Тысяча слов о древнегреческой философии
13-01-2017 12:52
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Древнегреческая философия состояла из физики, этики (науки о счастье) и логики. Древнегреческая физическая философия начинается, во-первых, с ФАЛЕСА, считавшего, что все вещества могут находиться в жидкой фазе, а во-вторых, с ПИФАГОРА с его математическими исследованиями. Последователем Фалеса был АНАКСИМЕН с его утверждением, что газообразное состояние вещества столь же универсально, как и жидкое состояние. В рамках этой школы ионийской физики ГЕРАКЛИТ утверждал, что плазменное состояние вещества столь же характерно для вещества как жидкая и газообразная фазы, а также, что всё изменяется, и нет ничего неизменного.
Последователем Пифагора, его италийской математики, был ПАРМЕНИД , считавший, что всё есть Единица, Одно и поэтому всё совершенно неизменно, а изменения всегда - только иллюзия. Он стал основателем философской школы ЭЛЕАТОВ. Возникла фундаментальная проблема изменчивости-неизменности, которая была решена двумя принципиально разными путями в рамках обеих философских школ (ионийской физики и италийской математики). Ионийская физика выдвинула ДЕМОКРИТА, объяснившего неизменную изменчивость научно, физически, путём создания атомной теории, по которой существуют только вечные атомы и вечная пустота, в которой они движутся. Их движение создаёт изменения, их вечная природа неизменна. На самом деле проблема изменчивого неизменного носит софистический характер, потому что прав Гераклит – мироздание постоянно меняется, и нет ничего неизменного. Атомистическая теория Демокрита подтвердилась, однако, конечно, атомы изменчивы.
Италийская математика выдвинула ПЛАТОНА, объяснившего неизменную изменчивость математически, путём создания метафизической теории, по которой существуют две реальности – чувствопостигаемая, материальная и изменчивая, а также умопостигаемая, идеальная, математическая и неизменная, вечная. Материя только принимает форму, которую ей задаёт идея. Существование материального мира призрачно, существование идеального мира абсолютно реально. Идеальный мир легко интерпретируется как мир богов, таким образом, метафизическая платоническая теория есть попытка совместить науку и религию под главенством религии. Теория Платона мистична и мистификационна. Познать можно только с помощью чувств, то есть познать можно только материю, идея, таким образом, непознаваема, её нет. Таким образом, «теория» Платона не пошла в научном объяснении неизменной изменчивости дальше Гераклита с его всеобщей изменчивостью. Предшественник Платона в философии Пифагор также был склонен делать из своей математики религию, прибегал к мистике и мистификации, так что Платон здесь не был первым.
Всеобщая изменчивость Гераклита дала возможность возникновения социальной и психологической науки, которая возникла в рамках софистического («мудрого»), этического направления в философии. СОФИСТЫ отказались от рассмотрения природы, обратившись к изучению человека и общества. Прежде всего, они констатировали изменчивость общественных правил, отказавшись всерьёз рассматривать религию как источник знаний. Они показали только относительную точность речи, возможность манипулирования человеком с помощью словесных ухищрений («софизмов»), а также необходимость познания психологии человека для усовершенствования общественного бытия, создания совершенного общества (СОКРАТ).
Создание стратегии жизненного поведения человека стало главной заботой сократических философских этических школ. Таких школ возникло три – ЦИНИКИ, КИРЕНАИКИ, МЕГАРИКИ. Циники считали главным свойством счастливого человека неприхотливость, минимальное количество материальных потребностей. Киренаики считали счастьем наслаждение от органов чувств, воздействие на которые для счастья должно быть медленным и не сильным. Мегарики считали вслед за Парменидом, что мир неизменен и всегда добр, поэтому никакого зла нет, и даже не может быть, зло – только иллюзия. Возникла этическая философская школа и на основе физической атомистической теории Демокрита – ЭПИКУРЕЙЦЫ, которые считали, что для счастья человек должен попытаться укрыться от вселенского потока атомов, вечно движущихся, в некоторых пустых пространствах, в силу разных причин временно образующихся в этом потоке. Уворачивание от реальности – вот главная рекомендация эпикурейцев для достижения счастья.
Наиболее скандальной из этических философских школ была циническая, отвергавшая современное общество, государство, стыд, стремление к богатству, к известности, к власти, к любви ради независимости от материального мира. Киренаиков упрекали в жажде физических наслаждений, мегариков – в равнодушии к добру и злу, эпикурейцев – в абсентизме, нежелании участвовать в решении общественных проблем. Школа скептиков использовала старое софистическое положение об относительности всяких высказываний и всяких знаний для создания психологической практики достижения счастья через воздержание от этических суждений вообще. СКЕПТИКИ фактически отказывались от науки, признавая мир непознаваемым. Глубинной психологией занялись философы-СТОИКИ, проповедывавшие для достижения счастья воздержание от страстей – желания, наслаждения, страха и скорби, поскольку только страсти на самом деле и делают человека несчастным. Стоиков обвиняли в не симпатичности, отсутствии жалости к страдающему, жестокости.
В рамках философии возникла логика – наука о формах мышления, которая в неявном виде была уже у софистов и Сократа, а окончательно была сформулирована Аристотелем. Его последователи, ПЕРИПАТЕТИКИ, как и сам АРИСТОТЕЛЬ, занимались также каталогизированием реальности и конкретными исследованиями в области астрономии, биологии, психологии, физики, экономики и политологии. Именно Аристотель стал символом философии и античной науки.
Последним направлением древнегреческой философии стала поздняя НЕОПЛАТОНИЧЕСКАЯ школа, которая, разбила идеальный мир Платона на иерархическую систему из нижней Души (женщина, чувствилище), среднего Ума (мужчина, рассуждающее) и высшего непознаваемого, мистического Единого, которое командует миром. Материя неоплатониками признавалась злом, Единое - добром. Душа ближе к материи, то есть к злу, Ум ближе к Единому, то есть к добру. Как и первоначальный платонизм, неоплатонизм есть религия, признающая науку только в качестве своей служанки. Неоплатоники попытались суммировать предыдущие философские воззрения. К материи они испытывают отвращение как циники, к страстям – как стоики, хвалят ум как Аристотель, толкуют о Едином как элеаты, мир считают непознаваемым как скептики. Сама манера громоздить над материей иерархические ступени нематериального бытия взята неоплатониками у Платона.
От трудов древнегреческих философов до нашего времени сохранились сочинения Платона и множества неоплатоников, большая часть трудов Аристотеля, перипатетика ФЕОФРАСТА, сократика КСЕНОФОНТА, позднего пифагорейца АРИСТОКСЕНА ТАРЕНТСКОГО. Многое сохранили римские излагатели древнегреческих философов – платоники (АКАДЕМИКИ) ЦИЦЕРОН, ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, ПЛУТАРХ, АПУЛЕЙ, несколько авторов кратких учебников платонизма, стоики СЕНЕКА, ЭПИКТЕТ и МАРК АВРЕЛИЙ, эпикуреец ЛУКРЕЦИЙ, скептик СЕКСТ ЭМПИРИК, перипатетик АЛЕКСАНДР АФРОДИЗИЙСКИЙ. Дошла до нас и история древнегреческой философии ДИОГЕНА ЛАЭРТСКОГО (без неоплатоников), написанная живо, даже весело, но безалаберно. От ионийской физики, италийской математики и Демокрита не дошло ничего, кроме цитат, как и от софистов, циников, мегариков и киренаиков.
Крупнейшие древнегреческие философы: Фалес, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Парменид, Демокрит, Платон, Сократ, Аристотель. Философские древнегреческие школы: ионийская физика, италийская математика (пифагорейцы), элеаты, атомисты, Академия (платоники), софисты (основана ПРОТАГОРОМ АБДЕРСКИМ), перипатетики (ЛИЦЕЙ), циники (основана АНТИСФЕНОМ АФИНСКИМ), мегарики (основана ЕВКЛИДОМ МЕГАРСКИМ), киренаики (основана АРИСТИППОМ КИРЕНСКИМ), стоики (основана ЗЕНОНОМ КИТЕЙСКИМ), эпикурейцы (САД) (основана ЭПИКУРОМ АФИНСКИМ), скептики (основана ПИРРОНОМ ЭЛИДСКИМ), неоплатоники (основана ПЛОТИНОМ ЛИКОПОЛЬСКИМ).
Многие древнегреческие философы только формально считались учениками других философов, например, Платон был учеником Сократа, но мало что взял от него, Аристотель считался учеником Платона, но больше критиковал Платона, чем что-то заимствовал у него.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote