• Авторизация


Изображение триеры "Исида" и орла из Нимфея 01-06-2016 16:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Тихонов В. А., кандидат исторических наук, г. Москва


Аннотация

Изображение орла с трезубцем, атакующего триеру «Исида», относящееся ко 2-й пол. 3 в. до н. э., найденное в Нимфее (Крым, Россия) иллюстрирует события 2-й Сирийской войны, когда Боспор Киммерийский стал египетским союзником в конфликте между Египтом и Понтом.


Ключевые слова

Боспор Киммерийский, Понт, Нимфей, триера «Исида», 2-я Сирийская война, птолемеевский Египет, эллинизм.



Сокращения и библиография


1. Берзина – Берзина С. Я. Корабль "Исида" в контексте взаимоотношений Египта и Боспора в конце IV-пер. пол. III в. до н. э. // Боспорский город Нимфей. – СПб., 1999. – С. 8–9.
2. Грач – Грач Н. Л. Открытие нового исторического источника в Нимфее // Вестник древней истории. – 1984. – 1. – С. 81–88.
3. Кисельников – Кисельников А. Б. Корабль «Исида» из Нимфея // Сборник конференций НИЦ «Социосфера». – 2015. – 15. – С. 195–198.
4. Ладынин – Ладынин И. А. Ещё раз о перстнях «птолемеевского» типа из Северного Причерноморья: К возможной интерпретации в свете внешней политики эллинистического Египта в 3-м в. до н. э. // Древности Боспора. – 2007. – 11. – С. 235–252.
5. Литвиненко – Литвиненко Ю. Н. Птолемеевский Египет и Северное Причерноморье в 3 в. до н.э.: К вопросу о контактах // Вестник древней истории. – 1991. – 1. – C. 12–26.
6. Неверов – Неверов О. Я. Группа эллинистических бронзовых перстней в собрании Эрмитажа // Вестник древней истории. – 1974. – 1. – С. 106–115.
7. Сапрыкин 1996 – Сапрыкин С. Ю. Понтийское царство. – М., 1996.
8. Сапрыкин 2009 – Сапрыкин С. Ю. Религия и культы Понта эллинистического и римского времени. – М.; Тула, 2009.
9. Соколова – Соколова О. Ю. Бюст Изиды из Нимфея // Боспорский феномен. – СПб., 1998. – С. 39–40.
10. Тохтасьев – Тохтасьев С. Р. К политической истории Боспора 3 в. до н. э. // Древности Боспора. – 2006. – 10. – С. 416–428.
11. Трейстер – Трейстер М. Ю. Боспор и Египет в 3 в. до н. э. // Вестник древней истории. – 1985. – 1. – С. 126–139.
12. Финогенова – Финогенова С. И. Группа бронзовых эллинистических перстней из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. – 2001. – 2. – С. 164–167.
13. Черненко – Черненко В. Г. Перстни с портретными изображениями птолемеевского типа из Танаиса // 8-я Международная археологическая конференция студентов и аспирантов «Проблемы археологии Восточной Европы». – Ростов-на-Дону, 2013. – С. 126–129.
14. Яйленко – Яйленко В. П. Женщины, Афродита и жрица Спартокидов в новых боспорских надписях // Женщина в античном мире. – М., 1995. – С. 204–272.
15. Basch – Basch L. L'Isis de Ptolémée II Philadelphe // Le musee imaginaire de la marine antique. – Athens, 1987. – P. 493.
16. Grainger – Grainger J. The Syrian Wars. – Leiden; Boston, 2010.
17. Hockmann. Graffiti – Hockmann O. Graffiti of Hellenistic Ships from the Aphroditeion at Nymphaion // Боспорский город Нимфей. – СПб., 1999. – С. 94–97.
18. Hockmann. Naval – Hockmann O. Naval and other graffiti from Nymphaion // Ancient Civilizations from Scithia to Siberia. – 1999. – 4. – P. 321–322.
19. Stephani Byzantii – Stephani Byzantii Ethnicorum. – B., 1849.



В начале 1980-х гг. при раскопках древнегреческого города Нимфей (территория нынешней Керчи в Крыму) было найдено изображение античного боевого корабля - триеры, на которой читается название корабля - "Исида" (Грач). На борту корабля, ближе к корме, вывешены щиты так называемого галатского типа ("фюреус", то есть "дверь"). Сверху на корабль нападает крупная птица, похожая на орла с трезубцем в когтях, направленным на корабль. Вокруг этого большого изображения середины 3-го в. до н. э. много кратких греческих надписей и очень схематических изображений корабликов. Находку уже много обсуждали, однако, объяснить почему на "Исиду" набрасывается орёл с трезубцем, ещё никому не удалось (Берзина; Кисельников; Тохтасьев; Яйленко; Basch; Hockmann. Graffiti; Hockmann. Naval).

Орёл и трезубец у древних греков - символы бога Зевса. На Боспоре Киммерийском, в который входил Нимфей, официально Зевс если и почитался, то очень мало. Главные боги Боспора - Аполлон и Афродита. Если поискать государство поблизости от Нимфея, где Зевс был главным официальным богом, то быстро можно определить, что Понтийское царство вполне могло символически обозначаться на рисунке с "Исидой" изображением орла с трезубцем. Почитание местного для Понтийской Каппадокии бога грозы, который был в эллинистическую эпоху отождествлён с греческим Зевсом, восходит ещё ко временам Хеттской державы (2 тыс. до н. э.) (Сапрыкин 2009).

Рисунок "Исиды" с орлом и трезубцем - символическое изображение войны египетского флота (Исида - египетская богиня) против Понтийского царства. У древнегреческого автора 6 в. Стефана Византийского в его словаре под словом "Анкира" есть рассказ о том, что во время войны Египта с Понтом при царе Митридате и его наследнике Ариобарзане понтийские союзники галаты захватили ни понтийском побережье якоря египетских кораблей и в честь этого события один из главных городов Галатии был, якобы, назван "Анкирой" (ныненшняя Анкара в Турции), то есть "якорем" (Stephani Byzantii; Сапрыкин 1996).

Насчёт основания Анкиры Стефан ошибся - в исторических источниках Анкира упоминается раньше прихода сюда галатов (они пришли в эту местность в начале 3 в. до н. э.), а вот эпизод с нападением понтийских союзников галатов на стоянку египетского флота в Южном Причерноморье вполне вписывается в события 2-й Сирийской войны, когда египетский флот вошёл в Чёрное море (Grainger).

Именно к этим же событиям этой войны и относится, скорее всего, нимфейское изображение "Исиды" с орлом. Если это большое изображение находилось в одном из боспорских городов, то как участвовал в этих событиях Боспор? Скорее всего египетская эскадра в ходе военных действий на море пришла на Боспор то ли пытаясь привлечь Боспор к совместным действиям против Понта, то ли достаточно длительно пользуясь Нимфеем как своей передовой военно-морской базой.

Поскольку на Боспоре примерно от этого же времени (2-я пол. 3 в. до н. э.) находят при раскопках перстни с изображением египетских царей и цариц Птолемеев (Ладынин; Литвиненко; Неверов; Трейстер; Финогенова; Черненко), бюсты египетских монархов (Соколова), есть сведения папирусов о боспорском посольстве в Египет (Литвиненко; Трейстер), то скорее всего Боспор либо участвовал во 2-й Сирийской войне на стороне Египта, либо поддерживал в этой войне дружественный Египту нейтралитет.

Вот какое толкование орла с трезубцем на нимфейском изображении триеры "Исиды" можно считать наиболее правдободобным.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (46): вперёд»
30-07-2016-17:55 удалить
Простите, но автор совершенно не разбирается в материала, о котором пытается рассуждать! Для начала ему не мешало бы ознакомиться с работами нумизматов по птолемеевскому чекану с известной монограммой орла с молнией/трезубцем в когтях...
Ответ на комментарий # "В огороде - бузина, а в Киеве - дядька...". Никакого отношения птолемеевский чекан к изображению "Исиды" в Нимфее не имеет.
30-07-2016-18:41 удалить
Отлично! Так же как и Понтийское царство ко всем описываемым собитиям! Уважаемый автор! Вы бы хотя бы для приличия почитали статьи Виноградова и Золотарёва по теме рассуждений...
Ответ на комментарий # Чего сказать-то хотите? В чём суть ваших возражений? Начитался обоих. Золотарёв - почтенный археолог. Виноградов был исследователем неровным. Некоторые его мысли весьма ценны. Но много ни на чём не основанных фантазий.
Ответ на комментарий # Вы можете мне возразить следующими положениям: 1. орёл с трезубцем (молниями) вовсе не является символом Зевса 2. Зевс вовсе не был официальным богом Понта 3. Египет никогда не воевал с Понтом 4. Понт очень далеко находится от Боспора Киммерийского.

Ни одно из этих утверждений не выдерживает никакой критики. И никакие ваши грубости, намёки на знакомство с чем-то таким, с чем мне, жалкому невежде, никогда не удастся ознакомиться (птолемеевский чекан, всем известные и легко доступные тексты Виноградова и Золотарёва и прочие не имеющие отношения ни к изображению "Исиды", ни к Понту, ни к Египту вещи), не позволяют считать , что вы как-то опровергли мои утверждения.
30-07-2016-22:28 удалить
Ответ на комментарий Вячеслав_1963 # Возможно, я уже что-то упустил в тенденциях изучения Боспорского царства 3 в. до н.э. но орел с трезубцем/молнией всегда ассоциировался с державой Птолемеев, а не с Понтийским царством Митридата. Если вы предоставите хоть одно гарантированное свидетельсто о соотношении символики птицы с трезубцем/молнией с Понтом - буду готов пред вами снять шляпу. А пока что, все ваши рассуждения на уровне журнала "Мурзилка".
Вопрос о принадлежности триеры к египетскому флоту на основании одной только надписи "Изида" на борту - довольно дискуссионный, о чем собственно упоминаемый у вас в библиографии г-н Кисельников ясно указал. С таким же основанием ее можно отнести и к местному - боспорскому, благо свидетельства о существовании некоторых культов египетского происхождения надежно зафиксированы и разобраны в работах эпиграфиста Виноградова Ю.Г. В надавнее время рядом исследователей были высказаны предположения, что даже саму датировку нимфейской стены нужно сильно "омолодить". Сам комплекс, где было обнаружено скраффито, по словам О. Соколовой, мало похож на святилище, а анализ сопутствующих изображению приписок разбивает всякие предположения о его сакральном характере...
Ваша привязка археологического материала (перстни т.н. птолемеевского типа, голова из Пантикапея и т.д.) к истории 2-й Сирийской Войны - просто ниже всякой критики... не хватает только до кучи скарабеев, ваз типа Гадра (как же вы их забыли?)...
На изображении "Исиды" орёл с трезубцем атакует эту триеру, следовательно, орёл - не египетский, а враждебный Египту. Название корабля "Исида" НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНО означает именно египетский корабль. Никакого значения не имеет, где именно находилось изображение, в храме или нет. Археологи путаются в датировке изображения, однако, само появление египетского флота в боспорских водах могло быть только в 3 в. до н. э. - в период НАИБОЛЬШЕГО морского могущества Птолемеев. Оно, конечно, Виноградов и Золотарёв - молодцы, но на свете полно и других неплохих специалистов, зачем же так не критически воспринимать труды этих столь уважаемых исследователей? И никогда оба не являлись ни египтологами, ни специалистами по Понтийскому царству, ни даже боспороведами в точном и узком смысле этого слова. Золотарёв копал Херсонес, Виноградов порхал по всему Северному Причерноморью. Их построения - очередная малосвязная гипотеза, нуждающаяся в критическом к себе отношении. И обожествлять этих уважаемых людей нет никаких оснований.
Ответ на комментарий # Вы шутите? Есть целая книга Сапрыкина о понтийских культах. Читайте, просвещайтесь, не будьте невеждой.
Ответ на комментарий # Официальный культ Птолемеев - культ Сераписа. А чекан может быть разный...
Ответ на комментарий # Если каждый чекан принимать за официальную религиозную ориентацию, то никаких не официальных богов ни у какой династии вообще не останется. Это вам не монотеизм. В древних царствах богов в разных чеканах было завались. Достаточно только на чекан Боспорского царства посмотреть...
31-07-2016-15:25 удалить
Ответ на комментарий Вячеслав_1963 # Помилуйте, какие шутки? Я вам задал конкретный вопрос - предоставьте аналогичную монограмму (орел с трезубцем/молнией) в качестве твердо ассоциируемой с Понтийским царством 1 пол. 3 в. до н.э. В ответ вы киваете на книгу С.Ю. Сапрыкина...
31-07-2016-15:28 удалить
Ответ на комментарий Вячеслав_1963 # Официальный культ Птолемеев - это культ самих Птолемеев. Все остальное - побочно.
31-07-2016-15:45 удалить
Ответ на комментарий Вячеслав_1963 # Да с чего вы взяли что орел с трезубцем именно атакует триеру? Птица расположена НАД триерой что можно истолковать и как защиту (как тут не вспомнить серехи Хора-Аха (!)) ...
"Наиболее вероятно" .... вы себе хотя бы примерно представляете как расползось по всему Средиземноморью эллинистического периода почитание Изиды, Анубиса и прочих Сераписов? Поищите монографию Шитовой, из Болгарии кажется.
"появление египетского флота в боспорских водах могло быть только в 3 в. до н. э." - да полноте вам! Не смешите! Как писали столпы антиковедения - только вопросы торговли зерном могли сблизить эти две монархии. Появление на Боспоре египетских агентов с сопутствующим египетским "импортом" субъективно говорит об этом.
Не знаю, чего вы так не ровно дышите на Золотарева и Виноградова ? Первый нашел в Херсонесе эпиграфическое подтверждение существования египетских культов, второй опубликовал.
Ответ на комментарий # Сами. Сами найдите книгу Сапрыкина, сами посмотрите. Кстати, в этой моей статье есть ссылка на него.
Ответ на комментарий # Ну какой вы "египтолог" после этого... Всё было сложнее. Культ царей у Птолемеев сочетался с другими религиозными обоснованиями.
Ответ на комментарий # Вот именно - в Херсонесе... Не в Пантикапее. И Херсонес с Боспором в большинстве случаев не ладили. Египетский флот в Чёрном море до и после 3 в. до н. э.? Невежество... Больше мне нечего на это сказать. Египетские культы действительно распространялись по Средиземноморью. По мелким полисам, искавшим великодержавной египетской опоры в решении своих местных геополитических проблем при поощрении таких культов. Но великодержавность Птолемеев быстро кончилась, и уже во 2 в. до н. э. только Рим спас Птолемеев от поглощения их державы Селевкидами. Но уже в Риме такая египтизация встречала официальную полувраждебность. При Римской империи шёл отдельный процесс, до конца не объяснённый - ориентализация. Но это - при Империи.
Ответ на комментарий # Орёл с трезубцем на изображении "Исиды" именно атакует триеру, нападает на неё. И что это за детское тяготение к каким-то, якобы, авторитетным фамилиям... В науке есть только один авторитет - доказательство. Основанное на фактах и на их достоверных трактовках. Для меня "Виноградов" и "Золотарёв" - только подписи под статьями. Статьями разными - правдоподобными, неправдоподобными и устаревшими. Тот же Виноградов без особых проблем менял свои точки зрения. И не отличался большой утончённостью в обращении с коллегами. Вроде вас.
31-07-2016-18:02 удалить
Ответ на комментарий Вячеслав_1963 # Ваш комментария есть момент полного словоблудия. Не засчитано.
31-07-2016-18:06 удалить
Ответ на комментарий Вячеслав_1963 # Подобный ответ для меня красноречивее любого научного статуса. Обязательно загляну.
31-07-2016-18:20 удалить
Ответ на комментарий Вячеслав_1963 # Такое ощущение что я веду диалог со стенкой, либо вы даже не хотите слышать. Да причем тут "как не ладили" Херсонес и Боспор? Вы действительно не понимаете сложные процессы распространения восточных культов по Средиземноморью и далее, до Причерноморья? Я умышленно не даю вам даты обнаружения и наименования находок, ибо не вижу прока от этого. Ищите и обрящите.
"По мелким полисам, искавшим великодержавной египетской опоры" - вам вообще знакомо такое понятие как боги-покровители, представления о которых древние мореплаватели, торговцы и агенты переносили с собой с одного конца Средиземноморья до другого?
31-07-2016-18:41 удалить
Ответ на комментарий Вячеслав_1963 # Вы явно к ним не ровно дышите! Я указал на статью указанных авторов, как доказательство того, что египетские религиозные культы (или представления) были распространены на полуострове, без каких либо гипотез и точек зрения. Но, если же вы хотите отдельно поговорить о гипотезах того же Виноградова, относительно триеры "Изида"....
А вообще, должен вам сказать, что ваш библиографический список по проблематике "Изиды" необычайно плох. Готовьтесь лучше.
Ответ на комментарий # Плохо вы знаете эпоху Птолемеев. Хоть бы в очередной раз "заглянули" бы в какие-нибудь книжки, что ли. Или не все ещё буквы разбираете? Стыдно за вас..."Египтолог"...Много вас таких...
Ответ на комментарий # Фантазий и подлогов Виноградова я начитался с лихвой.. И о его алкоголизме осведомлён... И как он, располагая некоторой властью, наверное по пьянке, произвольно кромсал статьи коллег. Противоречивый был человек. Золотарёв копался в Херсонесе не поднимая головы. Египетские сюжеты для обоих - случайность. Ни в каком Египте они ничего не понимали.
Ответ на комментарий # Не всякая произвольная болтовня и не всякий фантастический бред стоят того, чтобы упоминать их в библиографии.
31-07-2016-19:09 удалить
Ответ на комментарий Вячеслав_1963 # Ну послушайте - среди известных мне лично русскоязычных специалистов по эллинистическому периоду (Ладынин, Зелинский, Кузьмин и т.д.) вашей фамилии я что-то никак не могу найти. В отличие от вас, всю информацию я даю по памяти, никуда не заглядывая, как отложилось еще 10 лет назад при написании диплома. А что касается заглянуть в книжки - и тут вынужден вас расстроить - если бы заглянули хотя бы в 1/3 моей библиотеки, вы бы не стали писать подобной ерунды типа про войны египтян и понтийцев, в контексте исследования нимфейской триеры. Таких как я, увы не много, т.ч. вам за счастье обсудить ваши претендующие на некую научность статьи по эллинизму
Ответ на комментарий # Всякие серьёзные религиозные акции, тем более почитание ЧУЖИХ богов, в полисах проводились в рамках определённой политики самих полисов. И даже иностранные купцы ОБЯЗАНЫ были просить разрешения иметь в полисе какую-нибудь свою скромную молельню. Не говоря уж о том, что сами их приезды в полисах тоже подлежали государственной санкции.
Ответ на комментарий Вячеслав_1963 # Смешно. Когда вы ещё даже не ходили в садик я подробно изучал весь этот научный материал. Мало напечатано? Экая проблема! Мало ли дерьма-то печатается. Кузьмин... Зелинский... Ну и авторитеты у вас...
Ответ на комментарий Вячеслав_1963 # Человек 10 лет назад написал ДИПЛОМ (я руководил десятками "дипломов" и знаю, как это делается) и СЕЙЧАС ПО ПАМЯТИ (!) пытается чего-то рассуждать. Впервые за 10 лет! Кто говорит о войне Понта и Птолемеев? Стефан Византийский. Не знаете такого? Идите, учитесь дальше, не смешите меня...
Ответ на комментарий Вячеслав_1963 # Не могу, падаю под стол от смеха... Вы бы ещё количеством бумажных листов рукописных книг похвастались бы... В эпоху и-нета всерьёз говорить о...книгах...библиотеках! Какая отсталость...Качайте вы эти книги, качайте. Статьи качайте. На всех языках. А главное - читайте побольше и повнимательнее. Чтоб не пришлось хвастаться личным знакомством с кем-то там...Хвастаться надо эрудицией, осведомлённостью, а не знакомствами...В науку, в серьёзную науку "по знакомству" не пролезешь.
31-07-2016-20:00 удалить
Ответ на комментарий Вячеслав_1963 # "я подробно изучал" ... это вы так про основополагающую вди-шную статью Н. Грач?

А кто сказал, что они лично для меня авторитеты? Я отметил, что среди лично знакомых мне эллинистов (причем активно пишущих в том числе по ранним Птолемеям) вас ни разу не стояло.


Комментарии (46): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Изображение триеры "Исида" и орла из Нимфея | Вячеслав_1963 - Дневник Вячеслав_1963 | Лента друзей Вячеслав_1963 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»