Своим происхождением термин "магический реализм" обязан немецкому искусствоведу Францу Роху, который выпустил в 1925 году монографию "Постэкспрессионизм ("магический реализм")". Первоначально применялся только к произведениям живописи. Особенности литературного жанра - придание магическому статуса реального, соединение реального и волшебного, связь с народными верованиями, фольклором, специфическая "наивность", микс архаики и авангарда с элементами постмодернизма. От фантастики магический реализм отличается обыденностью, повседневностью того, что может показаться фантастическим.
Долгое время ассоциировался лишь с творчеством латиноамериканских писателей. В этой подборке я собрала не только любимые латиноамериканские романы, но и самые удачные на мой взгляд европейские и американские магическореалистичные романы и сборники рассказов.
Сербский прозаик Милорад Павич принадлежит к числу крупнейших писателей XX-XXI веков, это поистине знаковая фигура современной культуры. "Хазарский словарь" - одно из самых необычных произведений в истории мировой литературы. Эта книга выходит за пределы традиционного линейного повествования, приближаясь к электронному гипертексту. Недаром критики писали о Павиче как о "рассказчике, равном Гомеру", а саму книгу назвали компьютерной "Одиссеей". Именно "Хазарский словарь" принес автору мировую известность. Реальность, созданная в романе, организована по принципу словаря-лексикона, объединяющего различные языки и культуры: христианскую, мусульманскую и иудейскую. |
||
"Книги Горана Петровича можно назвать самыми редкими по своему вкусу плодами, выросшими сегодня в саду сербской литературы. В них проявилась сила и фантазия того поколения, которое беззлобно и радостно сопротивляется данной ему реальности мира… Сегодня такие книги подобны горсти соли, оставленной на черный день и найденной тогда, когда пришло время трудностей и нищеты." Милорад Павич |
||
Мировая литература ограничена творениями двух великих слепцов - Гомера и Борхеса, один из которых стоял у ее колыбели, а второй - у смертного одра. Прозу Борхеса составляют новеллы - фантастические, психологические, приключенческие. Автор сам составил ихв сборники, и состав этот никогда не был случайным, но содержал в себе хитроумный замысел. По сути, каждый из сборников Борхеса - это мета - роман. `Алеф` (1949) - одна из вершин великого аргентинца. Помимо заглавной новеллы, в книгу вошли такие шедевры,как `Бессмертный`, `Заир` и `Письмена Бога`. |
||
Странная, поэтичная, причудливая история города Макондо, затерянного где-то в джунглях, - от сотворения до упадка. |
||
Перед вами - рассказы Хулио Кортасара. Рассказы, в которых реальность и притча, фантазия и обыденность легко и тонко сплетаются в причудливые литературные лабиринты, а магия Слова творит поистине чудеса с читательским восприятием. |
||
В настоящее издание вошли лучшие рассказы, созданные в XX веке такими широко известными латиноамериканскими прозаиками, как Борхес, Гарсия Маркес, Астуриас, Карпентьер, Лугонес, Арреола, Лесама Лима, Мухика Лайнес, Рибейро и др. По разнообразию сюжетов, творческих манер, подбору авторов данный сборник является уникальным не только в нашей стране, но и в мире. |
||
Сборник "Глаза Иуды" включает в себя рассказы, созданные "латиноамериканскими магами" в конце XIX - начале XX века. В тот период, который предшествовал расцвету прозы в Латинской Америке и без которого этот самый расцвет не смог бы состояться. В конце XIX столетия на континенте появилась целая плеяда писателей, чей голос был услышан вскоре людьми всего мира. Это, прежде всего, - Хосе Марти, Рубен Дарио, Леопольде Лугонес, Орасио Кирога. В настоящее издание вошли рассказы этих и многих других "магов", насквозь пронизанные мистикой столь близкой и естественной для латиноамериканского континента, где под ярким голубым небом трудно различимы границы между легендами и мифами, воображением и явью, миром живых и миром мертвых. |
||
"Дом духов" - это волнующее эпическое повествование об истории семьи Труэба. Здесь все реально и все волшебно, начиная с девушки с зелеными волосами, наделенной даром ясновидения: реальный пласт с уютом семейного дома, жизнью многострадальной страны, политическими бурями и тяжким трудом, стихией бунта, доверием, предательством, расстрелами, пытками, судьбой Поэта, за которой просматривается история певца Виктора Хары, и отражение этого зримого мира в волшебном зеркале предчувствий, роковых предсказаний, безумной страсти, которой не в силах помешать даже смерть. |
||
Эта книга всемирно известного аргентинского писателя Эрнесто Сабато по праву считается лучшим аргентинским романом XX века и великолепным образчиком так называемого "магического реализма", начало которому вместе с Сабато положили Кортасар, Борхес, Амаду, Маркес, Альенде. Роман отличает по-детективному острый, захватывающий сюжет, напряженное развитие действия, герои которого стоят на грани между жизнью и смертью, между реальностью и фантастикой. |
||
Жемчужина латиноамериканской прозы. |
||
Изысканный мастер любовных и кулинарных историй Лаура Эскивель своим последним романом доказывает, что ей подвластны самые разные жанры. В своем новом блюде она смешала в нужных пропорциях любовный сюжет и историческую основу, мифологию и этнографический колорит. |
||
Алехо Карпентьера (1904-1980) критики называли Колумбом от литературы. Он открыл свой Новый Свет - таинственный, магический, наполненный мифами, негритянскими божками, ритуалами вуду. По мнению некоторых музыковедов, его проза выстроена в форме классической сонаты. И музыка, которую оставил нам гениальный кубинец, до сих пор звучит современно. |
||
В книгу Карлоса Фуэнтеса, известного мексиканского писателя, лауреата Международной премии им. Сервантеса, вошли рассказы сборника "Замаскированные дни" и повесть "Аура", воспроизводящие мистическую связь современных людей с древними верованиямииндейцев, а также знаменитый роман "Смерть Артемио Круса" - о нищем солдате-революционере, который стал промышленным магнатом и миллиардером. |
||
Книга-явление. |
||
Что-то сместилось, а каким образом... выразить это словами не берусь... произошло именно смещение: пространство и время... сдвинулись... |
||
Роман "Последний мир" вышел в свет в 1988 г. и сразу же принес своему автору, 34-летнему К.Рансмайру, мировую известность. Книга рассказывает о судьбе римского поэта Овидия, сосланного императором Августом на край света, в причерноморский городок Томы, иперед отъездом в ссылку, по преданию, сжегшего свою знаменитую поэму "Метаморфозы". В романе причудливо переплетаются реальность Древнего мира, миф и современность; герои Овидиевых "Метаморфоз" воплощаются в обитателях захолустного городишка... Гибнут цивилизации, меняется лик мира, но творческий гений жизни необорим и вечен - таков пафос этого романа, написанного прекрасным ярким языком. |
||
Родиться гением в сельской глуши, где тебя считают выродком, постичь тайны музыки и органной игры, не зная нотной грамоты, самозабвенно любить и не быть любимым, пережить первый и единственный успех у знатоков, чтобы через несколько дней неслыханным образом лишить себя жизни — такова история героя книги современного австрийского писателя Роберта Шнайдера. Со дня выхода в свет в 1992 году роман «Сестра сна» был переведен на 24 языка, отмечен целым рядом литературных премий, лег в основу фильма, балета и оперы. |
||
«Aмок». «Женщина и природа». «Фантастическая ночь». Три экспрессионистских новеллы Стефана Цвейга. Три «новеллы настроения». Три новеллы «крайних ситуаций», в которых читатель (как и рассказчик) поистине теряет чувство реальности — и вынужден пребывать в весьма странном, причудливом мире темных фантазий и яростных, обнаженных эмоций. |
||
Мишель Сарр безвозвратно лишился прошлого. Обрезок кинопленки с гипнотическим женским лицом - его единственный компас в сюрреалистическом дрейфе от Лос-Анджелеса с занесенными песком хайвеями через Париж, освещенный лишь огнями уличных костров, к Венеции, где в пересохших каналах устраивают велогонки. И если Мишель жаждет вернуть память, то его дед Адольф Сарр, бывший вундеркинд немого кинематографа, бежит памяти о том, как в 1920-е годы снимал утраченный, казалось бы, безвозвратно шедевр "Смерть Марата"… |
||
Они - боги, но не святые. Они живут на этой земле, среди нас, практически вечно, однако им свойственны все наши грехи, все наши муки. Они точно так же ведут войны - очень жестокие и кровопролитные... |
||
Впервые на русском - новый роман выдающегося американского магического реалиста Люциуса Шепарда, автора бестселлеров "Кольт полковника Резерфорда" и "Валентинка". |
||
Принято считать магический реализм безраздельной вотчиной латиноамериканских мастеров слова. Однако жанр, краеугольный камень которого - искусное сочетание несочетаемого, явил плодотворную почву для всевозможных смелых экспериментов. |
||
![]() |
Впервые на русском вступительный роман «Иерусалимского квартета» Эдварда Уитмора, безупречно ясного стилиста, которого тем не менее сравнивали с «постмодернистом номер один» Томасом Пинчоном и южноамериканскими магическими реалистами. Другое отличие что, проработав 15 лет агентом ЦРУ на Дальнем и Ближнем Востоке, Уитмор знал, о чем пишет, и его «тайная история мира» обладает особой, если не фактической, то психологической, достоверностью. В числе действующих лиц «Синайского гобелена» двухметрового роста глухой британский аристократ, написавший трактат о левантийском сексе и разваливший Британскую империю; хранитель антикварной лавки Хадж Гарун араб, которому почти три тысячи лет; ирландский рыбак, которому предсказано стать царем Иерусалимским; отшельник, подделавший Синайский кодекс, и еще с десяток не менее фантастических личностей... |
|
"Возлюбленная", самый знаменитый роман Тони Моррисон, ее первый бестселлер, награжден Пулитцеровской (1988), а затем и Нобелевской премией (1993). |
||
Роман “Дети полуночи” трижды получал премию “Букер”: в 1981 году как лучший роман, в 1993 и 2008 годах — к 25-й и 40-й годовщине премии как лучшее произведение из всех, ее получивших. Это роман-аллегория, рассказ об обретшей независимость Индии и о поколении, которое родилось уже в свободной стране. Это и миф, и притча, и фантасмагория, где переплетены трагическое и комическое, сатира и пафос, авантюра и драма, многоплановое повествование, рассказывающее о жизни главного героя, Салема Синая, и об истории Индии и отчасти Пакистана с 1910 по 1976 год. |
||
Бог пауков Ананси. |
||
Впервые на русском один из знаковых романов мастера британского магического реализма, автора таких интеллектуальных бестселлеров, как "Зубная фея" и "Курение мака", "Скоро будет буря" и "Правда жизни". |
||
Сонное спокойствие маленького французского городка нарушено приездом молодой женщины Вианн и ее дочери. Они появились вместе с шумным и ярким карнавальным шествием, а когда карнавал закончился, его светлая радость осталась в глазах Вианн, открывшей здесь свой шоколадный магазин. Каким-то чудесным образом она узнает о сокровенных желаниях жителей городка и предлагает каждому именно такое шоколадное лакомство, которое заставляет его вновь почувствовать вкус к жизни. |
||
Магическая субстанция позволяет героям "Чая из трилистника" проникнуть внутрь знаменитой картины Яна ван Эйка "Двойной портрет Арнольфини", и они обретают способность с предельной ясностью воспринимать окружающее. Хитросплетения сюжета и многослойность тематики (средневековая цветовая символика, жития святых, судьбы Ирландии) превращают повествование в замысловатое кружево. Все связано со всем, и весь мир можно увидеть в капле воды - как считал Артур Конан Доил, который также является одним из героев этой удивительной и волшебной книги. |
||
На окраине города, среди стандартных новостроек, стоит Серый Дом, в котором живут Сфинкс, Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный и многие другие. Неизвестно, действительно ли Лорд происходит из благородного рода драконов, но вот Слепой действительно слеп, а Сфинкс - мудр. Табаки, конечно, не шакал, хотя и любит поживиться чужим добром. Для каждого в Доме есть своя кличка, и один день в нем порой вмещает столько, сколько нам, в Наружности, не прожить и за целую жизнь. Каждого Дом принимает или отвергает. Дом хранит уйму тайн, и банальные "скелеты в шкафах" - лишь самый понятный угол того незримого мира, куда нет хода из Наружности, где перестают действовать привычные законы пространства-времени. |
||
Ида Змойро - героиня нового романа Бунды "Синяя кровь" - прекрасный художественный двойник реальной актрисы советского кино сороковых годов прошлого века Валентины Караваевой. Очень быстро ставшая звездой, Караваева столь же быстро сгорает в зените славы. Сталинская премия, стремительный взлет карьеры, приглашения в постановки ведущих европейских театров, брак с английским атташе Джорджем Чапменом - и тут же чудовищная автокатастрофа, навсегда обезобразившая лицо красавицы. Развод, возвращение в Союз, старость в новой, постперестроечной России. Буйда превращает реальную трагическую судьбу в прекрасную легенду. Сотворенный вокруг Караваевой и ее времени миф завораживает и пленяет. А литературное мастерство, с которым написан роман, вряд ли оставит равнодушными даже самых искушенных ценителей слова. |