• Авторизация


Орест Кипренский 04-01-2015 20:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Alexandra-Victoria Оригинальное сообщение

Как бастард стал первым русским художником, прославившимся в Европе?... Орест Кипренский (1782-1836)

 

[показать]

Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной

Орест Кипренский (1782-1836)

[показать]

24 (13 по ст.ст.) марта 1782 года у небогатого помещика А.С. Дьяконова родился сын, названный Орестом в честь одного из героев «Илиады». Отец тогда не мог и предположить, что его имя останется в истории только благодаря сыну, ведь мать мальчика была крепостной. В те времена подобное отнюдь не было редкостью. И большинство бастардов, кем по сути и являлся мальчик, так на всю жизнь и оставались крепостными. Но, видимо, Дьяконов привязался к ребенку и решил обеспечить его дальнейшую судьбу.
Для начала Дьяконов выдал мать мальчика, Анну Гаврилову, замуж за своего дворового Адама Швальбе, который Ореста усыновил. Когда мальчику исполнилось шесть лет, отец оформил на него вольную, придумал Оресту красивую фамилию Кипрейский (в честь богини любви Киприды) и отправил в Петербург в Воспитательное училище при Академии художеств.

[показать]

Автопортрет 1809 год

Воспитанников академии держали в строгости, кормили впроголодь, но учили основательно. Для Ореста учеба растянулась на долгие 15 лет. На завершающем этапе обучения Кипренский (фамилию в академии немного изменили) специализировался в исторической живописи, но параллельно у своего учителя, известного живописца Г.И. Угрюмова, прошел хорошую школу создания портретов. Всю свою оставшуюся жизнь Орест буквально разрывался между желанием писать большие исторические полотна, которые оставляли зрителей равнодушными, и портретами, большинство из которых было написано для заработка, но принесло Кипренскому славу выдающегося портретиста.

[показать]

Портрет отца художника Адама Карловича Швальб…, 1804

Любопытно сравнить две первые крупные работы Кипренского. В 1804 году молодой художник создал «Портрет А.К. Швальбе», вызвавший споры ценителей живописи, посчитавших, что это копия с неизвестного им портрета кисти Рембрандта. Им было трудно поверить, что столь эмоциональное полотно, выполненное в рембрандтовской манере, создано юным живописцем, а изображен на нем обычный крепостной.

[показать]

Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805

На следующий год Кипренский представил в академии, где он оставался пенсионером, крупное историческое полотно «Дмитрий Донской на Куликовом поле». За эту работу, выполненную в классической академической манере, ему присудили большую золотую медаль, дававшую право на заграничную пенсионерскую поездку. Но зрителей картина оставляла равнодушными и событием в художественной жизни отнюдь не стала. Правда, благодаря этой картине Орест получил предложение принять участие в росписи Казанского собора.
В Европе шли наполеоновские войны, поэтому поездку за границу пришлось надолго отложить. Оставаясь в Петербурге, Кипренский занялся созданием портретов, быстро принесших ему широкую известность и хороший заработок, что было для художника весьма кстати. Нелишне отметить, что, окончив академию, Орест получил личное дворянство и должен был соответствовать своему новому статусу.
В эти годы им были написаны портреты А.И. Корсакова, князя П.П. Щербатова и княгини А.В. Щербатовой, Е.П. Ростопчиной, В.А. Перовского А.А. Челищева и др., а также два эмоциональных автопортрета. Лучшим полотном, написанным Кипренским в тот период, считается портрет Е.В. Давыдова. В 1812 году «Портрет лейб-гусарского полковника г-на Давыдова» вместе с еще тремя полотнами был представлен художником в Совет академии на соискание звания академика. Любопытна дальнейшая судьба знаменитого портрета.

[показать]

Портрет Давыдова оставался в собственности автора, а после его смерти поступил в Академию художеств и был передан в создававшийся Русский музей. Так как в подписи указывалась только фамилия, в обществе стали считать, что это портрет Дениса Давыдова, а не кого-то из его близких родственников, не снискавших столь громкой славы. Первые сомнения возникли в конце 40-х годов прошлого века, когда был обнаружен старый реестр произведений Кипренского, в котором имелись инициалы изображенного гусара – «Ев. В.».
Первоначально посчитали, что на портрете изображен брат Дениса, Евдоким Давыдов. Позднее к атрибутации подключили военных историков, которые легко установили истину. В начале XIX века в каждом гусарском полку были свои цвета ментика и опушки, собственный рисунок вышивки. По этим атрибутам формы и установили, что изображен на портрете Евграф Владимирович Давыдов, приходившийся двоюродным братом поэту-партизану.
Судьба Евграфа характерна для того времени. Начав службу в 1791 году вахмистром, он за десять лет дослужился до полковника, участвовал во многих битвах с Наполеоном, за храбрость был награжден орденами и золотой шпагой с брильянтами. В знаменитой «Битве народов» под Лейпцигом был тяжело ранен, лишившись ноги и руки. За это сражение был удостоен ордена святого Георгия 3-й степени и двух иностранных орденов. Заслуженного воина произвели в генерал-майоры и уволили в отставку. Е.В. Давыдов скончался на сорок восьмом году жизни в родовом имении Аксинино под Тулой.

[показать]

Портрет Александра Павловича Бакунина

[показать]

Портрет Петра Алексеевича Оленина

С наполеоновскими войнами связана целая серия портретов, созданная художником в 1812-13 годах. На них молодые офицеры, с которыми Кипренский был хорошо знаком – М.П. Ланский, А.П. Бакунин, А.Р. Томилов, П.А. Оленин, Е.И. Чаплиц. У изображенных не было времени для длительного позирования. Все портреты нарисованы карандашом с использованием акварели и пастели. В них нет ничего героического – молодые, немного напряженные лица, но глаза выдают, что им уже не раз приходилось бросать вызов судьбе и выходить из испытаний победителями.

[показать]

Трубецкой Н.П.

[показать]

Портрет Никиты Михайловича Муравьева

[показать]

Ланской Михаил Павлович, 1813

[показать]

Портрет И.А.Анненкова

[показать]

Портрет А.Р.Томилова

После окончания наполеоновских войн Кипренский смог воспользоваться пенсионерской поездкой и уехал в 1816 году Италию. За границу отправился не юный выпускник академии, а сложившийся 34-летний художник, которого на родине сравнивали со знаменитым Ван Дейком. По пути Орест Адамович останавливался в Германии и Швейцарии, где знакомился с работами старых мастеров и демонстрировал свои работы. Стоит отметить, что на европейцев портреты Кипренского произвели впечатление, в Женеве его даже избрали членом местного художественного общества.
Но истинная слава ждала его в Италии, где оказалось много желающих заказать портрет у русского мастера, благо, он и писал прекрасно, и за работу брал не дорого. В 1820 году произошло знаменательное событие не только для Кипренского, но и для всей русской живописи – знаменитая галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет, чтобы поместить его рядом с портретами признанных мэтров мировой живописи. Он стал первым россиянином, удостоенным такой чести.

[показать]

Кипренский «Автопортрет » 1820. Уфицци Флоренция

[показать]

Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)

[показать]

Молодой садовник

[показать]

Неаполитанские мальчики-рыбаки. 1829

[показать]

Читатели газет в Неаполе

[показать]

Неаполитанская девочка с плодами, 1831

Только через 12 лет в галерее появится автопортрет следующего россиянина, им станет Карл Брюллов. Затем к ним присоединятся автопортреты Ивана Айвазовского и Бориса Кустодиева.
На родину Кипренский отправился в 1822 году. Ехал не спеша, останавливаясь в крупных городах для осмотра шедевров живописи. В Мариенбаде задержался ради знакомства с Гёте, который дважды ему позировал. Какое-то время работал в Париже.
В Петербург художник вернулся летом 1823 года. Он ожидал хорошего приема, но этого не произошло. В обществе муссировали слухи, что в Италии он был замешан в убийстве натурщицы и прелюбодеянии с малолетней, которую, уезжая на родину, отправил в приют. Кипренский попытался вернуть интерес публики крупным историческим полотном «Аполлон, поражающий Пифона», но оно было встречено холодно.

[показать]

На создание портрета поэт ответил посвящением Кипренскому:
 
Любимец моды легкокрылой,
 Хоть не британец, не француз,
 Ты вновь создал, волшебник милый,
 Меня, питомца чистых муз, —
 И я смеюся над могилой,
 Ушед навек от смертных уз.
 
 Себя как в зеркале я вижу,
 Но это зеркало мне льстит.
 Оно гласит, что не унижу
 Пристрастья важных аонид.
 Так Риму, Дрездену, Парижу
 Известен впредь мой будет вид.

Несмотря на все проблемы. Он продолжал много работать. Именно в это время им был написан знаменитый портрет Пушкина, ставший самым репродуцируемым произведением художника. Были и другие удачные портреты, но работалось с трудом, и Кипренский решил вернуться в Италию.
К этому времени темпераментные итальянцы успели позабыть блистательного Ореста, у них теперь был новый кумир – Карл Брюллов. Былой славы, а соответственно и хороших доходов у Кипренского уже не было, временами приходилось влезать в долги. Только к 1836 году художнику удалось поправить дела и скопить денег на свадьбу с Анной-Марией Фалькуччи. Правда, перед этим ему пришлось перейти в католичество. В семье родилась дочь Клотильда, и Орест стал задумываться о возвращении в Россию. Но судьба распорядилась иначе.
В 1836 году Орест Адамович Кипренский заболел и 5 октября в возрасте 54 лет скончался. Похоронили художника в Риме. В России его смерть прошла практически незамеченной. В Италии же русские художники и скульпторы собрали деньги, чтобы установить на его могиле мраморную плиту с эпитафией.

[показать]

Память о художнике продолжает жить. Вглядываясь в прекрасные портреты, созданные его талантливой кистью, мы лучше понимаем ту далекую эпоху и людей, которых Орест Кипренский встретил на своем жизненном пути.

Век Русского музея. Орест Кипренский. Роман в портретах.



[показать]

Портрет Олимпиады Александровны Рюминой, 1826

[показать]

Портрет З.А.Волконской, 1829

[показать]

Портрет А.О.Смирновой-Россет, 1830

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

Конный портрет Александра I

[показать]

Комаровский Егор Евграфович

[показать]

Портрет графа Д.Н.Шереметева, 1824

[показать]

[показать]

[показать]

Кочубей Наталья Викторовна

[показать]

[показать]

[показать]

Щербатова, Анастасия Валентиновна

[показать]

[показать]

Портрет князя Е.Г. Гагарина ребенком

[показать]

Портрет графини Марии Александровны Потоцкой, графини Софьи Александровны Шуваловой с мандолиной и эфиопянки

[показать]

Альбрехт, Карл Иванович

[показать]

Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филимона и Бавкиду. 1802.

[показать]

Тибуртинская Сивилла, 1830

[показать]

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-35179/  

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Орест Кипренский | МаринаАвгустина - Дневник МаринаАвгустина | Лента друзей МаринаАвгустина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»