В защиту оперы
26-08-2013 23:17
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Оперные театры есть и ставят спектакли. Но на самом деле людей, всерьёз ЛЮБЯЩИХ оперу, почти нет. Любят слушать некоторые оперные арии. Почему? У меня есть своя теория на этот счёт.
Всё дело в том, что современную оперу и нельзя любить. Опера давно испорчена, непригодна для того, чтобы её любить.
Получилось всё так. Я с незапамятных времён любил музыку А. Вивальди. Поскольку при этом я вообще почти не слушал классическую музыку лет тридцать, то я решил в конце концов полностью прослушать своего любимого композитора. "Рыжего попа", как его дразнили при жизни. Изучаю я его биографию, и вдруг несколько неожиданно для себя осознаю, что наш поп наряду с 500 концертами и 100 сонатами написал аж 92 оперы. И возникает вопрос - а зачем? Что его, великого композитора, тянуло в вокал? Да ещё в музыкальные спектакли? Потом я припомнил, что долгое время в Европе опера итальянская вообще стояла особняком. Например, долгое время существовали просто оперные театры, а отдельно - итальянские оперы. Что в Италии опера - в сущности искусство не элитарное, скучно - снобистское, как во всех других странах, а народное, всеобщее, национальное.
И решил я слушать оперу только итальянскую. И выяснилось, что опера примерно с века 19-го - это совсем не то, что настоящая, исконная итальянская опера эпохи барокко. То есть опера и была изобретена в эпоху барокко именно в Италии. Это - исконная, настоящая опера. А всякие французские, немецкие, русские оперы - просто отстой, набор арий, скучное для большинства зрелище.
Я выяснил для себя, что последним, собственно итальянским оперным композитором был вовсе не Пуччини, не Россини и даже не великий Верди.
Последним настоящим оперным композитором Италии, последним итальянским композитором эпохи барокко был Доменико Чимароза, умерший в 1801 г. Что, например, Стендаль считал, что Чимароза лучше Моцарта.
И решил я слушать строго итальянское оперное барокко от изобретателя оперы Монтеверди до Чимарозы. Ну, Монтеверди, пожалуй, это ещё несколько грубовато, средневеково мрачно. Но вот Перголези, Скарлатти, Альбинони и наш рыжий поп и астматик Вивальди - это и есть настоящая, исконная опера, настоящее бельканто, где поют тихо, а потому красиво.
И как я начал это всё слушать, так вот и стал за пять дней фанатом оперы. Всё как положено у фанатов - не менее двух 2-3-часовых итальянских бароккальных опер в день. А заодно и вообще весь итальянский вокал 17-18 вв.
И только сейчас я понял, что это - и есть настоящее, а 19-21 вв. в опере - страшный отстой, страшное эстетическое падение оперы.
Например, такой пример. Нынешние постановки итальянских опер 17-18 вв. не в силах точно выполнить требования партитуры - просто нынешние певцы не до такой степени владеют техникой пения, как ею владели в Италии 17-18 вв. Нынешних, очевидно, учат прежде всего орать, чтобы было слышно в последних рядах огромных театров. А в Италии эпохи барокко оперные театры были маленькие, орать необходимости не было. Например, в Венеции, не бог весть каком большом городе, было аж 5 (пять!) оперных театров, по - моему столько же, сколько есть в нынешней Москве.
Вот сейчас пишу и слушаю "Монтесуму" Вивальди. Почему "Монтесуму"? Просто так. На самом деле все итальянские оперы эпохи бароккоо ВЕЛИКОЛЕПНЫ.
И страшный грех - слушать не оперы, а отдельные оперные арии. И особенно - под одно фортепьяно. Фортепьяно страшно испортило музыку, это - отвратительный, мерзкий инструмент, любой клавесин лучше. О скрипке и не говорю. Фортепьяно рядом со скрипкой - как конюх рядом с Александром Македонским. Будь моя воля - запретил бы фортепьяно навсегда. А в опере ещё особенно невыносимы любые басы. Это всё - просто осквернение оперы. Как и все оперные композиторы после Чимарозы.
И вообще, музыка невокальная - примитив. Первый и главный музыкальный инструмент - человеческий голос. И только большой хороший оркестр может хоть немного приблизиться по своему великолепию к человеческому голосу.
Соответственно, можно прямо сказать: есть итальянская опера барокко, остальное - второй сорт.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote