В народе бытует мнение, что если залить зеленый антифриз в красный, или наоборот, - произойдут непоправимые разрушения в охлаждающей системе двигателя. В этой статье ответим на вопрос, так ли это, а также расскажем в целом о разнице между красным и зеленым антифризом.
Начнем с того, что основа у обеих жидкостей одинаковая. Это сочетание этиленгликоля - двухатомного спирта( обладает сладковатым запахом и высокой вязкостью) и дистиллированной воды.
Этиленгликоль в чистом виде закипает при температуре 200 градусов, что заметно выше показателей магазинной продукции ( около 115 -125 градусов). Возникает разумный вопрос, почему бы не использовать в охлаждающей системе чистый продукт, если он сможет эффективнее бороться с высокими температурами? У чистого этиленгликоля есть большой минус, он быстро замерзает при температуре (- 11) градусов, - что делает невозможным его использование в условиях русской зимы. К тому же , еще одним препятствующим моментом является то, что двухатомный спирт чрезвычайно активен по отношению к полимерным соединениям, а также используемым в системе сплавам - если использовать его в чистом виде патрубкам придет конец в очень короткие сроки, а коррозия на металлических деталях не заставит себя ждать.
Чтобы решить задачу быстрого замерзания при низких температурах, этиленгликоль смешивают с дистиллированной водой, частично вода играет роль и при решении второй задачи - щадящего отношения к полимерным соединениям, и деталям из сплавов. Основным же решением задачи - щадящего отношения к патрубкам занимаются различные химические ПРИСАДКИ. Собственно в присадках и состоит главное различие между красным и зеленым антифризами. А если быть более точным, в большей степени, различие заключается в пропорциях присадок.
Основные группы присадок делятся на органические и неорганические(к неорганическим будут относиться группы силикатов, а к органическим группы карбоксилатов).
В зеленом антифризе основную массу составят такие присадки, как: силикат и его аналоги фосфаты, бораты. В меньшем количестве будет присутствовать карбоновая кислота. В красном антифризе встретятся ровно те же названия, однако соотношение сместится в сторону увеличения карбоновой кислоты. Иными словами органических присадок больше в красном антифризе.
Срок службы у красного антифриза выше, если зеленый прослужит до замены - 2 года, то красный прослужит до 5 лет. Опять же, может возникнуть еще один логичный вопрос, если состав практически одинаковый, почему бы не использовать тот который прослужит дольше, и который выдерживает более высокую температурную работу?
На деле все оказывается не таким простым. Соотношение и состав присадок по разному влияют на компоненты и детали из которых состоят системы охлаждения. Если в системе превалируют детали из латунного и медного сплавов - эффективнее и более щедяще со своей работой справляется красный антифриз. В системах из алюминиевых сплавов целесообразнее использовать зеленый антифриз.
На основании изложенного, следует вывод, что при замене зеленого на красный антифриза, и наоборот, ничего страшного не произойдет. Если под рукой нет рекомендованного образца, сойдет и "разноцвет"! Однако при длительном использовании зеленого антифриза, в системах из латунного и медного сплавов, произойдет снижение эффективности работы системы в целом, так как неорганические присадки в скором времени начнут вступать в реакцию со сплавами, - образуя коррозию и выпадая в осадок. Как следствие - нужно будет чистить систему охлаждения. Аналогичные последствия ожидаются и при длительном использовании красного антифриза, если в системе превалируют алюминиевые сплавы.