О самом известном проекте сверхтяжелого танка сказано немало. Его поразительная масса, его потенциальные возможности и явные недостатки давно разобраны. Сегодня мы попробуем понять, как такая противоречивая машина все-таки нашла свое воплощение в металле.
Согласно стереотипам, немцы – это расчётливый и прагматичный народ. Но история Второй Мировой демонстрирует как раз обратное: погоня за чем-то фантастическим часто тормозила серийные немецкие успехи. И чем яснее было плачевное положение Гитлера, тем сумасброднее были очередные проекты «оружия возмездия». И сегодня мы поговорим об одном из самых популярным примеров подобному – сверхтяжелом танке Maus. И попробуем понять – как заведомо провальный проект все-таки начали реализовывать.
Typ 205-1(V1) - первый ходовой прототип сверхтяжелого танка на испытанияхВпервые полноразмерный деревянный макет 180-тонной машины был показан немецкому командованию весной 1943 года. Презентация в штаб-квартире фюрера в Восточной Пруссии произвела неизгладимое впечатление на предводителя той Германии, питающего слабость ко всему самому большому, быстрому и мощному.
Начало
Первый ходовой экземпляр смогли собрать лишь к концу 1944 года. Неповоротливая машина едва достигала 20 километров в час. Министр по вооружениям Альберт Шпеер в унисон с инспектором танковых войск Гудерианом, был категорически против этой дорогостоящей авантюры. Но, нежданно, вмешались интриги: заместитель Шпеера, желавший занять место своего шефа, всячески потакал Гитлеру в этом проекте, и решение не изменили – невзирая на возражения.
Прототип Pz.Kpfw VIII Maus с массо-габаритным макетом башни
Амбициозный проект Гитлер лично поручил своему фавориту – Доктору Фердинанду Порше, который стал автором Typ 205 Maus. С восхищением говоря о боевой машине, Гитлер предположил, что «будь у меня сто таких танков, я бы точно разбил русских». Но, к счастью, немецкий лидер был наивен и слишком оптимистичен: до конца войны было создано лишь четыре прототипа, ни один из которых не был применен в действии.
Большое заблуждение
Танк, получивший обозначение Pz.Kpfw VIII достигал 10 метров в длину и почти четырех – в ширину. Машина была на 50 процентов массивнее самого тяжелого серийного танка Второй Мировой – Pz.Kpfw VI Tiger Ausf. B. Масса в 207 тонн была обусловлена тяжелейшим бронированием: лобовой бронелист – 20 сантиметров толщиной, под углом в 35 градусов, по бокам – 18, а сзади – 16 сантиметров. С башней дело обстояло еще более серьезно: 24 сантиметра во лбу, и по 20 – в остальных проекциях.
Один из созданных танков, который был захвачен советскими войсками. Машина выставлена в танковом музее Кубинки
Основным орудием тяжёлого танка стала 128-мм зенитная пушка, уже знакомая по последней противотанковой самоходке вермахта Jagdtiger. Превосходная баллистика позволяла вести прицельную стрельбу с расстояния от двух километров, гарантированно поражая большинство современников.
Замена траков на монструозном танке. Интересно, через сколько секунд вражеская авиация "заметит" эту цель?
Нестандартно решили и вопрос вспомогательного вооружения: вместо традиционных пулеметов решили использовать 75-мм противотанковые пушки. Первая – спарена с основным орудием, а вторая планировалась к установке на башне в качестве зенитного средства.
Конструкция башни повторял ошибки "Королевских Тигров" ранних выпусков с, так называемой, "Башней Porsche": изогнутый лобовой лист способствовал рикошету в уязвимый верхний бронелист корпуса
Нестандартный танк требовал совершенно новый мотор. Благо, огромные размеры танка не стесняли инженеров в размахе. Йозеф Каес из Porsche подготовил проект 44,5-литрового мотора, который достигал мощности в 1080 сил. Огромный агрегат был построен на мощностях компании Daimler-Benz. Создание танка потребовало совершенно иной логистики: ни один мост не смог бы выдержать его массы, и единственным способом доставить его на передний край – была специализированная железнодорожная платформа. Но, вот незадача, - такой не существовало! Параллельно с танком, Порше разработал новую 26-метровую платформу на 14 осях, которая могла распределять вес исполина на существующие мосты.
Распил по-немецки
Шпеер вспоминал: «пытаясь сделать Гитлеру приятное, Фердинанд Порше взялся за эту авантюру. Было ясно, что машину в 200 тонн можно было строить лишь в штучных экземплярах. Дабы сбить с толку противников, ему дали имя «Мышь». Но самое странное, что Порше регулярно сочинял для фюрера отчеты, якобы, о разработки союзниками подобных танков».
Typ 205, захваченный советскими войсками, направляется в СССР
Как известно, тяжелый танк «Тигр» (как и его вторая генерация) были сложны и дороги в производстве. Считается, что их преимущества не стоили той цены, которую за них платили. Но их можно было производить, а их успехи были иногда выше известных недостатков. А теперь представьте, что агонизирующая Германия, которая теряет ресурсные базы, производственные мощности и терпит поражения, бросает силы на проект танка который равен по стоимости семи «Королевским Тиграм»! При этом машина излишне усложняла логистику, а е боевая эффективность была даже теоретически сомнительна. Но последним стало самое тяжеловесное слово!
«Танк был излишне тяжёлым, слишком медленным, а главное – его постройка была возможна не ранее конца 1944 года. Мы с профессором Порше, начальником штаба Цайцлером и Гудерианом договорились выразить свой протест. Как минимум – опираясь на дефицит ресурсов. Но когда слово дали Фердинанду (Порше), он ответил сухо и лаконично: Да, мы сможем построить такие танки. Остальные не смели возразить». Это снова откровения Шпеера, которые демонстрируют поразительный факт: ненужный гигант создавался в полном осознании его недостатков тех, кто это понимал, но (!) боялся возразить Гитлеру.
Как поверить в 200 тонн и обмануться
В отличие от молчаливых скептиков проекта, карьерист Зауэр, которого волновал не столько танк, сколько пост своего директора, не сковывал себя. Он с энтузиастом вещал Гитлеру о будущем сверхтяжелых танков. Тогда воодушевленный бывший художник начал мечтать о будущем 1500-тонном танке. Считается, что именно тогда впервые было сказано о мифическом Landkrauze Ratte. Справедливые вопросы о транспортировки этого «чудо-танка» легко парировались. Дескать, танк по частям будут доставлять к фронту на платформах, а собирали бы его в полевых мастерских.
Корпус первого прототипа танка сходит со специальной платформы
Последним аргументом скептиков был полковник танковой дивизии, который специально был приглашен Шпеером на это совещание. Фронтовой офицер, вернувшийся с Восточного фронта, сообщил, что одна противотанковая граната, угодившая на моторное отделение, сможет воспламенить тонны топлива огромной машины. Гитлер был явно обескуражен таким откровением, но сдаваться не собирался.
Советские солдаты у второго прототипа, уничтоженного немецкими войсками
«Он сказал, что тогда танки следует оснастить пулеметами, которые будут дистанционно управляться из танка во всех направлениях». Мысль была прогрессивная – большинство современных танков обладают дистанционно-управляемым пулеметным вооружением. Но в 1944 году это было чуть более чем фантастика.
Итог
Корпус танка на специально разработанной железнодорожной платформе
Как бы там ни было, но с молчаливого согласия тех, кто понимал глупость замыслов, подобных «Маусу», было построено четыре прототипа Type 205. И эти машины смогли доказать. Доказать, что количество не всегда переходит в качество. А если в этом процессе потерять меру, то получим мы самый тяжелый танк в истории – и самый бесполезный