✨Сибирский «Отшельник», который рисовал на бересте голубикой. Художник Герман Завьялов (1937-2016)

Свое прозвище "Отшельник" сибирский художник Герман Завьялов (1937-2016) получил из-за тяги к путешествиям. Много лет, до зрелого возраста и болезни, этот живописец работал, причем невероятно плодотворно, находясь в одиночных плаваниях по великим и малым рекам Сибири. Особенно привлекала Обь. На большом катере Герман Николаевич оборудовал мастерскую и подолгу работал прямо в ней, не сходя на берег. А еще Завьялов известен путешествием в одиночку под парусом вдоль побережья Ледовитого океана – до того, как это сделал Федор Конюхов.
Всего художником написано около 3000 работ, большая часть из которых находится в сибирских музеях – в основном художественном и краеведческом музеях Томска, где Герман Николаевич жил и работал более полувека. По преимуществу это разноплановые пейзажи, но встречаются портреты и натюрморты.
Первые рисунки будущий живописец сделал, еще ребенком, на бересте – наносил изображение соком клюквы и голубики, грибом чагой. Детство он провел в северной деревне недалеко от Сургута, в большой семье, родители работали учителями. Мама возглавляла интернат для детей представителей народов Севера.
По окончании Пензенского художественного училища, а затем легендарной «Суриковки», Герман Завьялов вернулся в Сибирь, чтобы писать работы, посвященные природе этой суровой земли, труду человека на ней, переменам, которые приносит в жизнь края освоение месторождений нефти и газа. К добру ли эти перемены? Размышления нашли выход в картине «Сургутский край», где нефтеналивные баки вплотную придвинулись в деревне, как будто наползая на деревянный петушок избяной крыши. Интересно, что автор сначала хотел назвать работу «Последние петушки».
Художник совершал путешествия и на юг, в Крым, в основном зимой, так как его не очень привлекали летние южные краски. «…Свет, цвет все понимают по-разному. Южные художники, например, армянские, грузинские, все видят ярко, наверное, у них наследственность такая. Но в яркости, в разнообразной цветовой гамме, на мой взгляд, теряется цельность картины", - говорил он в интервью.
Более родной и близкой казалась северная палитра, в которой, на наш взгляд, даже серый цвет не воспринимается как холодный и неуютный. Что же касается белого, то у Германа Завьялова была удивительная способность передавать богатство его оттенков на холсте, не зря еще одним прозвищем Германа Николаевича, со студенческих лет, было «белый художник».
Герман Николаевич Завьялов (8 октября 1937, деревня Зарянка тогда ещё Тюменского района Омской области — 21 февраля 2016, Томск) — сибирский живописец, путешественник. Член Союза художников России (1970). Заслуженный художник Российской Федерации (с 12.2007).
Сибирский порт
Пейзаж с лосями

Старые самовары

Портрет промысловика Осипова

Ранний снег

Судак

8 Марта. Утро

Старая Ладога
Встречаются и яркие полотна – на них часто изображена короткая сибирская осень, готовая в любой момент смениться холодами.

Осенний пейзаж с лодкой
В любимом Томске художник провел огромное количество персональных выставок – начиная с 1977 года почти каждые 10 лет. Часть денег от продажи работ он тратил на благотворительность.
Источник
И еще несколько работ, которые я нашла в интернете
                
Герман Завьялов.Родимый дом
[показать]

Герман Николаевич Завьялов (08.10.1937-21.02.2016)Автопортрет
Герман Николаевич Завьялов в мастерской за работой.
Свои картины сибирский художник Герман Завьялов привозит из ежегодных одиночных плаваний по сибирским рекам вот уже много десятков лет. Мастерская оборудована прямо на 18-метровой яхте, где он пишет этюды, не сходя на берег. Еще до знаменитого путешественника Федора Конюхова Завьялов проплыл в одиночку на парусах вдоль побережья Ледовитого океана, бороздил Восточно-Сибирское море, боролся со штормами на великих сибирских реках.
Первые картины будущий художник в начале 40-х годов 20 века рисовал чагой, клюквой и голубикой по бересте. Сегодня сотни живописных полотен Завьялова хранятся в коллекциях по всему миру - на них тайга, нефть, социалистическая Сибирь, якутские охотники и суровые промысловики.
"Картина — мое отражение мира, мое восхищение миром. Но не просто какой-то куст нарисовать, а передать, что этот куст эмоциональное навевает, почему душа откликнулась. Но свет, цвет все понимают по-разному. Южные художники, например армянские, грузинские, все видят ярко, наверное, у них наследственность такая. Но в яркости, в разнообразной цветовой гамме, на мой взгляд, теряется цельность картины", - рассказывает он в газетном интервью.
Источник
|
|
|