
Хранимы будут тела любимых.
Хранимы будут души любимых.
Ибо нет той силы на свете, которая может разорвать священные узы истинной любви.
Страшна, черна зимняя вьюга вечером в чистом поле. В непроглядной мгле не увидать ни огонька теплого, ни звездочки, что приветливо с синего неба на землю смотрит. Только ветер, яростно гоняющий острую ледяную крошку по бескрайним просторам пустоши. Рвет он, мечет, беснуется — время его пришло. До самого утра не уступит он власть свою и не покорить его, не остановить до тех пор, пока солнце снова на небосвод не взойдет, да землю приветливо не обогреет.
В эту суровую зимнюю ночь вдоль опушки занесенного снегом леса, что около пустоши растет, борясь с разыгравшейся вьюгой, шел седовласый мужчина. Со стороны могло бы показаться, что путь его пролегал среди бело-пенных волн неведомого моря, будто от сапог его снег сам в стороны расходился. Сильна казалась воля его и даже ветер могучий, неустанно бросающий в путника щедрые горсти колкого снега, не в силах был тягаться с его упорством. Да только не было в ту пору людей сторонних, кто бы чуду такому подивиться мог, все по избам сидели, у печи грелись, прислушиваясь к завыванию в трубах да головой покачивая. Страшная ночь выдалась, ох страшная!
А путник шел, не замечая, что ветер жестокий давно уже вырвал застежку плаща его, от чего капюшон сполз, отдав на поругание непогоде беззащитную седую голову. Лицо мужчины с тонкими устами, узким носом и необычно раскосыми глазами, в отличие от белоснежных волос не выказывало признаков возраста, будто незнакомцу был ведом секрет вечной юности, вяще дознаваемый героями древних сказаний. Кафтан и штаны, хоть и сшитые из шерсти архамийских коз да пропитанные добрым барсучьим жиром, все ж не могли заменить добротного мехового кожуха — не берегли несчастного от пронизывающего до костей ледяного ветра. Но и холод не беспокоил путника: нос и щеки не загрубели, покраснев от мороза, губы напротив, остались алыми, а на ладонях даже рукавиц не было. Казалось, что и снежинки, падая на ресницы и волосы его, исчезали в одночасье, словно снятые чьей-то невидимой заботливой рукою. Так и шел он упрямо в ведомом одному ему направлении, не беспокоясь о поиске верной дороги — будто ноги сами вели его сквозь ледяную мглу.
Тепло было путнику. Тепло и сухо даже в лютую непогоду, царившую над здешними землями. Думал он о том, как к ночи доберется до родимой избы, отворит ворота, постучит в запертые на ночь ставни, наслаждаясь запахом дров, прогорающих в печи. Как стукнет затвор, скрипнет добрая, крепкая дверь — последняя преграда на пути к горячим, любимым объятиям. О том, как снимая суму, раздеваясь да разуваясь, привычно пожурит жену за то, что пса никак не заведет, в дом кого ни попадя впускает. А она лишь лукаво улыбнется в ответ и перечить не станет — оба знают, раз сторожа не заводит и пришедшим отворяет, то так тому и быть.
Неожиданно седовласый остановился, вырванный из приятных дум донесшимся издали звуком. Повернул голову и, не обращая внимания на свирепый ветер, раздувающий откинутый капюшон словно парус, замер на мгновенье, прислушиваясь. После чего поворотил уверенно, всяким шагом удаляясь от леса все дальше.
— Марик! Ма-а-арик! — слышалось сквозь оглушающий свист вьюги.
Как зачарованный, шел он на звук до тех пор, покуда не увидел двух детей: девочку, что невестой скоро станет, и мальчика помладше. В руках паренька, одетого в теплый кожух и замотанного пуховым платком по самые уши, тлела лучина — бестолковая по такой непогоде, и лишь чудом не погасшая на сильном ветру. Девочка, постоянно путавшаяся в полах непомерно длинной меховой шубки, верно снятой с чужого плеча, крепко держала ладонь мальчика, другой рукой тщетно пытаясь ухватить юркий шнурок сползшего капюшона. Это она кричала во тьму раненой птицей, но заметив мужчину, испуганно умолкла, не зная, бежать им от него подальше аль нет.
— Случилось чего? — звучно спросил седовласый еще издали, давая детям понять, что зла не помышляет.
Девочка только и успела, что переступить с ноги на ногу, но мальчик резко побежал к мужчине, потянув спутницу за собой.
— Дядя, дядя! — закричал он и голос его, казалось, резал собой порывы ледяного ветра, проникая сквозь слои искристых, колючих снежинок точно лезвие тонкого кинжала.
Разящий, звенящий, хрустальный — чужой он в темноте суровой непогоды. Не время ему детской радости лишаться, сталкиваясь с белой пеленой забвения да стужей крепкой. Не время печали ведать. Звучать бы ему в теплом доме радостно, смеяться бы играм счастливо, радуясь детству и семейному очагу.
— Дядя, помоги, Мариказабрала!
Авторы: Ярина Катич и Татьяна Старцева
С момента нахождения лавки прошло ровно два дня. За это время наши познания об окружающей действительности значительно расширились. Во-первых, я узнала, как ведет себя Таня, пребывая в истерике. А потом в депрессии. Зрелище то еще, хочу я вам сказать... но в принципе не суть.
Сначала она бегала как пришибленная, потом начала вычищать всю лавку, не оставив единого шанса пыли и грязи, сдавшимся в неравной борьбе, а после открыла для себя то, что занимало нас до настоящего момента.
Началось все с совершенно невинного действия — Таня решила исследовать шкафы рядом с буфетом на предмет съестного. Мы уже поняли, что используя некое подобие примуса, можно вскипятить воду в чем-то вроде чайника, но чем нам при этом питаться, оставалось загадкой. О более долгосрочных планах, к примеру, сходить и купить еды, мы не думали. Даже обмотавшись парой пледов, в летней одежде далеко зимой не уйдешь. А метель, кстати, и не думала прекращаться, не позволяя нам разведать окрестности лавки. Однако, как показало наше случайное открытие, ходить за едой никуда не придется.
В общем, когда шкаф открывала Таня, там был один набор продуктов: свежий трюфельный тортик, пряники, печеньки и все такое прочее. Естественно, эта сладкоежка в момент отхватила себе кусок торта и, присев за резной круглый стол, воодушевленно начала утрамбовывать вкусняшки в свой пузяш, запивая чаем. Убедившись, что подруга успешно заедает стресс сладким, я тоже решила угоститься, но.... вместо озвученного Таней набора продуктов в шкафу обнаружила черный шоколад, грейпфруты, немного ирисок и пачку хорошего кофе.
Я закрыла шкаф. Я открыла шкаф.
— Та-а-ань, — протянула я, — что ты сказала, лежит в этом шкафу?
— Торт «Трюфель в шоколаде», пряники, печеньки и чай, — послушно оттарабанила она. — А что?
— Можешь подойти?
Окинув меня недовольным взглядом, но, видимо, решив не спорить, Таня отодвинула еду и встала из-за стола.
— Ну чего тебе? — спросила она, подойдя вплотную.
— Открой шкаф, пожалуйста, — попросила я ее.
— Серьезно? — скептически уточнила Таня, но шкаф все же открыла.
Внутри, как и ожидалось, лежал начатый торт, по вазочкам были разложены печенья и пряники, а в углу стояла жестянка, наверняка с чаем.
— Отлично, — подытожила я. — А теперь закрой шкаф.
Одарив меня взглядом, выказывающим серьезные сомнения в здравости моего разума, Таня закрыла шкаф и вопросительно развела руками:
— Теперь что?
— Смотри! — сообщила я и распахнула дверцы шкафа, где ровно на тех же полках лежал совершенно иной набор продуктов.
В целом, так и «работала» вся мебель лавки. Как оказалось, открыв дверцу или выдвинув ящик, мы получали именно то, что хотели там увидеть. Самая большая заковырка заключалась в том, что мебель лавки реализовывала не наши сознательные желания, а, скорее, желания нашего подсознания. К примеру, ключи от лавки мы не смогли найти как ни старались. На наше счастье, входная дверь запиралась изнутри. А на наше несчастье это был единственный выход из лавки. Кроме главного зала и отдельной ниши, образующей нечто вроде кухни для персонала, в лавке была еще одна подсобка, судя по захламленности, являвшаяся чем-то вроде склада, ну и туалет. О последнем мне сказать нечего, а вот подсобка была настолько печальна, что даже Таня в ее истерическом порыве уборки предпочла открыть дверь в это помещение, ужаснуться и закрыть с намерением больше никогда этого не видеть.
Когда старые напольные часы пробили полночь, вопрос об организации спального места стал как никогда актуален. В итоге мы решили, что я буду спать на старом антикварном диване, стоящем в центре зала, а Таня с своим высоким ростом попробует прилечь на прилавке. Не шибко удобные варианты, но хоть какая-то альтернатива ночевки на голом полу.
Однако едва успев задремать, я снова проснулась от того, что Таня теребила меня за плечо.
— Яри-и-ин! Ярин, это не только со шкафами работает, с комнатами та же фигня.
— Отвали, — отмахнулась я.
— Нет, ты не поняла, — продолжала настаивать подруга, — там есть кровати.
Тут, конечно, я моментально проснулась с единственным тревожащим меня вопросом:
— Где кровати?
— В подсобке, — пояснила Таня. — Комната работает также, как и мебель. Я туда заглянула — а там две кровати.
— Пошли, — скомандовала я, подхватывая плед и обувая босоножки.
В комнате, до этого бывшей
Плачут окна в старом доме,
Где все отжито давно,
Где все просто и знакомо
Как в засмотренном кино.
Плачут окна, им известно
То, что мы хотим сказать.
Смотрят молча, беззаветно,
Будто силятся понять.
Окна плачут, их проели
Годы, холод и жара.
Счастье в доме околело
Хоронить его пора.
Рамы стары, в них застряли
Жгучие ветра обид.
Они душу истрепали,
Сердце мечется - болит.
Мы с тобой сцепились в схватке,
Не страшны нам сквозняки,
Нам не нужно быть в порядке,
Мы хотим идти в атаки,
Мы хотим серьезной драки,
Мы с тобой не земляки.
Плачут окна в старом доме,
Нам давно на них плевать
Мы с тобой как на изломе:
Нам бы только убежать.
Автор: Ярина Катич
Исчезая в отраженьях бледным бликом лунной ночи,
Позабыв давно зачем ты, для чего ты, где ты, кто ты,
Выворачиваешь реки слов из букв и многоточий,
Потерявшись средь забвений, обещаний, междупрочий.
Ты б хотела жить иначе в днях спешащего далека,
Но никак не получилось, не сложилось. Одиноко.
Натянула тетиву, прищурив глаз, и отпустила.
Только вот пошло все вкось и сбит прицел - не подфартило.
Стоило прожить иначе, срок отпущен, дверь закрылась.
Но потеряна удача, не смогла, не отпустилось,
И теперь средь зимней стужи ты печально стрелы точишь.
Может, кто-нибудь поможет, может, кто-нибудь захочет?
Автор: Ярина Катич
В какой-то момент ты смотришь на свою жизнь и понимаешь, что не знаешь, куда ведет эта дорога. В какой-то момент вопрос поиска смысла и цели обретает приоритетное значение и ты, наконец, осознаешь насколько важно узнать кто ты такой, зачем существуешь, чего хочешь от жизни и каким образом можешь это получить.
В какой-то момент ты понимаешь, что все свои жизненные стратегии строил, опираясь на попутчиков. И окружение не помогало, а только мешало твоему росту. В какой-то момент неожиданно осознаешь, что лучше быть одному, чем с теми, под чьи интересы тебе приходится подстраиваться и чьим ожиданиям необходимо соответствовать.
В какой-то момент ты сбрасываешь свою жизнь как старую кожу, и расправив крылья, начинаешь наслаждаться такой долгожданной и опьяняющей свободой. Занимаешься тем, что тебе по душе, живешь без правил и установок, делаешь, что давно хотел, с удовольствием пускаясь в эксперименты.
Не хочешь мыться? Ходи неделю без душа. Не нравится убирать? Полгода без уборки и ты понимаешь, что чистота и порядок — простые вещи, поддерживающие твое хорошее настроение. Думаешь, что ты сова? Попробуй спать когда хочется и узнаешь, что совы и жаворонки — надуманные категории «граждан».
Ты включаешь и исключаешь людей из своей жизни по принципу «подошел»-«не подошел», постепенно замечая, как круто идти рядом с единомышленниками, понимающими твои цели, следующими схожей дорогой. Учишься не обращать внимания на тех, кто тебя не понимает и, со временем, с удивлением осознаешь, что если свои взгляды на жизнь высказывать уверенно и спокойно, то окружающие так же спокойно их принимают.
В какой-то момент ты начинаешь считать себя взрослым, самодостаточным, самостоятельным человеком, который четко знает, чего хочет, понимает, как к этому прийти и у которого в жизни все неплохо. Настолько неплохо, что окружающие смотрят на него со стороны и говорят: «Вот бы мне так!»
А потом ты встречаешь человека, с которым тебе не совсем по пути. То есть вы, конечно, можете пойти вместе, но ты не до конца уверен, что человек этого хочет. Но вы общаетесь, вам интересно друг с другом. Очень мягко и осторожно узнаете цели, увлечения, намерения другого, все больше раскрывая при этом себя. Постепенно учитесь доверию, радуетесь каким-то мелочам, смеетесь над только вам понятными шутками. И ты понимаешь, что пойти дальше вместе с этим человеком — интересно. Это может быть одним из самых потрясающих путешествий в твоей жизни. Проходит время, ваше взаимодействие крепнет и тут как снег на голову, случается что-то, что все обрывает.
В голове роятся сотни мыслей. Может, ты что-то не так сделал? Может, все те планы и намерения, которыми он с тобой делился, являлись лишь попыткой выдать «желаемое за действительное»? Может, ты сам принял желаемое за действительное, не заметив обмана?
Как и положено по законам вежливого социального взаимодействия, ты совершаешь пару деликатных покашливаний, говорящих: «Эй, я тут, нам было интересно друг с другом, ты меня помнишь? Я тебя все еще жду!» Но ответа не получаешь.
В какой-то момент, так и не получив ответа, окунаешься в пучину ненависти к самому себе. Как мог ты, такой самодостаточный, самостоятельный, взрослый, так привязаться к человеку, которому на тебя плевать? Почему ты так быстро отказываешься от своей свободы, от тех крыльев, даровавших тебе пьянящее чувство полета, только чтобы ощутить чье-то тепло, понимание и поддержку? Почему с такой легкостью погружаешься в марево тобою же созданных иллюзий, не получив никого подтверждения с той, другой стороны? Почему каждое намерение принимаешь за оформленное желание? Неужели ты настолько слаб, зависим, несамостоятелен, чтобы как бездомная собачонка с переполненными надеждой глазами следовать за любым, кто на тебя ласково посмотрит? Неужели у тебя совсем нет чувства собственного достоинства?
Потом этот человек обязательно вернется. Все они возвращаются. Он погладит тебя, как все ту же бездомную собачонку. Может быть, даже побалует чем-то вкусным. Но ты уже знаешь, что он не стоит твоей привязанности.
В какой-то момент, ты перестаешь верить людям. Не со злости. Это здоровое, взвешенное решение не доверять тем, кто этого не заслужил, не подтвердив свои намерения поступками. И в какой-то момент это кажется очень правильным выбором. Ровно до следующего человека. Потому что его уже ждет немного больше проверок. Заходя дальше, пробираясь глубже, он проходит с тобой более длинный отрезок пути. И ты начинаешь так же доверять своему новому попутчику.
Ровно до того момента, пока история не повторится заново. А после, пройдя через очередной этап самоненависти и внеся поправки в процедуру предоставления доверия, ты снова идешь дальше.
Во многих культурах существует поверье, что сущность человека таится в его настоящем имени. На первый взгляд это может показаться преувеличением, но когда речь заходит о вымышленных именах, это простое правило становится актуальным как никогда. Представьте, к примеру, что Конан Дойль назвал Холмса не Шерлоком, а Шерринфордом, как и планировал изначально?
С одной стороны невозможно предугадать то, какое впечатление произведет на читателя имя персонажа, поскольку любое имя вызовет у людей собственные ассоциации, рисуя в их воображении определенного человека. Тем не менее, мы все же осмелимся предложить вашему вниманию несколько советов о том, как выбрать наиболее подходящие имена для ваших героев.
1. Выбирайте имя со смыслом
Не стоит давать персонажу то или иное имя просто потому, что оно вам нравится. Точно также неудачной идеей будет называть героя в честь вашей школьной подружки. Вложите в имя смысл, подумайте о том, что оно говорит о герое. Это может добавить вашей истории глубину и многогранность.
Как только вы надумаете окрестить своих персонажей, не поленитесь заглянуть в словарь имен. Электронные или печатные, все они имеют общую черту - содержат в себе происхождения и значения каждого имени.
2. Не отказывайтесь от имени из-за его простоты
Тот факт, что имена ваших героев должны иметь смысл, не означает, что они должны быть причудливыми. Не отбрасывайте имя просто потому, что оно слишком распространенное. Мари и Джон – самые обычные имена, но их можно использовать, чтобы подчеркнуть серость или ординарность персонажа.
3. Наличие имени не обязательно
Не все персонажи вашей истории обязательно должны иметь имя. У них могут быть прозвища, например, как у Маги в «Игре в классики» Хулио Кортасара. Прозвище может быть связано с их внешностью (одноглазый, старый приятель, девушка в розовом костюме), а может ассоциироваться с работой, хобби и так далее.
4. Стремитесь к простоте
Избегайте сложных имен (особенно если в вашей истории много героев) и старайтесь всегда называть персонажа одним и тем же именем. Например, если Генри обычно называют одноглазым, но вдруг тут появляется какой-то Гарри или Оуэн (а это его фамилия), то в итоге бывает сложно разобраться, о ком же говорит автор.
В романе «Преступление и наказание» каждый персонаж имеет множество различных имен (Родиона также называют Родькой, Родей, Романовичем и Раскольниковым). При прочтении мне было действительно сложно понять, кто есть кто, и в конце концов я решила обозначать персонажа одной буквой. Таким образом, Родион, Родька и Родя я переводила для себя как Р.
Тем не менее, если только вы не Достоевский, я бы посоветовала не сбивать своих читателей с толку – в таком случае они могут просто бросить читать вашу книгу!
5. Избегайте похожих имен
Если вы хотите, чтобы читатель запомнил, о ком идет речь, избегайте похожих имен для главных героев. В моем романе «Святая матрешка» есть два персонажа, которых я путала – Фермин и Филиппе. У них нет ничего общего, но те, кто прочел мой первый набросок, тоже их путали. В итоге я переименовала одного из них и проблема разрешилась.
6. Мыслите глобально
Подбирая актеров для съемок в фильме, режиссеры часто смотрят на то, если ли «химия» между актерами. Как бы странно это не звучало, но имена ваших персонажей так же должны сочетаться между собой. По сути, даже их значения могут пересекаться.
В фильме «Люсия и секс» испанского режиссера Хулио Медема присутствуют символы, обозначающие свет, солнце и луну. Имена главных героев – Люсия (с латинского «свет»), Лоренцо (испанское разговорное слово, обозначающее солнце) и Луна (луна) – вращаются вокруг основной идеи и представляют собой единое целое.
7. Будьте последовательны
Имена должны соответствовать окружению героев, их возрасту, исторической эпохе (ведь со временем имена людей меняются), их родине, социальному статусу, убеждениям их родителей и т.д. Подумайте о своем собственном имени и о том, как ваши родители его выбрали – в нем сошлись воедино множество факторов. Если вы выдержите определенную последовательность в выборе имен, ваша история будет выглядеть более правдоподобно.
Автор: Iria López Teijeiro
Перевод: Татьяна Старцева
Редактура: Ярина Катич
Хотите читать больше интересного? Заглядывайте в ❖ Lamish
Авторы: Татьяна Старцева и Ярина Катич
— Таня, у меня идея! — сообщила Ярина, отрываясь от монитора.
«Твою мать!» — пронеслось у меня в голове, но вслух стоило высказаться чуть мягче:
— Что на этот раз? — поинтересовалась я, закрывая ноут и все еще надеясь, что, может, в этот раз пронесет.
— Нам нужен офис! — уверенно ответила Ярина. — Вот смотри, в офис мы сможем прийти, поработать и уйти. Не нужно будет вечно выкраивать время дома, согласовывать графики, отвлекаться на бытовые проблемы. Словом, отличное деловое взрослое решение — снять свой офис!
— Ну да, деловое решение, — пробормотала я, взвешивая услышанное.
В словах Ярины был толк: работать в офисе действительно должно быть проще, чем постоянно выкраивать время дома и встречаться только в онлайне. Оставалось всего две проблемы.
Первая — подруга часто загоралась какими-то новыми сумасшедшими идеями, далеко не все из которых оказывались удачными. Впрочем, следовало отдать ей должное, удачных, как ни крути, было больше. Вторая...
— А деньги? — решила уточнить я
— Деньги — это отлично! — попробовала пошутить Ярина.
— Ага, если они у тебя есть, — согласилась я и продолжила гнуть свою линию: — Так что с деньгами?
— Найдем! — успокоила меня подруга и добавила: — Давай для начала изучим объявления, узнаем цены, посмотрим помещения и поговорим предметно. В конце концов, можно попробовать создать «открытый офис» — довольно популярная тема в наши дни. Свободное место, куда могут прийти для работы фрилансеры, писатели, да вообще кто угодно, кому нужно вырваться из дому. Так и расходы на аренду покроем и на коммуналку насобираем. Если постараемся, сможем вырулить на самоокупаемость.
— Ну давай посмотрим, — кивнула я и мы почти синхронно открыли ноуты.
* * *
Прошло уже две недели и ничего хорошего не подворачивалось. То далеко от центра, то место не нравится, то единственным приемлемым по стоимости вариантом оказывается крохотная каморка в допотопном НИИ, тысячу лет не видавшем ремонта. Мы же искали чего-то совершенно иного. Чтобы с отдельным входом и большими окнами или витринами. Чтобы внутри тепло, светло и просторно. Чтобы в помещении чувствовался уют и туда хотелось возвращаться. Чтобы недалеко от центра, но при этом не шумно...
— Можем, мы просто слишком много хотим? — с печалью в голосе спросила Ярина, выходя из очередного офиса с вывеской «Аренда».
— Не знаю, — я пожала плечами. — Может, стоит как-то поменять подход?
— Как? По знакомым искали, в агентства обращались, в инете смотрели... Я не знаю, что еще можно. Построить шалаш из веток и притвориться, что это наш офис?
— С нашими способностями этот шалаш простоит до первого дуновения ветра, — усмехнулась я, представив эту картину.
— Это точно, — вздохнула Ярина и добавила: — Может, по кофе?
— Давай!
— Тут неподалеку была кофейня, — произнесла Ярина, осматриваясь. – Кажется, нам туда, дальше по улице.
Без труда найдя искомое заведение по заметной вывеске, мы вошли внутрь и устроились за столиком у окна.
— Смотри-ка, тут кто-то газету забыл, — я задумчиво развернула сложенную вчетверо прессу.
За прошедшие пару недель привычка искать объявления по аренде недвижимости прочно въелась в наш быт. Мы смотрели везде: на столбах и в окнах зданий, в онлайне и в печатных изданиях. Терроризировали знакомых, обзванивали малознакомых и наведывались в крупные офисные центры, узнавая расценки на аренду и наличие свободных площадей. Пока что нам отчаянно не везло.
— Ну давай и тут объявления глянем, раз уж подвернулось, — пожала плечами Ярина, глядя, как я углубилась в недра забытой кем-то газетенки.
Быстро пролистав ненужные рубрики, я, наконец, добралась до раздела о сдаче в аренду. Квартиры посуточно, помещения под офис за бешеные деньги у черта на куличках…
— Может, это? Вроде нормальная стоимость, квадратов тоже достаточно… — Ярина с надеждой ткнула пальцем в одно из объявлений.
— Да мы звонили по этому номеру, — напомнила я. – Это тот, где окно выбито и капремонта лет двадцать не было.
Ярина молча вздохнула и мы упрямо продолжили поиски. Вот уже пошли объявления об услугах, реклама автосалонов, котята в добрые руки, вакансии…
— О! – радостно воскликнула Ярина. – Я
Автор: Татьяна Старцева
— Премного благодарна, — сгорбленная старуха ухитрилась согнуться еще сильнее в неком подобии поклона, затем с трудом развернулась и пошаркала к выходу из лавки.
Кивнув в знак прощания, я проводил ее спокойным взглядом, ничем не выдавая кипевших внутри эмоций. Учитель сказал, что обслуживая клиентов, я должен выглядеть серьезно и достойно, как подобает ученику могущественного мага, а не сиять как мальчишка, получивший в подарок леденец на палочке.
Уже вторую неделю я обслуживаю покупателей за прилавком, после того как девушка, которую мы наняли для этих целей, сбежала с воплями, мол, мы тут черной магией занимаемся. Глупая девка, навоображала себе черт знает чего! Вельхеор Аркийский многим был известен как могущественный колдун, использующий свой дар и умения исключительно во благо людей. Черная же магия разрушительна не только для того, на кого нацелена, но и для колдуна, и для того, кто просит навести такие чары. Поэтому упоминать черную магию в одном предложении с именем моего учителя казалось мне святотатством.
Ну ладно, возможно, здесь я чуток покривил душой. Еще будучи подмастерьем, которому едва доверяли растолочь сушеные корешки, я становился свидетелем ритуалов на грани белой и черной магии. Зато я никогда не имел повода усомниться, что проводились они исключительно в благих намерениях. Мощные ритуалы требовали привлечения большой силы и разнообразных ресурсов. Учитель всегда говорит, если хочешь что-то получить, ты должен отдать что-то взамен. Иногда это означает необходимость жертвоприношений. Но разве не оправдано убийство какой-то твари ради спасения бессмертной человеческой души?
Встав за прилавок и начав общаться с нашими посетителями, узнавать их истории, проблемы, и видеть, какую помощь оказывают им наши элексиры, я совершенно иначе взглянул на своего учителя. Одно дело — сидеть где-то в каморке, перебирать травы, измельчать коренья да прилежно помешивать варево с точными указаниями количества оборотов по и против часовой стрелки. И совершенно другое — видеть отчаявшихся людей, убитых горем, подкошенных болезнью, нуждающихся в помощи. Особым удовольствием казалось выслушивать тех, кто вернулся, чтобы поблагодарить за исцеление. Ради этого воистину стоит недосыпать ночами, портить зрение в полумраке каморки и наживать вечные простуды, шастая по влажному ночному лесу в поисках очередного редкого растения.
— Рамиз, в каких облаках ты опять витаешь, негодный мальчишка! — резкий окрик вырвал меня из приятных раздумий о собственном великом предназначении. Учитель вышел из своего кабинета и теперь направлялся ко мне размашистой походкой, от которой полы темного балахона расходились волнами в разные стороны.
Как только я открыл рот, чтобы оправдаться, он быстро вскинул руку в предупреждающем жесте.
— Молчи, неважно! Ко мне только что залетел почтовый голубь с заказом на «живую воду». Подготовь все необходимое, да пошустрее!
Учитель сунул мне в руки листок пожелтевшего пергамента, где его мелким витиеватым почерком был набросан список ингредиентов, а сам принялся что-то искать в кладовке, в которой хранились разномастные сосуды и склянки.
— Но учитель… — робко начал я, просмотрев список. — Здесь написано, что одним из ключевых элементов является кровь златовласки…
— Ну и что? — раздраженный голос учителя почти заглушил грохот разбившейся плошки. Он с досадой отодвинул ногой осколки и вдруг замер, будто только сейчас осознал мои слова. — У меня завалялась пара скляночек, — пояснил он, поворачиваясь ко мне и небрежно пожимая плечами. — Сохраненная особым образом, еще с тех времен, когда добыча была легальной.
Я с облегчением кивнул и поспешил собрать все остальные ингредиенты, в порыве воодушевления чуть ли не летая по комнате и выставляя на стол нужные склянки. Это же просто потрясающе! Последние десять лет никто не мог приготовить снадобье, прозванное за свои чудодейственные свойства «живой водой», и дело было как раз в крови златовласки. Майронская порода считалась вымирающим видом драконов, и убийство хоть одной особи влекло за собой страшную кару.
Когда-то этих драконов едва не истребили полностью из-за удивительной чешуи. Каждый с младых лет знал, что амулет из чешуйки дракона служит мощным оберегом. Вот только хранился он недолго, быстро иссушивался и рассыпался в труху. Исключением была лишь чешуя майронского дракона, да не простая, а именно те золотистые чешуйки, покрывавшие голову и шею, из-за которых этот вид и прозвали в народе златовлаской. Оберег из них выходил не только долговечный, но и красивый, сияющий на солнце не хуже драгоценных камней. Благодаря прочности, чешую научились обрабатывать, вставлять в оправу, кольца,
Предлагаем вам прочесть перевод статьи испанской писательницы Iria López Teijeiro, которую она опубликовала в своем блоге Literautas.
Многие люди сходят с ума по записным книжкам: маленьким, большим, на кольцах, в твердой обложке, с линованной или чистой бумагой... Это нормально! Писать в блокнотах - ни с чем не сравнимое удовольствие и при этом неважно, сколько их у вас, главное - найти им хорошее применение.
Блокноты для писателей
Сегодня вести записи можно и в электронном блокноте, но иногда лучше позволить ручке свободно скользить по бумаге - это поможет вовремя ухватить музу за хвост. Как бы там ни было, давайте оставим в стороне вопрос формата и окинем свежим взглядом типы записных книжек, которые могут пригодиться в работе писателям:
1. Блокнот для идей
Очевидно, что любому писателю необходимо место для записи идей. Возможно, для этого лучше выбрать небольшой блокнот, который удобно везде носить с собой (я ношу его в сумке, а на ночь кладу на прикроватный столик). Сложно предсказать, когда в голову придет отличная идея, но я уверена, вам прекрасно известно, что случается, если вовремя ее не записать!
2. Список прочитанного
В ящике моего прикроватного столика лежит еще и список прочитанного - специальный блокнот, где я держу записи о книгах, которые успела прочесть. Существует несколько способов записать эту информацию и довольно много нюансов, которые вы, возможно, захотите подчеркнуть: краткое изложение истории, заметки об авторской стилистике, типы изложения, характеры... Вы можете добавить изображения, фотографии, вырезки из газет или другую полезную информацию.
Мой список прочитанного довольно прост: мне нравится записывать название и автора книги, время начала и окончания чтения, оценку, которую я выставила прочитанному, и первое предложение каждой книги.
3. Дневник сновидений
Это записная книжка, где вы записываете сюжеты снов, чтобы не забыть о них, когда наступит утро. Спустя время вы можете взять из этого дневника отличные идеи. И это не говоря уже о том, насколько забавно бывает перечитать те сумасшедшие истории, которые генерирует мозг, пока вы спите.
4. Цитатник
Отдельно от блокнота, где я записываю первые предложения из каждой книги, мне также нравится собирать цитаты, высказывания авторов из понравившихся книг. На моем прикроватном столике (бьюсь об заклад, вы уже поняли, что он завален блокнотами) лежит крошечный Молескин с .... записями фраз, изречений и отрывками, приковавшими мое внимание.
Я обычно нахожу эти цитаты в книгах, но иногда они находят меня в журналах, интервью, газетных статьях и т.п. Затеряться на время в страницах цитатника - увлекательно и вдохновительно.
5. Скрапбук
В наши дни этот тип записной книги можно вести и в цифровом варианте, благодаря таким сервисам как Pinterest или Evernote. Эти фантастические сервисы позволяют сохранить изображения, которыми вы сможете стимулировать ваше воображение в дальнейшем.
Тем не менее, я все еще рекомендую вести настоящие бумажные записи, поскольку это непередаваемая смесь цветов, форм, контрастов и запахов. Газеты или вырезки из журналов с течением времени приобретают совершенно особенный запах. Кроме того, процесс вырезания и вклейки материалов сам по себе может натолкнуть вас на какие-то размышления или удачные идеи.
6. Блокнот с мыслями
Блокнот с мыслями можно назвать записной книжкой, куда вы собираете личные переживания и эмоции, но это не обязательно банальное: "Дорогой дневник", как любят писать дети. В первую очередь такой блокнот - это место, где вы можете анализировать процесс вашей писательской работы.
Поясню: это же так просто - писать о творчестве. Вы можете проанализировать то, как вы работали, оценить ежедневный и еженедельный прогресс, подметить трудности первой версии вашего романа, и т.д.
Но, прежде всего важно, чтобы вы отметили те эмоции, которые ощущали во время писательства (или в то время, пока вы не писали). Со временем это поможет вам понять, какие фазы вы проходите на пути к реализации конкретной творческой задачи. Осознав то, каким образом проходит работа, вы сможете улучшить творческий процесс или отдельные его стадии.
7. Блокнот для персонажей
Наброски персонажей и коллекция характеров пригодится вам в дальнейшем. Собирая все заметки по характерам и особенностям персонажей в одном месте, со временем вы можете обратиться к этому блокноту в поисках идей. Возможно какие-то описания и записи натолкнут вас на нужную мысль, вдохновят на новую идею или расскажут, как реагировать персонажу в той или иной ситуации.
8. Книжечка для