• Авторизация


Исторические корни научного атеизма и проблемы научного атеизма в современной России // Вестник МФЮА (предложено для опубликования) 03-09-2012 03:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!


УДК 299.2

Исторические корни научного атеизма и проблемы научного атеизма в современной России

В статье рассматривается положение научного атеизма в современном российском обществе. После блестящего расцвета в СССР науки и научного атеизма деградация общества в 1990 – е – начале 2000 – х гг. привела к резкому повышению религиозности общества. Для нормального интеллектуального развития страны необходимо преодолеть препятствия трёх видов – историческую укоренённость религии в России, политические барьеры для развития атеизма и его социально – психологическое отторжение одурманенного религией населением.

Ключевые слова: атеизм, религия, наука, кризис российского общества, социальное, экономическое и политическое развитие России.

Научный атеизм как мировоззрение возник вместе с наукой ещё в рамках античной культуры (культуры Древней Греции и Древнего Рима) в 6 - 5 вв. до н. э. Развитие науки неизбежно означало ломку мифологического сознания – непременного атрибута религии. Интеллектуальный рост общественного сознания сопровождался демократическими реформами античного общества и созданием научной моральной философией, позволявшей обществу и индивиду включить науку и научный атеизм в число важных социальных институтов общества. Крупнейшие умы античности, такие как философы Сократ, Демокрит, Анаксагор, Протагор, Аристотель, Эпикур [14, с. 105 – 107, 116, 215, 373, 375, 408 - 421] и такие менее крупные, как Диагор Мелосский, Феодор Безбожник [14, с. 134 – 136, 253], Лукреций [22], Плиний Младший [26, с. 182] и Лукиан [21] либо открыто признавали себя атеистами, либо до такой степени стремились ограничить влияние религии, что мало чем отличались от атеистов [5, с. 13 - 33]. Великие научные, философские и атеистические достижения античной культуры заложили фундамент всей современной европейской культуры.
Крушение античного миросозерцания под натиском официально победившего христианства в 4 – 5 вв., а потом возникновение и быстрый рост влияния воинственного ислама на территориях, когда – то входивших в оплот античной цивилизации - Римскую империю, - привело к гонениям против атеизма и его официальному запрету в средневековых государствах Европы и Азии. В этот период наука прекратила своё развитие, многие научные достижения были забыты и даже утеряны, резко понизился уровень общей интеллектуальной и материальной культуры общества. Даже грамотность стала привилегией очень небольшой части общества, преимущественно служителей религии. Господство религии в обществе привело к варваризации и одичанию когда - то цивилизованных стран.
Только к 14 – 16 вв. в Западной Европе сложились предпосылки для восстановления влияния науки в обществе, возобновления роста научного познания. Наступила эпоха Возрождения [25, с. 13 - 18]. В Западной Европе вместе с возвратом к изучению наук и к просвещению начался бурный процесс усовершенствования церковной организации – Реформация. Вместе с возобновившимися научными занятиями возникли предпосылки нового расцвета атеизма. Религия отреагировала на рост атеизма террором, кострами инквизиции [9; 11; 20]. Открыто заявляли о своём атеизме видные деятели европейского Просвещения 18 в. – Дидро, Гольбах, Ламетри, Гельвеций [4; 6, т. 1, с. 269 – 270; 7, т. 1, с. 367; 18, с. 375 - 376]. Французское Просвещение идеологически подготовило самую важную революцию в истории европейской цивилизации. Великая Французская революция 1789 – 1794 гг. [23] привела к окончательному крушению авторитета религии и церкви в Западной Европе. Среди деятелей русского Просвещения также быстро росло число людей, относившихся к религии скептически [10, с. 186 – 187; 24].
К 19 – 20 вв. европейская культура в значительной степени избавилась от тирании религиозности. Религиозность в развитых странах с тех пор стала и остаётся до сих пор признаком низкого уровня развития индивида. Победа в демократических странах принципа свободы совести – права исповедовать любую религию или быть атеистом – привёла к усилению влияния науки на общество и его быстрому прогрессу. Крупнейшие учёные, такие как Ч. Дарвин, И. П. Павлов, своим авторитетом значительно повысили авторитет атеизма в обществе [30, с. 241 – 249, 295 - 297]. Рост научного знания вёл и ведёт ко всё большему распространению атеизма в развитых странах мира. Серьёзно активизировались атеистические настроения в странах Запада в последние годы. Особенно активно поддерживается научный атеизм представителями естественных наук.
Россия долгое время находилась в стороне от магистрального пути научной революции, переживаемой Европой с 14 – 18 вв. Первые сведения об атеистах в России относятся ко времени масштабных реформ общества и государства, осуществлённых царём Петром Великим в начале 18 в. Первый известный по имени русский атеист – «отец» российской исторической науки, первый по времени учёный историк в России В. Н. Татищев, сподвижник царя – реформатора, универсальный учёный, инженер и государственный деятель [17, с. 206]. Пётр Великий, хотя и узнал об атеизме В. Н. Татищева, однако, не стал применять к нему положения тогдашнего российского закона о смертной казни за атеизм. Учёный был фактически прощён царём, однако, в дальнейшем остерегался откровенно высказывать своё мировоззрение. Первые в России попытки несколько ограничить влияние церкви (а значит и религии) на общество были предприняты именно Петром Великим в ходе его масштабных реформа российского общества и государства. Институт патриаршества был ликвидирован, главой церкви в России вплоть до 1917 г. стал сам император. Церковь фактически стала одним из министерств правительства. Такое ограничение религии благотворно сказалось на развитии российского общества в 18 – 19 вв.
Новые перспективы открылись перед научным атеизмом в России с ростом революционного движения в 19 – начале 20 вв. Выступая против самодержавной тиранической власти русских царей деятели русского революционного движения (В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский и др.) [2; 19, т. 6, с. 264 – 266; 29, с. 8] неизбежно сталкивались с необходимостью определить своё отношение к официально навязываемому православному христианству и церкви. Поскольку церковь в России практически всегда покорно служила властям и была частью самодержавного государства, постольку всё революционное движение в России быстро стало атеистическим.
Победа революции в 1917 г. и свержение самодержавия привело и к победе в российском обществе научного атеизма. Революционное по преимуществу происхождение российского атеизма привело к появлению в России феномена насильственной атеизации, что только нанесло вред атеизму. Несмотря на эти отдельные попытки применения силы в борьбе с религией в период «красного террора» (1917 – 1921 гг.) и тиранического правления И. В. Сталина (1927 – 1953 гг.) атеистический прогресс населения при Советской власти шёл быстрыми темпами. Даже попытка коммунистического государства с 1943 г. примириться с церковью и с религией не привела к серьёзному снижению влияния атеизма на жизнь советского общества. К концу 1970 – х гг. религиозное мировоззрение в СССР находилось на вполне заслуженном им положении маргинального и вымирающего предрассудка.
Успехи СССР в военно – политической сфере, в науке, экономическом развитии и в росте уровня жизни населения в 1960 – 1970 – х гг. были впечатляющими и непосредственно были связаны с успехами в науках и в атеизации населения. Впервые в истории в СССР было построено действительно атеистическое общество. При этом, вопреки мнению современных религиозных деятелей, советское общество этого периода отличалось достаточно высокими моральными стандартами.
Революционные перемены в СССР во второй половине 1980 – х – 1990 – х гг. резко уменьшили влияние научного атеизма и науки в советском и российском обществе. Наступление религии стало особенно заметно в период правления В. Путина начиная с 1999 г. Правящие круги современной России не скрывают, что религия, особенно православие, фактически является, вопреки действующей Конституции России, важной идеологической опорой господствующих в государстве сил. Официальная пропаганда полностью подчинена религии, усердно внедряет религиозное мировоззрение в общество. Религия успешно захватывает, опять – таки вопреки Конституции, господствующее положение в системе образования, даже высшего.
Между тем, никаких оснований считать научный атеизм опровергнутым религией до сих пор так и не обнаружено. Речь идёт только о том, что если в 1917 – 1988 гг. правящие круги СССР в своём управлении страной идеологически (и весьма успешно!) опирались на науку и на научный атеизм, то власти СССР – России с 1988 г. по настоящее время (2012 г.) пытаются управлять страной, черпая необходимые мировоззренческие установки из религиозных догм, не имеющих к науке, а значит и к истине, никакого отношения. Вне науки вообще не может быть никакой истины, только заблуждение, добросовестное или нет. Делая ставку на религию современная российская власть сама себя погружает в мрак невежества.
Результат социально – экономического и военно – политического развития России за последние 20 – 25 лет, официального навязывания населению страны религии не внушает оптимизма. Не удалось не только хотя бы сохранить политическое и экономическое влияние страны в мире, но даже и уровень просвещённости населения России и его моральный уровень сильно упали. Резко снизился уровень социальной защищённости населения. Хотя в начале 2000 – х гг. Россия добилась некоторого экономического роста, технологический упадок в экономике очевиден. Страна из одного из претендентов на военно – политическое и социально – экономическое лидерство в мире превратилась в сырьевой придаток развитых стран и во второстепенную державу. Преступность в современной России в разы превышает показатели советского времени [27, с. 111, 311].
Сильно уменьшился научный потенциал страны и уровень просвещённости населения. Это непосредственно связано с ростом влияния религии и с фактическим подавлением научного атеизма, а следовательно, и науки вообще.
Дальнейший рост влияния религии на политику, образование и мораль российского общества ведет к превращению страны в типично средневековое отсталое общество с господством в общественном сознании опасных мифологических конструкций.
Между тем дело дошло до того, что даже официальные лица российского государства высказывают совершенно фантастическое представление об атеизме. Уверяют, например, что атеизм является не чем иным, как разновидностью религии, пытаются уверить общество, что возможно какое – то успешное взаимодействие науки и религии.
Атеизм – научное мировоззрение, на основе достижений науки утверждающее, что никаких богов не существует, что всё существующее подчиняется познаваемым законам природы и законам общества, и что только научное отношение к реальности позволяет успешно познать мир и достичь высокого уровня моральности отдельного индивида и всего общества [1, с. 32 - 33]. Научный атеизм – магистральный путь развития современного общества, опирающегося на всё большую просвещённость людей и на всё большее влияние науки. Общество, не понимающее ценности научно – атеистического взгляда на мир, неизбежно деградирует в экономическом, социальном, политическом, научном и моральном отношении. Как точно сформулировано в одном советском учебнике по атеизму «он представляет огромную преобразующую силу, способствующую формированию атеистической убежденности и активной жизненной позиции» [16, с. 4].
Как видно, никаких оснований считать атеизм религией нет. Атеизм – просто следствие применения научных знаний к жизни в обществе и в природе.
Религия – традиционное представление о господстве в мире неких высших невидимых и непознаваемых существ, богов. Как правило, религии агрессивны ко всем инакомыслящим, включая сюда не только науку (атеизм), но и другие религии. Религиозное мировоззрение не заботится о какой – нибудь логичности [13, с. 267 - 268], требует бездумного подчинения общества служителям религии и по своим проявлениям ничем не отличается от психического заболевания [28, с. 44 - 70]. Религиозные догмы ничем не подтверждаются, никак не доказаны, несмотря на многочисленные попытки [15, с. 293 - 294]. Религиозные ритуалы, вопреки приписыванию им верующими волшебных свойств, не имеют никакого полезного эффекта.
Никаких возможностей совместить религию и науку нет. Наука самим фактом своего развития отвергает и уничтожает религию. Религия, господствующая в умах, не даёт возможности не то чтобы развиваться, а даже просто существовать науке.
Несмотря на давным – давно установленную наукой бессмысленность всех религий современное российское общество и государство усиленно погружается в эти суеверия. Это имеет огромное количество негативных последствий. Общество становится от религии больным, так как религия – яркий пример девиантного (отклоняющегося) поведения, такого же как алкоголизм, курение, наркомания и преступность. Если среди людей образованных влияние религии всё же не стопроцентно, то среди преступников и сумасшедших в современной России нерелигиозных людей уже не осталось. Этот факт ярко подтверждает девиантный (отклоняющийся от необходимых социальных норм) характер любой религии.
Все попытки священнослужителей представить себя особо моральными личностями постоянно опровергается жизнью. Более того, поскольку священнослужители слабо контролируются обществом и государством, среди них повышена доля людей, пренебрегающих социальными нормами [12, с. 188 - 190]. Алчность, невежество, пьянство, грубость, уверенность в собственной непогрешимости и безнаказанности, нетерпимость к инакомыслию – обычные качества православных попов как в старые времена [8], так и в современной России. Несильно в этом отличаются от них и служители других религий.
Религия резко повысила враждебность в обществе. Всякой религии всегда свойственна нетерпимость к другим религиям. Это ведёт к росту напряжённости между отдельными группами населения, порождает большие и малые конфликты, даже религиозные войны. Чем сильнее современная российская власть навязывает обществу православие, тем, например, сильнее растёт терроризм и сепаратизм на исламском Северном Кавказе – важнейшей границе между христианством и исламом на территории России. Налицо тяжёлый случай самой настоящей многолетней религиозной войны, перспективы окончания которой пока не прослеживаются (такая религиозная война, как крестовые походы, например, длилась целых двести лет!) [3].
Решение проблемы атеистического просвещения российского общества наталкивается на очень серьёзные проблемы.
Первая проблема успешного атеистического воспитания общества – глубокие исторические корни религии в России. Веками находясь на периферии развития европейской цивилизации, поздно начав научную модернизацию страны в 18 в., не имея в прошлом ни опыта античного свободомыслия, ни опыта Возрождения, ни опыта Реформации, как Франция, Британия, Италия или Германия, Россия за последние двадцать лет легко свернула с магистрально пути развития науки и атеизации общества в средневековое невежество, суеверия и религиозные войны. Не надо забывать, что до 1917 г. Россия, кроме горстки передовых людей, была страной низкого уровня образования и массовых религиозных предрассудков.
Такая глубокая историческая укоренённость религии в России делает перспективы российского атеизма весьма туманными. Однако, и подавление государством и обществом роста влияния атеизма среди граждан совершенно бесперспективно для России в неизбежном в современном мире соревновании с другими странами в экономической, социальной, технологической, научной и военно – политической сфере. Многое в преодолении вековой исторической отсталости России зависит от государства. Традиционно государство в России очень сильно идеологически давило на общество и на личность. Только государственный переворот в 1917 г. дал атеистический шанс российскому обществу, позволил стране быстро нагнать мировых лидеров.
Из сильных исторических корней религии в России вытекает следующая проблема атеистического развития страны. В современной России для атеизма воздвигнуты почти непреодолимые политические препятствия. Современное Российское государство твёрдо взяло убийственный для общества и для свободной критически мыслящей личности курс на рост религиозности населения, особенно интенсивно навязывается православие.
Этот политический курс тесно связан с самой природой современной российской власти. Ставка на создание сильной государственной власти, мало считающейся с демократическим стандартами, сделанная В. В. Путиным с момента его прихода к власти, получила в целом одобрение большинства населения, уставшего от революционно – реформаторского пыла 1990 – х гг. Окрылённая своим успехом в огосударствлении экономики и подавлении политической активности населения, всё более погружающаяся в коррупцию современная российская власть быстро выяснила, что без того призыва к покорности граждан всякой власти, который идёт от религиозных организаций, ей не обойтись. Религия всегда поддерживает в политике консервативные, охранительные тенденции, а в России религия традиционно всегда поддерживает власть, что бы эта власть не вытворяла с народом. Только очень серьёзные политические и даже революционные катаклизмы демократического характера могут всерьёз нарушить этот прочный союз власти и религии. Однако, предпосылок для революции, подобной революции 1917 г., в современном российском обществе нет. Надеяться же на разумность самой современной российской власти не приходится.
Как результат навязывания государством и религиозными невеждами религии в российском обществе в течении последних десятилетий возникли и социально – психологические препятствия атеистическому просвещению. Многие члены общества, особенно молодёжь, воспринимают религию уже как непременный атрибут общественной жизни, приписывают ей качество необходимого социального института, уменьшение влияния которого, якобы нарушит нормальную жизнь общества, якобы приведёт к понижению моральных стандартов. Бросается в глаза психологическая зависимость многих членов современного российского общества от религии, напоминающая алкогольную или наркотическую зависимость.
Между тем сравнение состояния советского общества позднего периода и современного российского общества показывает моральное преимущество советской системы, независимо от отношения к коммунистической идеологии.
Постепенно в современном российском обществе складывается мифологическое представление об атеистах и о советском атеизме. Утверждается, что при формальном атеизме, якобы, советские люди тайно все были верующими. Атеистам приписываются отрицательные моральные качества. Между тем объективные исследования показывают более высокий моральный и интеллектуальный уровень атеистов, базирующийся на научном подходе к реальности и стремлении к разумному решению жизненных проблем. В развитии всех стран современного мира выявлена яркая тенденция роста благополучия общества вместе с ростом доли атеистов в нём. Социально – психологические препятствия атеизму в современной России мало уступают историческим и политическим барьерам.
Несмотря на гигантские трудности для развития науки (а значит и атеизма) в современной России, появившиеся за последние десятилетия, никаких альтернатив атеистическому развитию для успешной модернизации страны нет. Никакое, даже стопроцентное влияние религиозных организаций, религиозных ритуалов и религиозных идеологий в обществе не приводит и не приведёт к заметному росту морального, социального, экономического и военно – политического уровня и росту влияния России в мире. Наоборот, практика показывает, что религиозное «возрождение» приводит к быстрой деградации общества и государства. Таким образом, для всякого разумного члена общества очевидна острая необходимость атеистической и научной модернизации страны, несмотря на гигантские трудности, стоящие перед атеизмом в современной России.

Литература

1. Атеистический словарь. – М., 1986.
2. Белинский В. Г. Письмо к Н. В. Гоголю. – М., 1936.
3. Виймар П. Крестовые походы. – М., 2003.
4. Волгин В. П. Развитие общественной мысли во Франции в 18 в. – М., 1977.
5. Вороницын И. П. История атеизма. В 4 – х тт. – М., 1928 - 1929.
6. Гельвеций К. - А. Соч. В 2 – х тт. – М., 1973 - 1974.
7. Гольбах П. – А. Избр. соч. В 2 – х тт. – М., 1963.
8. Грекулов Е. Ф. Нравы русского духовенства. – М., 2011.
9. Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. – М., 1964.
10. Григорьян М. М. Курс лекций по истории атеизма. – М., 1970.
11. Григулевич И. Р. Инквизиция. – М., 1976.
12. Да скроется тьма!: Французские материалисты 18 в. об атеизме, религии, церкви. – М., 1976.
13. Дидро Д. Соч. В 2 – х тт. – М., 1986 – 1991.
14. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.
15. Докинз Р. Бог как иллюзия. – М., 2008.
16. История и теория атеизма. – М., 1987.
17. Карташёв А. В. История русской церкви. В 2 – х тт. Т. 2. – М., 1997.
18. Ламетри Ж. – О. Соч. – М., 1983.
19. Ленин В. И. Собр. соч. В 55 – и тт. – М., 1973.
20. Ли Г. Ч. История инквизиции. В 3 – х тт. – М., 2007.
21. Лукиан. Соч. В 2 – х тт. – СПб., 2001.
22. Лукреций Т. К. О природе вещей. В 2 – х т. – М., 1946 - 1947.
23. Манфред А. З. Великая Французская революция. – М., 1983.
24. Момджян Х. Н. Французское просвещение 18 века. – М., 1983.
25. Настольная книга атеиста. – М., 1987.
26. Плиний Младший. Письма. – М., 1950.
27. Российский статистический ежегодник. 2010. – М., 2011.
28. Сумерки богов / Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж. – П. – М., 1990.
29. Тажуризина З. А. Актуальные вопросы истории атеизма. – М., 1979.
30. Чёрный туман: Выдающиеся мыслители, учёные, писатели, общественные деятели о реакционной сущности религии и церкви. – М., 1976.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Исторические корни научного атеизма и проблемы научного атеизма в современной России // Вестник МФЮА (предложено для опубликования) | Вячеслав_1963 - Дневник Вячеслав_1963 | Лента друзей Вячеслав_1963 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»