О самом известном проекте сверхтяжелого танка сказано немало. Его поразительная масса, его потенциальные возможности и явные недостатки давно разобраны. Сегодня мы попробуем понять, как такая противоречивая машина все-таки нашла свое воплощение в металле.
Согласно стереотипам, немцы – это расчётливый и прагматичный народ. Но история Второй Мировой демонстрирует как раз обратное: погоня за чем-то фантастическим часто тормозила серийные немецкие успехи. И чем яснее было плачевное положение Гитлера, тем сумасброднее были очередные проекты «оружия возмездия». И сегодня мы поговорим об одном из самых популярным примеров подобному – сверхтяжелом танке Maus. И попробуем понять – как заведомо провальный проект все-таки начали реализовывать.

Typ 205-1(V1) - первый ходовой прототип сверхтяжелого танка на испытанияхВпервые полноразмерный деревянный макет 180-тонной машины был показан немецкому командованию весной 1943 года. Презентация в штаб-квартире фюрера в Восточной Пруссии произвела неизгладимое впечатление на предводителя той Германии, питающего слабость ко всему самому большому, быстрому и мощному.
Начало
Первый ходовой экземпляр смогли собрать лишь к концу 1944 года. Неповоротливая машина едва достигала 20 километров в час. Министр по вооружениям Альберт Шпеер в унисон с инспектором танковых войск Гудерианом, был категорически против этой дорогостоящей авантюры. Но, нежданно, вмешались интриги: заместитель Шпеера, желавший занять место своего шефа, всячески потакал Гитлеру в этом проекте, и решение не изменили – невзирая на возражения.

Прототип Pz.Kpfw VIII Maus с массо-габаритным макетом башни
Амбициозный проект Гитлер лично поручил своему фавориту – Доктору Фердинанду Порше, который стал автором Typ 205 Maus. С восхищением говоря о боевой машине, Гитлер предположил, что «будь у меня сто таких танков, я бы точно разбил русских». Но, к счастью, немецкий лидер был наивен и слишком оптимистичен: до конца войны было создано лишь четыре прототипа, ни один из которых не был применен в действии.
Большое заблуждение
Танк, получивший обозначение Pz.Kpfw VIII достигал 10 метров в длину и почти четырех – в ширину. Машина была на 50 процентов массивнее самого тяжелого серийного танка Второй Мировой – Pz.Kpfw VI Tiger Ausf. B. Масса в 207 тонн была обусловлена тяжелейшим бронированием: лобовой бронелист – 20 сантиметров толщиной, под углом в 35 градусов, по бокам – 18, а сзади – 16 сантиметров. С башней дело обстояло еще более серьезно: 24 сантиметра во лбу, и по 20 – в остальных проекциях.

Один из созданных танков, который был захвачен советскими войсками. Машина выставлена в танковом музее Кубинки
Основным орудием тяжёлого танка стала 128-мм зенитная пушка, уже знакомая по последней противотанковой самоходке вермахта Jagdtiger. Превосходная баллистика позволяла вести прицельную стрельбу с расстояния от двух километров, гарантированно поражая большинство современников.

Замена траков на монструозном танке. Интересно, через сколько секунд вражеская авиация "заметит" эту цель?
Нестандартно решили и вопрос вспомогательного вооружения: вместо традиционных пулеметов решили использовать 75-мм противотанковые пушки. Первая – спарена с основным орудием, а вторая планировалась к установке на башне в качестве зенитного средства.

Конструкция
Читать далее...