[300x281]Если вы ничего не знаете о суицидальном поведении, то вы не сможете и спасти чью-то жизнь, если представится такая возможность. Вы растеряетесь без должной подготовки к кризисной ситуации... Вы не оцените серьезность происходящего... Вы не поймете, что нужно срочно обращаться за помощью и упустите момент.
Для начала немного статистики. Но не тех сухих цифр, которые неясно, как примерить к ситуации, а наглядных и понятных фактов.
- Суицид может произойти в любом возрасте начиная с 7 лет (у каждого возраста своя мотивация).
- Наличие или отсутствие диагностированных психических нарушений никак на связано с риском суицида. Вообще сложность тут в том, что предшествующие суициду состояния сильно различаются, а тщательная психодиагностика тех, кто выбрал уход из жизни, возможна не всегда.
- Характерен суицид скорее для мужчин, чем для женщин (соотношение пять к одному).
- А вот суицидальные попытки как раз для женщин более характеры (где-то в полтора раза чаще).
- Среди основных причин: конфликты в семье, неурядицы в школе, трудная жизненная ситуация, тяжелые заболевания.
- Основные мотивы: протест и месть ("смерть должна заставить страдать"), призыв ("привлечение внимания"), избежание наказания и страдания.
- Около трети убивающих себя уже пытались это сделать ранее. При наличии предыдущей попытки риск для мужчин возрастает в 30 раз, для женщин - в 3 раза.
- Чем более жесткий способ выбор способа суицида был в предыдущий раз, тем больший шанс на повтор суицида в будущем.
Я кратко приведу существующие модели, которые описывают с чего начинается уход из жизни, как он происходит и чем мотивируют себя суициденты. Потом я сведу все это к некоторой единой простой и доступной диагностической методике.
Самой развитой является медицинская модель, которая описывает различные мотивации с учетом возраста. Рассмотрим ее...
Провоцирующими факторами риска согласно этой модели являются:
- Предыдущая попытка суицида.
- Семейная история суицида.
- Психиатрические расстройства (напоминаю, что мы рассматриваем медицинскую модель и в ней говорится о том, что 90% совершивших суицид, были больны и находились в активной фазе заболевания).
- Злоупотребления некоторыми веществами.
- Импульсивно-агрессивное поведение.
- Детские травмы.
- Стрессы.
[157x300]Для детей в возрасте от 7 до 11 одна из частых причин - смерть одного из родителей и желание с ним воссоединиться. Замечу, что дети в этом возрасте недостаточно понимают природу смерти. При этом у детей-суицидентов можно заметить:
- В эмоциях - тревожность, страхи и подавленность.
- В переживаниях - чувство обиды, брошенности и одиночества.
- В высказывания - фантазии о смерти.
- В поведении - частый плач.
- В жалобах - боли в теле.
В промежутке с 12 до 14 один из сильнейших мотиваторов - это избежание наказания. При этом фактором может стать, например, плохая оценка в школе. У подверженных риску суицида подростков можно наблюдать:
- В эмоциях - напряжение.
- В переживаниях - проявление чувства вины, отсутствие страха смерти.
- В высказывания - мысли о самоповреждении.
- В поведении - импульсивность, пропуски школьных занятий.
- В жалобах - непонимание окружающими.
Если мы возьмем промежуток от 15 и старше, то там частый фактор это призыв о помощи и самонаказание. В разных сферах наблюдаем:
- В эмоциях - фиксация на травматической ситуации.
- В переживаниях - отчаяние и одиночество.
- В высказываниях - разочарование в себе и близких, высказывания о самоубийстве.
- В поведении - замыкание в себе, чрезмерная обидчивость.
- В жалобах - выраженное физическое или психическое страдание.
Кроме медицинской модели выделяется так называемся психодинамическая модель суицида, которая утверждает, что суицид развивается как нарциссический кризис включающий в себя:
- Нереалистичную самооценку.
- Противоречивый характер межчеловеческих отношений.
- Расхождение между фантазиями о смерти и реальностью смерти.
- Сложности разграничения между естественной смертью и самоубийством.
Центральной идеей анализа является следующая мысль: "самоубийство это убийство какой-то ненавистной части себя". Поэтому в терапии будет важно понять, какая часть убивает какую из частей убивает.
Одной из самых современных моделей является модель интерперсональная. Согласно этой модели суицид потому что человек может и хочет это сделать. Таким образом у нас получается два вопроса:
- Почему может? Потому что приобрел сниженную чувствительность к боли потерял страх смерти.
- Почему хочет? Из-за одиночества и восприятие себя как бремени для окружающих.
Последней рассмотрим модель когнитивную. В ее основе лежат такие ошибки мышления, как катастрофизация, сверхобобщение, черно-белое мышление.
Целями работы станут: безнадежность, когнитивная ригидность, черно-белое мышление, неприятие негативных эмоций и взгляд на суицид, как на единственное возможное решение.
То есть, чтобы понять суицидальное поведение, нужно ответить на вопросы почему и зачем делает это с собой человек. То есть требуется проанализировать условия существования суицидента и узнать его субъективную оценку сложившейся ситуации.
[237x300]Что еще ищем? Пытаемся оценить, насколько все далеко зашло. Для этого выделим следующие стадии развития суицидального поведения (для каждой стадии есть свои методы определения суицидальной активности):
- Антивитальные переживания - размышления об отсутствии ценности жизни: "жить не стоит".
- Пассивные суицидальные мысли - представления своей смерти как самопроизвольной активности: "хорошо бы лечь и не проснуться"
- Суицидальные замыслы - какой способ самоубийства выбрать?
- Суицидальное намерение - мысль о самоубийстве с включенным волевым компонентом.
Есть готовые тесты и опросники. Назову несколько для примера:
- "Шкала безнадежности".
- "Опросник суицидального риска".
- "Психодиагностика суицидальных намерений".
- "Опросник одиночества Рассела".
Как человек информирует о потенциальном суициде?
- Прямое устное сообщение.
- Косвенное ("мне бы хотелось").
- Прямое невербальное информирование - вы вдруг видите, что он пошел и закупился в магазине всем, что нужно для завершения жизни.
- Косвенное невербальное - внезапное завершение планов, раздача любимых вещей, фиксация на теме смерти в искусстве.
На что обращаем внимание во время беседы, чтобы не упустить важной информации?
- Темп, интонация, модуляция голоса.
- Прямые высказывания, а также оговорки о суицидальных тенденциях.
- Выраженный эгоцентризм.
- Наличие множества глаголов директивного характера в контексте суицидальных высказываний.
- Из речи такого человека выпадают слова описывающие радость.
Можно взять для себя лист (если не нашли готового теста) и определить состояние человека по следующим критериям (везде проставляем оценки от одного до десяти):
- Душевная боль.
- Безнадежность.
- Эмоциональная нестабильность, подавленность.
- Агрессивность, асоциальность.
- Тоннельное мышление (зацикленность на тревожных мыслях).
- Психотический иррациональный страх.
Суммируем все сказанное выше для упрощения восприятия информации. Что можно отнести к явным признакам готовящегося суицида?
- Смысловая составляющая состояния: переживание безнадежности, беспомощности, утраты смысла жизни, чувство вины.
- Когнитивная составляющая: сужение и ригидность восприятия, ограничение выбора вариантов поведения, тоннельное восприятие, отсутствие страха боли и смерти.
- Витальная составляющая: невыносимая душевная боль в области груди или солнечного сплетения.
- Психотическая составляющая: интенсивный страх перед внутренней дезинтеграцией, невозможность контролировать свои чувства. Нарушено чувство времени: в состоянии пресуицида человек одновременно ощущает себя прежним и изменившимся, и в реальности, и вне ее, и в настоящем времени, и в прошедшем.
- Эмоционально поведенческая составляющая: агрессия, аутоагрессия, бегство, месть, страх, злость и антисоциальное поведение
Теперь вы знаете, когда стоит бить тревогу.
И пусть каждому из нас достанется долгая счастливая жизнь.