• Авторизация


Андрей Десницкий. У вас фундаментализм отклеился 20-09-2015 11:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Взято отсюда: http://www.gazeta.ru/comments/column/desnitsky/7762865.shtml

Около двух лет назад я писал: в России за последние полвека у власти были коммунисты, оказавшиеся перерожденцами, а потом либералы, которые тоже вышли имитаторами – теперь, очевидно, очередь ненастоящих националистов. Ныне же выяснилась еще одна интересная деталь: вместе с националистами на власть претендуют православные фундаменталисты.
И народ ждет то ли отечественного издания ИГИЛ, то ли нового средневековья. Ну, на худой конец, чего-то вроде мира Тома Сойера, где детей поголовно заставляют учить наизусть Библию и за шалости порют розгами.
Ничего подобного не будет, дорогие россияне. Фанатизм тут фейковый, он целиком и полностью вписывается в рамки постмодернистской парадигмы. Настоящие фанатики из настоящего ИГИЛ громят все, что не вписывается в рамки их религиозных воззрений – имитаторы приходят на выставку беззащитных, как им кажется, маргиналов и диссидентов и разбивают, по их словам, тарелку из Икеи.
Это же не вандализм, а перформанс с нарочитым занижением ущерба.
Или вот недавно православная общественность обратила внимание на станцию метро «Войковская»: она названа в честь одного из участников убийства царской семьи. Но эта же самая общественность не возражает против поездок со станции «Ленинский проспект» на станцию «Библиотека имени Ленина». Имя мелкого исполнителя убираем, а имя вдохновителя и организатора красного террора — нет.
Ленин — не Сидур, замахнуться на него кишка тонка.
Разбей активисты икейскую тарелку о подножье очередного памятника Ильичу – им бы тут же пришлось объяснять властям, чем отличается этот акционизм от украинского ленинопада, и отражать яростные атаки коммунистов. А ведь их ядерный электорат в значительной мере и состоит из тех самых тихих церковных бабушек, чувства которых акционисты так старательно защищали в Манеже.
И поэтому можно старательно не замечать, что В.И. Ульянов-Ленин развернул самые масштабные и продолжительные в истории гонения на православную церковь, а его почитание приобрело в СССР все черты религиозного культа. Даже про Джугашвили найдутся отговорки: возродил из праха Московскую патриархию, согласно апокрифам, посещал старицу Матренушку и вообще был чуть ли не тайным верующим. Но вот с Ульяновым – химический чистый случай. Можете себе представить, чтобы боевики ИГИЛ прошли мимо такого безобразия?
Но не стоит уделять много внимания хулиганам. Давайте посмотрим на серьезных и вежливых людей.
Например, на Сретенский монастырь в самом центре Москвы, недалеко от Лубянки – полтора года назад мне доводилось писать и о его настоятеле, архимандрите Тихоне Шевкунове. Еще в 2008 году, когда он неофициально считался духовником В.В. Путина, в своем фильме «Гибель империи. Византийский урок» он ясно обозначил все те идеологические тренды, которые ныне стали реальностью.
В 2011 году он выпустил книгу «Несвятые святые», которая сразу стала бестселлером, была переведена на множество языков и воспринята как своеобразный манифест русского православия XXI века. Достаточно консервативный и на чей-то даже взгляд фундаменталистский манифест про ценности безусловного послушания…
Но сегодня «Несвятые святые» – не просто книга, а торговый бренд, хорошо раскрученный.
В центре Москвы, в том самом монастыре существует ресторан под этим именем, а в Crocus City Hall будет идти мюзикл по книге. Всеми этими благами можно насладиться, не совершая дальних паломничеств, не изнуряя себя постом и молитвой и даже вообще не веря в Бога.
И последний пример, из области медиа. К полноценному запуску готовится телеканал «Царьград ТВ», очень православный, очень патриотичный, очень антизападный. Его основатель – Константин Малофеев, а вот его главным режиссером пару месяцев назад стал… Юрий Грымов.
Напомню, что он был мэтром рекламы в лихие девяностые, в двухтысячные снял самый глубокий и тонкий, на мой взгляд, отечественный сериал «Казус Кукоцкого», а в мятежном 2013 году был генеральным продюссером телеканала «Дождь». Сейчас переменились и атмосфера, и запросы, и финансирование – и Грымов на «Царьграде». И неужели при нем этот канал понесет ужасы фундаментализма в массы?
Людей, для который православный фундаментализм – не ролевая игра, не перформанс и не работа, в России крайне мало и они крайне мало на что влияют.
А главное, на этот самый фундаментализм нет спроса среди широких масс населения. Вернее… он есть, но лишь пока он не касается тебя лично.
Согласно всем опросам общественного мнения, у нас в стране подавляющее большинство людей называют себя православными. При этом значительная часть из них в Бога не верит, а большинство в церкви бывает в лучшем случае на крестинах, венчании и похоронах.
Но при этом им приятно сознавать, что наша православная вера – самая правильная и самая славная, не важно, в чем именно она заключается. Что где-то в особых местах есть особые люди: святые, которые, конечно же, несвятые, но других нет – к ним можно в случае крайней надобности прибегнуть, чтобы получить утешение и удачу от «чего-то там свыше». Желательно, не обременяя себя разными обрядовыми подробностями и ни в чем себя по жизни не ограничивая.
Если на это есть спрос, то будет и предложение. Как всегда, оно будет в разных сегментах: некоторые любят погорячее, а некоторые поосновательней. Но весь этот мнимый фундаментализм действует в логике рыночной экономики и постмодернистской культуры, и как только выйдет за их рамки – будет отвергнут подавляющим большинством того самого «православного населения». Настоящий фундаментализм требует жертв, и немалых – прежде всего от самих фундаменталистов. Заповеди, в конце-то концов, придется соблюдать!
Когда три года назад о. Всеволод Чаплин предложил вернуть десятину — дополнительный налог на верующих, это предложение было встречено гробовым молчанием. А, казалось бы, куда проще: сделать, как в Германии, где каждый человек, объявив себя принадлежащим к определенной конфессии, платит на ее содержание дополнительный «церковный налог».
Но теперь представьте себе, что всех сотрудников вашей фирмы или предприятия вызывают в бухгалтерию и предлагают определиться: если верующий – будешь дополнительно платить такую-то сумму в месяц. Нет сомнений, что у подавляющего большинства православная принадлежность тут же сменится на «Бог у меня в душе» и «мне для общения с Богом посредники не нужны».
Официально записались бы в православные, видимо, только те, кто и так делает регулярные взносы на свой храм, кто бывает в нем постоянно – а таких людей у нас считанные проценты. И говорить от имени «подавляющего большинства» или «исторически главной конфессии» никак бы не получилось.
Аморфное большинство, ни за что не отвечающее, пассивные «потребители религиозных услуг» – самая удобная паства.
И она за редкими исключениями составляет большинство во всех религиях, начиная с примитивного шаманизма. Впрочем, она и стремится свести любую религию к шаманизму, но это уже особый разговор.
Словом, самой действенной прививкой от фундаментализма служит пофигизм, а с ним у наших людей как раз все в порядке.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
мне понравилась статья о коммунизме, национализме и либерализме, на 10й странице:
http://radonezh.ru/assets/storage/files/642/3642/2015-06-29-6-268.pdf

а по поводу фундаментализма... он невозможен принципиально (тут и говорить не о чем), хотя бы потому, что вера, православие - не политические движения.
Ответ на комментарий Атомный_Кролик # И никакого прямого отношения фундаментализм к политике не имеет. А вот православие было официальной политической платформой русских царей начиная с Николая Палкина с его главными лозунгами "православие-самодержавие-народность". Всякая религия мечтает, чтобы её приверженцы стали фундаменталистами - ради религии убивали всех врагов и самих себя. И полным-полно у православных самых обычных фундаменталистов с лозунгом типа "православие или смерть".
Ответ на комментарий Вячеслав_1963 # так о чем статья тогда? читаю-читаю... как-то сумбурно написано: автор перечисляет факты с налетом субъективной оценки, много раз употребляет слово "фундаментализм", не давая его определения (а ведь интересно что он под ним понимает). смысл статьи? цапнуть из-под тяжка верующих и формально верующих (а ведь на саму веру он и не замахивается в статье)? зачем?
или вся статья подводится под названия улиц и памятников... тогда как-то приземленно.
ну раз автор не поясняет что такое фундаментализм, я открыл и почитал википедию...

по сути фундаментализм - это синтетическое движение, пытающееся объединить политику и веру. Скажу Вам больше - я против фундаментализма в том виде, в котором он определен в википедии. Почему? по той же самой причине - " вера, православие - не политические движения."

Иисусу Христу не раз предлагали стать земным царем - предлагали, начиная от сатаны, заканчивая народными массами (ведь евреи ждали "миссию-царя-завоевателя"). Но Он сказал: "Царство божие внутри вас". Т.е. Христос прежде всего призывает к внутреннему изменению отдельного человека, а не к внешнему наносному и показному - не к организации политических движений и не к переименованию улиц. И еще Он сказал: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу".
Поэтому "фундаментализм" - невозможен и абсурден уже по своему определению, и далее это подтверждается в википедии низким числом его приверженцев: "Вместе с тем, в целом сторонники радикального фундаментализма в православии в настоящее время составляют меньшинство верующих.[14]" Думаю, это меньшинство - заблудшие овцы.

Далее читаем в викии:
"Общими основами современного православного фундаментализма являются: бескомпромиссный антиэкуменизм (особенно антисектантство и антикатолицизм);"
что ж в этом плохого?
"антилиберализм, антииндивидуализм, критика западной культуры"
что ж в этом плохого? нужна нам современная западная культура с геями и увенальщиной?
"государственничество (державность), поддержка национально-патриотических движений."
что в этом плохого?
"Идеологическими столпами можно назвать теоцентризм, благочестие, Святое Предание и традиция, следование истине Писания и святых Отцов, добродетель и целомудрие, концепции Христианского государства (тут выброшены слова из песни, в источнике "Христианское государство – монархия совести"), народ и Родина.[5]"
Что в этом плохого?
"Всё вышеназванное не является специфически фундаменталистским."
и еще автор этого источника (№5) (который между прочим является католиком, сущность раскола которых свелась к как раз таки к построению религиозной и вероучительной структуры по принципам государства, и не ему со своей колокольни судить православие), даже этот католический автор пишет:
"демонстрирует, насколько далёк православный фундаментализм от православного христианства (даже кощунствен по отношению к нему)."


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Андрей Десницкий. У вас фундаментализм отклеился | Вячеслав_1963 - Дневник Вячеслав_1963 | Лента друзей Вячеслав_1963 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»