Итак, голос совести — это голос Бога. Это наиболее веский аргумент и бесспорное доказательство наличия духовного начала в человеке. Голос совести можно услышать уже в раннем детстве. Он действительно очень тих, но становится отчетливее, если прислушаться и довериться ему. И наоборот, пренебрегая им, мы удаляемся от него, делая его звучание всё глуше и глуше, пока напрочь не заглушаем свою совесть. Этот голос молчит, когда с нами, то есть с нашей душой, всё в порядке. Ему нет нужды жужжать, докучая нам, словно назойливая муха, если мы не допускаем ошибок на своём жизненном пути. Но стоит сбиться с курса, как он тут же даст нам знать своим предостережением об опасности. Это духовный компас, стрелка которого безупречно определит верное направление нашей жизни. Это наш персональный спаситель до того момента, пока мы глубоко не осознали гибельность своего курса.
Голос совести можно спутать с другими душевными побуждениями, например, с интуицией. Собственно говоря, совесть — это также интуиция, но духовная. Она призвана сберечь нашу индивидуальность, поэтому требования её всегда возвышенны и бесполезны в смысле личной выгоды. Она всегда уводит нас от эгоизма. Это, своего рода, ангел-хранитель нашей души. Интуиция тоже может проявиться в роли ангела-хранителя, но самой жизни, нашего физического существа.
Чаще всего совесть действует в нас эмоционально через стыд. Герой одного кинофильма говорил: “Стыд — вот чувство, которое спасёт человечество!”. Действительно, когда незрелому человеку стыдно — это свидетельствует о том, что душа его ещё жива. Бесстыдный же человек вполне может оказаться лишённым совести. Стыд — своего рода звонок будильника, заставляющий человека проснуться и задаться вопросом: “Что со мной не так?”; приглашение к самопознанию (когда человек созревает к сознательному самопознанию, тогда им (сознательным самопознанием) совершенно естественно замещается механизм стыда, в нём больше нет нужды). Но стыд — это ещё и боль. Именно эта его грань поможет нам во многом разобраться...