• Авторизация


Ю.П.Анненков (1889 - 1974) 17-02-2013 00:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[480x566]
автопортрет 1895

Юрий Павлович Анненков - человек большого и оригинального художественного таланта, российский человек начала столь много обещавшего для страны ХХ века.
Можно лишь спорить, реализовал ли он весь свой талант или останавливался в своих художественных увлечениях недалеко от вершин, до которых оставалось сделать лишь несколько шагов. И это при том, что Юрий Анненков не получил систематического художественного образования. Первоклассный живописец. «Острый рисовальщик» (по выражению Абрама Эфроса). Непревзойденный портретист. Изящный карикатурист. Блестящий график. «Едкий и внимательный книжный иллюстратор» (по определению Михаила Кузмина). Смелый театральный декоратор и художник кино. Изобретательный режиссер. Теоретик современного театра и художественный критик. Оригинальный прозаик и мемуарист… И все это — Юрий Анненков. «Некая добрая фея чуть не с колыбели одарила его целой гаммой разнообразных талантов», — писал о нем в своих воспоминаниях «По памяти, по записям» А.В.Бахрах.


[415x599]
П.В.Анненков

Потомок П.В.Анненкова, первого редактора и издателя произведений А.С.Пушкина, сын П.С.Анненкова, народовольца, сосланного в Сибирь после убийства Александра II, Юрий Павлович Анненков родился в 1889 году в Западной Сибири, в Петропавловске.Раннее детство Ю.П.Анненкова прошло на далекой Камчатке. Спустя пять лет, в 1894 году, семья вернулась из ссылки в Петербург.

[339x436]
Портрет матери

Дача Анненковых в Куоккале, местечке под Петербургом, находилась недалеко от имения И.Е.Репина. С детства окруженный творческими людьми, будущий художник рано увлекся рисованием.

[600x414]
Всадник 1897

В 1906 г. Анненкова исключили из казенной гимназии за "политическую неблагонадежность", выразившуюся в карикатурах для ученического нелегального журнала. Это, правда, не помешало ему получить аттестат зрелости и в 1908 г. поступить на юридический факультет Петербургского университета.
Еще в гимназические годы он посещал занятия в ЦУТР. В 1908 г. занимался в студии С.М.Зейденберга, где его соучеником был М.3.Шагал. Однако вступительные экзамены в АХ Анненков не сдал и поступил в студию Я.Ф.Ционглипского. По совету своего учителя в 1911 г. он уехал в Париж, где продолжил обучение в мастерских М.Дени и Ф.Веллоттона - художников знаменитой группы "Наби".

[516x597]
Монах Христофор и Христос на берегу реки 1916-17 гг.

[355x450]
площадь Санмарко в Вене

[290x400]
Французский пейзаж
[316x380]
Латинский квартал
[258x351]
Амьенский собор

[536x525]
Городок в Бретани

[200x458]
фрагмент

[527x522]
автограф стихотворения на обороте "Городок в Бретани"

В 1913 г. Анненков дебютировал двумя картинами на выставке Салона Независимых в Париже.

[516x418]
Весна 1909-10

[600x540]
Адам и Ева ГТГ

Анненков сумел органично соединить в своих произведениях, в том числе в живописи («Адам и Ева», 1913, Третьяковская галерея, Москва), гибкую ритмику и декоративность модерна с чертами гротескной «зауми» в духе футуризма.

[521x600]
Генриетта Мавье 1912

[300x425]
Кубо-футуристические человечки

[600x398]
Кубистическая композиция с мужскими фигурами

[550x580]
Тени 1918

Вернувшись в 1913 г. в Россию, Анненков увлекся графикой. Его рисунки стали появляться на страницах журналов "Аргус", "Лукоморье", "Отечество", "Сатирикон". Вошел в число видных деятелей нового русского театра — прежде всего, в качестве главного художника «Кривого зеркала» Н.Н.Евреинова, где он оформил почти все спектакли, выступив одним из зачинателей
экспрессионизма на русской сцене (исполнил и иллюстрации к книге Евреинова «Театр для себя», 1915–1916).

[395x480]
иллюстрация к книге Евреинова "Театр для себя"

[439x560]
портрет Н.Евреинова

Анненков встретил революцию, по его собственным словам: «как многие из нас — художников, писателей, поэтов, людей искусства, как Александр Блок, как Сергей Есенин, как Владимир Маяковский, — скорее фонетически, как стихийный порыв, как метель, как «музыку» (по словам Блока)». Он принимал участие во всех художественных начинаниях в послереволюционные годы. Художник входил в правление Петроградского Дома искусств, был одним из организаторов ОСТа в 1921 г., заведовал художественной частью театра политической сатиры "Вольная комедия", публиковал статьи и эссе в журнале "Жизнь искусства". В октябре 1918 Анненков отвечал за оформление советской столицы по случаю первой годовщины революции.

[600x555]
Мандельштам, Чуковский, Лившиц, Анненков (слева направо)

А в 1920 в качестве помощника главного режиссера, а также автора декораций и костюмов участвовал в постановке «Взятие Зимнего дворца» (организатор - музыкант Д. Темкин, главный режиссер - Евреинов), которой отмечалось трехлетие со дня революции. Это было самое грандиозное массовое зрелище того времени: в нем участвовало более 8 тыс. человек, оркестр в 500 человек, декорации занимали всю Дворцовую площадь (высота достигала третьего этажа Генерального штаба), в спектакле были использованы настоящие танки, пулеметы и даже крейсер «Аврора». Действие спектакля начиналось пушечным залпом в полной ночной темноте, затем освещался мост с фанфаристами и звучала симфония Гуго Варлиха, после вновь наступившей темноты и вновь вспыхнувшего света под звуки «Марсельезы» начиналась актерская игра.
В какой-то момент, по замыслу Анненкова, Зимний дворец становился главным действующим лицом, где в осветившихся окнах второго этажа возникали силуэтные сцены сражений. После победы восставших все прожектора были сконцентрированы на красном знамени, взвившемся над дворцом. Об этом зрелище упоминается почти во всех трудах, посвященных современному театру.

[600x536]
Взятие Зимнего дворца

В том же году Анненков был избран профессором Академии Художеств. Занимаясь графикой, художник сотрудничал с издательствами "Радуга", "Всемирная литература", "Красная новь", иллюстрировал произведения Дж.Лондона, К.И.Чуковского, Н.Н.Евреинова, рисовал для сатирических журналов.

[484x600]
Мойдодыр

[600x441]
иллюстрация к Мойдодыру

[406x600]
Интеллектуалка

[251x300]
портрет Г.Распутина 1915

[504x600]
Finita la comedia

[519x600]
Танцовщица с кошкой 1914

[468x600]
Сатирическая композиция

[516x548]
Танцовщица
Вершиной его графического искусства стали иллюстрации к третьему изданию поэмы А.А.Блока "Двенадцать" (1918). Сам Блок высоко ценил рисунки Анненкова и видел в них "параллельный графический текст". В гибкой графической манере, используя принцип монтажа, свободного соединения отдельных реалий быта, деталей и частей изображения, Анненков показал распадающийся старый мир, стихию революции.

[600x588]


[541x600]

В 1921 г. художник выступил как реформатор традиционного театра, опубликовав в журнале "Дом искусств" статью "Театр до конца", по сути - манифест абстрактного театра. Вскоре Анненков осуществил свои идеи на практике. Для постановки пьесы Г. Кайзера "Газ" в Петроградском ГБДТ (1923) он, стремясь избавиться от статики на сцене, впервые использовал "динамические", движущиеся декорации и меняющееся освещение.
Еще в предреволюционные годы разработал самобытный тип «эстетского», чрезвычайно броского графического портрета, многие из этих рисунков (А.А. Ахматова, М. Горький, Е.И. Замятин, Б.Л. Пастернак, Н.С. Гумилев, А.А. Блок, А.Н. Бенуа, И.Е. Репин, В.Ф. Ходасевич и др.) по праву
считаются классикой литературно-художественной иконографии. Психологический портрет надолго становится его излюбленным жанром.
Несколько десятилетий спустя в своих мемуарах Анненков напишет: «...в литературной среде, с которой у меня сохранялись постоянные и тесные связи, я был "на ты" <...> лишь с Евгением Замятиным, с Владимиром Маяковским, с Сергеем Есениным, с Алексеем Толстым, с Василием Каменским, с Виктором Шкловским, с Михаилом Кузминым...» (Дневник моих встреч. Т.2. С.159).

[393x500]
Евгений Замятин

Первым в этом списке имя Замятина стоит отнюдь не случайно. С автором «Мы» Анненков связывала не только личная дружба, но и близость творческих, устремлений. Живопись и графика Анненкова этого периода является своеобразным «художественным аналогом» замятинской прозы (см. статью Е.Замятина «О синтетизме»).

[276x420]
Велимир Хлебников

Ю. П. Анненков. «Велимир Хлебников» (1914, Куоккала).
«Велимир Хлебников, мой близкий товарищ, — пишет Анненков в своих воспоминаниях, — был по сравнению с другими поэтами странен, неотразим и патологически молчалив. Иногда, у меня — в Петербурге или в Куокалле, мы проводили длинные бессонные ночи, не произнеся ни одного слова. Забившись в кресло, похожий на цаплю, Хлебников пристально смотрел на меня, я отвечал ему тем же. Было нечто гипнотизирующее в этом напряженном молчании и в удивительно выразительных глазах моего собеседника... Не нарушая молчания, мы не останавливали нашего разговора, главным образом — об искусстве, но иногда и на более широкие темы, до политики включительно. Однажды, заметив, что Хлебников закрыл глаза, я неслышно встал со стула, чтобы покинуть комнату, не разбудив его. — Не прерывайте меня, — произнес вслух Хлебников, не открывая глаз, — поболтаем еще немного. Пожалуйста!» («Дневник моих встреч»).

[356x600]
Владимир Маяковский

Ю. П. Анненков. «Владимир Маяковский».
«Маяковский принадлежал к группе футуристов... Наиболее глубоким был Хлебников, наиболее последовательным, ортодоксальным — Крученых, наиболее патетичным — Пастернак, наиболее сильным и человечным — Маяковский. Он был огромного роста, мускулист и широкоплеч. Волосы он то состригал наголо, то отращивал до такой степени, что они не слушались уже ни гребенки, ни щетки и упрямо таращились в беспорядке — сегодня в одном направлении, завтра — у другом. Тонкие брови лежали над самыми глазами, придавая им злобный оттенок. Нижняя челюсть плотоядно выдавалась вперед. Гордый своей внешностью, он писал: Иду — красивый, Двадцатидвухлетний... («Облако в штанах», 1915)» (Ю. П. Анненков. «Дневник моих встреч»).

[485x600]
Пастернак

[310x420]
Владислав Ходасевич

[449x600]
Айседора Дункан
В графических портретах художник демонстрировал виртуозное владение техникой, применяя то послушную линию, то мастерскую штриховку, то сплошное пятно, всегда подмечая самое яркое и характерное в облике своих героев. Эти изображения, порой крайне лаконичные, предлагают как бы "формулу" лица.

[460x576]
М.Горький

[377x600]
Георгий Иванов

[460x500]
Вс.Мейерхольд

[600x403]
Александр Блок в гробу. 1921

Ю.П.Анненков "А.Блок"
"В конце июля 1921 года прибежал ко мне Алянский и сообщил, что Блок теряет рассудок и что положение его безнадежно. Седьмого августа Блок скончался. Через час после его смерти пришло разрешение на его выезд за границу.
Говоря со мной однажды о смерти, Блок назвал ее тоже «заграницей», той, «в которую каждый едет без предварительного разрешения». Это звучало не очень ново, но вспомнилось с грустной иронией.
Как отозвалась официальная пресса на смерть Александра Блока? В газете «Правда» от 9 августа 1921 года появилась следующая заметка: «Вчера утром скончался поэт Александр Блок».
Все. Больше — ни одного слова.
Я провел наедине с трупом Блока не менее двух часов в его квартире на Офицерской улице. Сначала я плакал, потом рисовал его портрет."
Скончавшегося поэта рисовали многие — Л.Бруни, О.Форш, А.Менделеева, фотографировал М.Наппельбаум. Но самый страшный, самый трагический портрет создал Юрий Анненков. Это не «Блок на смертном одре», это портрет самой смерти.

В портретах наиболее полно выразился парадоксальный стиль Анненкова. Например, в живописном портрете М.А.Шерлинга (1918) он использовал кубистические сдвиги, сочетая их с превосходным, почти академическим рисунком.

[509x600]
Портрет фотохудожника М.А.Шерлинга

[443x600]
Портрет Кузмина

[383x600]
О.Глебова-Судейкина

Среди женских портретов того же времени выделяется образ Ольги Глебовой-Судейкиной с прихотливым рисунком небрежно-изысканной прически. «Коломбиной десятых годов» называет свою
подругу Ахматова. Чуковский вспоминает об Ольге Глебовой-Судейкиной так:«Нарядная, обаятельно женственная, всегда окруженная роем поклонников, она была живым воплощением своей отчаянной и эротически-пряной эпохи.

[446x600]
Анна Ахматова 1921

Ю. П. Анненков. «Анна Ахматова».... «Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы! Я сделал с Ахматовой в 1921-м году два портретных наброска: один — пером, другой — в красках, гуашью. Ахматова позировала мне с примерной терпеливостью, положив левую руку на грудь. Во время сеанса мы говорили, вероятнее всего, о чем-нибудь весьма невинном, обывательском, о каком-нибудь ни-о-чем... Об этом рисунке Евг. Замятин писал: «Портрет Ахматовой — или, точней: портрет бровей Ахматовой. От них — как облака — легкие, тяжелые тени по лицу, и в них — столько утрат. Они, как ключ в музыкальной пьесе: поставлен этот ключ — и слышишь, что говорят глаза, траур волос, черные четки на гребне» (Ю. П. Анненков. «Дневник моих встреч»)

[387x600]

Особое место в ряду женских образов в творчестве художника занимают портреты близких подруг,
спутниц жизни, муз и вдохновительниц его искусства. Очень личную,интимную тему восхищения и
преклонения перед женской красотой Анненков всегда решает с артистическим блеском.

[412x480]

[494x600]
Валентина Ивановна Мотылева 1917
Актриса МХАТ
Не случайно в альбом «Портреты» (1922), для которого были отобраны лучшие работы, художник включил несколько рисунков моделей. В сюжетах и деталях композиции присутствует интригующая недосказанность, поддержанная языком линий – изысканных и прихотливых в своем движении.Прекрасные женские тела лишь полуобнажены.

[450x600]
Модель 1920
Неразгаданным намеком оставлены художником инициалы «О.К.» на подвязке дамы за туалетом.

Еще один шедевр – на этот раз живописный –портрет Елены Анненковой, первой жены художника, танцовщицы–босоножки, последовательницы Айседоры Дункан, – хранится в собрании Русского музея.

[589x600]
Танцовщица 1917
портрет Е.Б. Гальпериной - Анненковой
Сложная поза модели обыграна футуристическим умножением силуэтов. Острота и графическая выразительность, свойственные живописным опытам мастера, присутствуют и здесь – но только «смягченные» нежным колоритом картины.

Через несколько лет Анненков создал еще более изысканно–откровенный портрет своей второй
жены, Валентины Мотылевой, подобно Венере являющейся в пене кружев. Здесь он использовал излюбленный прием неполного обнажения модели,придающий образу особую пикантность.

[439x600]
портрет В.Мотылевой 1920

Он выработал и свою собственную экспрессионистическую манеру близкую кубофутуризму, особенно остро проявившуюся именно в портретах. Подобный стиль характеризовал и творчество другого художника, Б.Григорьева. Этот стиль они называли «новым синтетизмом», или «неореализмом».
Один из талантливейших художников левого искусства, умело сочетавший в своем творчестве конструктивизм и реализм, Анненков был признан и обласкан новой властью. Перед ним открывались самые охраняемые двери: в 1917–1922 году он зарисовал с натуры А.Ф. Керенского, В.И. Ленина, Г.Е.
Зиновьева, К. Ворошилова, К. Радека, В. Антонова-Овсеенко, Л.Д. Троцкого, его зама — Эфраима Склянского и ряд других политических деятелей.

[250x356]
А.Керенский

[286x420]
«Владимир Ленин».
В 1921 по заказу советской власти писал Ленина (два двухчасовых сеанса с натуры), причем Ленин, считая себя «скромным журналистом», просил себя таким и изобразить, на что Анненков возразил: «О Ленине-журналисте, простите меня, я не задумывался, а писать портрет обывателя с бородкой я считаю сейчас несвоевременным».

[250x331]

[400x551]
В.А.Антонов-Овсеенко

[500x590]
Карл Радек

[453x543]
Луначарский
Выпустил альбомы «Портреты» (1922) и «17 портретов» (1926);

[426x600]
обложка книги "Портреты"
почти весь тираж последнего был — из-за наличия в нем «врагов народа» — уничтожен. Его живописный портрет Л.Д. Троцкого (1923, Центральный музей вооруженных сил, Москва) стал предверием «сверхчеловечески» — героичных образов вождей в тоталитарном искусстве.

[443x600]
Троцкий

[300x399]
Троцкий

[360x472]
5-метровый портрет Троцкого (не сохранен)

Анненковские "Портреты" - альбом, в котором неповторимые индивидуальности "моделей" складываются в блистательное и гротескное "целое", выразительное свидетельство о строе и сути русской культуры первых пореволюционных лет. Любая из этих работ обеспечила бы Анненкову место в истории искусства.
Юрий Ан­нен­ков, на­хо­див­ший­ся в рас­цве­те сво­е­го та­лан­та, ко­гда со­зда­ва­лись эти порт­ре­ты, был не толь­ко боль­шим ма­сте­ром, пси­хо­ло­гом, но и про­вид­цем. Вгля­ди­тесь, на­при­мер, в порт­ре­ты Вс. Мей­ер­холь­да и К. Ра­де­ка. Раз­ве не ле­жит на этих ли­цах пе­чать судь­бы, ка­ким-то чу­дом улов­лен­ная Ан­нен­ко­вым? А как за­дум­чи­во-груст­но гля­дит с ли­ста эс­тет и эру­дит А. В. Лу­на­чар­ский. Кстати, именно Луначарский написал предисловие к"Портретам" - http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/9902.php - , особенно интересное сейчас, когда мы, казалось так много знаем чего об изображенных Анненковым людях.

Анненков был, что называется, тысячеискуссником и весьма компанейским человеком. Жил полной жизнью - на пиру во время чумы. К счастью, художнику удалось своевременно покинуть тот лихорадочный и зловещий карнавал, одним из вдохновенных организаторов-распорядителей которого был он сам.
Летом 1924 г. Анненков поехал в Италию на открытие советского павильона на Международной выставке в Венеции.
Думал - на время, оказалось - навсегда.

[484x600]
Дворец Дожей Венеция

[600x373]
Паллаццо Дарио. Венеция

[466x600]
Коттедж с красной крышей в лесу


[491x600]
Стол для завтрака

[600x427]
Натюрморт с чайником

[600x459]
Натюрморт с креветками

[600x404]
Полночь в Париже

[476x600]
Вид на Париж из Медона 1920 годы

[346x600]
Серая композиция

[188x600]
Голубая композиция

В Россию он больше не вернулся.
В эмиграции деятельность Ан­ненкова была столь же много­гранна, как и в России. Он про­должал пополнять портретную галерею современников, писал пейзажи парижских предмес­тий, женские портреты и интерьеры­ в декоративно-плоскостной манере, опирающейся на игру цветовых пятен и конту­ров. С 1931 художник работал для русских и французских те­атров совместно с Н.Ф. Балиевым, М.А. Чеховым, Л.Ф. Мясиным, С. Лифарем и др. В го­ды немецкой оккупации Фран­ции он осуществил постановку опер «Пиковая дама» (1941), «Евгений Онегин» (1943) П.И. Чайковского и «Женить­ба» М.П. Мусоргского в Боль­шом зале Плейель.
[425x600]
эскиз костюма к повести Гоголя "Нос"

[600x389]
эскиз декорации к постановке "Нос"

[600x264]
эскизы костюмов к постановке "Нос"

В 1933 году Анненков обратился к кинематографу и за все время работы в кино принял участие в создании более 60 фильмов. В 1945 году он организовал в Синдикате техников французской кинематографии новую секцию художников по костюмам (createurs des costumes) и был её председателем в течение 11 лет. В 1954 году Анненков был номинирован на «Оскар» за костюмы к фильму Макса Офюльса «Мадам де**» (1954).

[450x600]
Дама в черном эскиз костюма 1949
[387x600]
Дама в голубом эскиз костюма 1949
Он пользовался популярностью и как портретист. К этому времени относятся его портреты И.Э.Бабеля, И.Г.Эренбурга, Ж.Кокто, М.Равеля, О.А.Спесивцевой и др.

[500x576]
В.Б.Шкловский

[318x420]
Ольга Спесивцева 1926

[288x343]
И.Бабель

[363x600]
Эйзенштейн

[456x600]
Портрет неизвестной в зеленом

Ну кто ты-парижанка иль гречанка.
Или российская дворянка?
Суровою судьбою брошенной в Париж
Твоя душа,спустя полвека,
Над Эйфелевою башнею парит.

[381x480]
портрет Рене Герра
Уже в старости Анненков встретился с юным Ренэ Герра, собиравшим вокруг себя последних могикан русской эмиграции, записывавшим их рассказы, коллекционировавшим рисунки, книги с подписями, а потом архивы. Рене в своих воспоминаниях написал немало интересного об Анненкове.

[600x441]
эскиз двойного портрета Яковлева

На протяжении всей жизни Анненков охотно обращался к эротическим темам. Рисунки обнаженных
моделей он подобно Б. Григорьеву планировал выпустить отдельным изданием. Но замысел остался
неосуществленным, и часть этих набросков украсила страницы возобновленного в эмиграции журнала «Сатирикон».
Кроме того, в эмиграции он всерьез занялся литературным творчеством. Под псевдонимом «Б. Темирязев» Анненков опубликовал ряд рассказов и повестей в русских эмигрантских журналах. В 1934 году в Берлине вышел в свет его роман «Повесть о пустяках» и ""Рваная эпопея", где речь идёт о катаклизмах отечественной истории первых десятилетий ХХ века.

[427x300]

Своей многолетней работе в театре и кино художник посвятил две написанных по-французски книги: «Одевая кинозвезд» (1951) и «Макс Офюльс» (1962). В 1966 году в Нью-Йорке вышел двухтомник его воспоминаний, озаглавленный «Дневник моих встреч: Цикл трагедий», который представляет серию ярких литературных портретов русских писателей, художников, музыкантов.(http://www.teatr-lib.ru/Library/Annenkov/daybook_1/ )

Автопортреты

[533x550]
Автопортрет 1910 Государственный Русский музей

[525x600]
Автопортрет

[476x600]
Автопортрет

[301x500]

Автопортрет

[300x408]

[400x453]

[305x420]

[493x600]
автопортрет с сестрой З.П.Анненковой

[600x400]
У мольберта
Умер Ю.П. Анненков в Париже в 1974 году.
[300x400]

Первая русская эмиграция для «левой» Франции 50-х – 70-х годов была не в чести. По рассказам того же Герра молодая вдова Анненкова, пытавшаяся продать после его смерти картины и архив, столкнулась с тем, что они никому не были нужны. А когда она неожиданно умерла год спустя, были свалены в загородный амбар ее родственника, чтобы всплыть недавно на Сотбис, будучи уже проданы за большие деньги.


http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/annenkov_yu.php
http://annensky.lib.ru/memory/annenkov.htm
http://s

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ю.П.Анненков (1889 - 1974) | Лариса_Бабуркина - Дневник Lorchenburg | Лента друзей Лариса_Бабуркина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»