Портрет Бальдассаре Кастильоне
1514-15гг, масло на холсте, 82 x 67 cм,
музей Лувр, Париж, Франция
[473x600]
Портрет графа Бальдассаре Кастильоне (1478-1529), безусловно, принадлежит к лучшим творениям живописца в этом жанре. То не был заказной портрет. Граф, аристократ, писатель и дипломат, один из известных гуманистов своего времени, был другом Рафаэля.
Художник запечатлел его, повернув к зрителю в три четверти. Построение композиции во многом напоминает приемы, найденные и использованные Леонардо в «Джоконде». В этом портрете кисть Рафаэля достигла, кажется, полной свободы. Поражает острота наблюдения и психологизма, присущая портрету, а теплый колорит картины примечателен сдержанной и благородной гаммой красок. Рубенс восхищался этим портретом и скопировал его.
[466x600]
Людовик XIV, считавший пополнение коллекций Лувра своим монаршим долгом, в 1661 году приобрел эту картину у наследников кардинала Мазарини, и с тех пор картина занимает одно из самых видных мест в музее.
«Шедевр Рафаэля – луврский портрет графа Кастильоне, - пишет Алпатов – После мучительной загадочности Джоконды глаз отдыхает перед портретом Рафаэля, открытым взору каждого и вместе с тем возвышенно прекрасным».
Граф Бальдассаре Кастильоне – дипломат, философ, поэт. Его образ отличался среди многих ярких деятелей итальянского Возрождения не своими желаниями, необузданными страстями, гениальными способностями, а цельностью и гармоничной уравновешенностью характера, согласием между собственным пониманием окружающего мира и той действительностью, в которой он жил. Такая личность сама по себе органично подходила к представлениям художника об идеальном человеке. Поэтому так естественно, что мастерство живописца, его колористический дар непринуждённо соединялись на полотне с внутренней характеристикой модели.
Взгляд Кастильоне спокойно обращён к зрителям. Может даже показаться, что в нём заметны некоторая вялость и застылость, но это ощущение тут же проходит, когда видишь тонкие, как бы до мельчайших деталей отточенные черты лица, которые могут быть присущи только деятельному и достаточно энергичному человеку.
Фигура Кастильоне собрана, очерчена замкнутой линией, огибающей плечи, руки, соединённые в ладонях между собой. Таким же кругом представляется объём головы с мягкой шляпой, которая подчёркивает рельефную моделировку и лицо. На нём и сосредоточено основное внимание художника. Нежнейшая, неуловимая серебристая гамма тонов объединяет чёрные, коричневые, серые, зеленоватые и белые цвета одежды. Цвет мерцает и переливается в перламутровых отливах наряда Кастильоне, нигде не раздражая глаз диссонансами и небрежными контрастами.
Создавая портрет Бальдассаре Кастильоне Рафаэль материализовал в реальном образе идеал совершенного человека эпохи Возрождения. В портрете отвлечённое понятие идеала, раскрытое в образе конкретного человека выступает в неразрывном гармоническом единстве, составляя законченность, глубину и силу реалистического искусства Рафаэля.