Россия во все времена изобиловала талантами. Много громких имен знаменитых российских мастеров-ювелиров остались в истории и составляют гордость нашей страны и по сей день. Они звучат в залах мировых музеев, на крупнейших международных аукционах, среди знатоков, ценителей и частных коллекционеров. Эти имена широко известны, но есть и другие, поистине блестящие имена, знакомые, в силу обстоятельств, в основном специалистам и историкам.
Одним из таких мастеров был Иосиф Маршак — один из крупнейших ювелиров Российской империи конца ХIХ в., знаменитый своими великолепными произведениями, получившими признание не только в России, но и далеко за ее пределами.
К сожалению, в нашей стране сохранилось не много шедевров Иосифа Маршака и его имя больше известно в среде искусствоведов, антикваров и знатоков, чем широкой публике. Однако, его произведения можно увидеть в Музее исторических драгоценностей Киево-Печерской Лавры, в других киевских музеях. В Московском Кремле в каталогах Оружейной палаты также числятся замечательные экспонаты с клеймом Маршака
Что первым приходит на ум, когда мы слышим эту фамилию – Маршак? Конечно, замечательные стихи и переводы советского поэта. Однако в конце XIX века никто не цитировал бы «вот какой рассеянный с улицы Бассейной». Имя Иосифа Маршака, «киевского Картье», когда-то звучало по всей Российской империи и ассоциировалось с роскошью, головокружительным успехом и невероятной любовью к своему делу…
Иосиф Абрамович Маршак (1854; село Гнатовка, Киевский уезд, Киевская губерния, Российская империя — 9 [22] августа 1918; Киев, Украинская Народная Республика) — купец, ювелир, меценат. Один из крупнейших конкурентов Фаберже. Основатель ювелирного дома «Маршак», который имел 92 здания и производил более половины золотой продукции в Юго-Западном крае Российской империи. Киевский купец I гильдии. Многократный призёр различных выставок. Первым во всей России доверил женщинам работать в ювелирном деле. На свои деньги содержал учебное заведение (хедер).


Надо сказать, что Иосиф Абрамович Маршак действительно приходился родственником Самуилу Яковлевичу Маршаку – двоюродным дядей.


Иосиф родился в бедной семье Абрама Исаковича и Фени Лазаревны Маршак. Он был старшим ребёнком, у него была сестра и четыре брата. В 14 лет перебрался в Киев и пошёл работать подмастерьем в ювелирной мастерской, со временем стал помощником мастера. Связал себя супружескими узами в 19 лет с девушкой по имени Лия. В дальнейшем у них родились двое сыновей — Александр и Владимир
.
2 мая 1878 года открыл собственную мастерскую в Киеве на Подоле. Первое время работал один, через год перебрался на Крещатик и смог расширить дело, взяв подмастерье и учеников. Поначалу Маршак только производил украшения и реализовывал их через магазины других мастеров и торговцев.


Молодой семье постоянно не хватало денег, а ведь карьерные устремления Иосифа требовали немалых расходов. Сто рублей из приданого жены да заложенный в ломбард костюм – вот и весь «бюджет», потраченный на создание простенькой золотой цепочки...
В течение следующих 10 лет он существенно расширил своё дело: набрал новых мастеров, заработал авторитет в своём кругу, побывал на выставках ювелирного искусства в Германии и Франции, внедрил новые подходы в производстве. В частности, выполнение операций по гравировке, которые требовали предельной аккуратности и концентрации, он первым стал поручать мастерам-женщинам.


Постепенно мастерская Маршака переросла в большую фабрику, которая вскоре начала осваивать новые рынки — сначала ювелирные изделия продавались в Киеве, Полтаве, Харькове и Тбилиси, а со временем также в Москве, Петербурге и Варшаве, крупные магазины которых были главными заказчиками киевского ювелирного дома. Продукцию Маршака высоко оценивали на профильных выставках — в 1893 году в Чикаго и в 1894 году в Антверпене его работы были отмечены дипломом и медалью.


Со временем Маршак добавил к ювелирному делу ещё и часовое, выкупив бизнес у одного швейцарца (сначала Маршак арендовал, а потом и выкупил у него помещение с цехами). Также Маршак открыл в Киеве ремесленную школу, в которой готовил высококвалифицированных ювелиров и огранщиков. Иосиф Маршак был одним из главных конкурентов Карла Фаберже, его даже стали называть «Киевским Картье». Его изделия — украшения, сервизы, часы и прочие произведения ювелирного искусства — преподносились в подарок обеспеченным людям, представителям дворянства и купечества, а также императорской семье

. Семейство, которое за эти годы обзавелось уже несколькими наследниками, переехало в большую квартиру на Крещатике. Имя Маршака гремело по всей стране, его изделия получали высшие награды на всемирных выставках в Европе и США… Его магазины открывались в Киеве, Полтаве, Харькове, Тбилиси, а чуть позднее появились в Москве, Петербурге и Варшаве.
Брошь-бабочка.

Брошь-бабочка.
В 1899 году на фабрике случился пожар. Убытки казались катастрофическими. Но, как птица Феникс, Маршак буквально возродился из пепла. Он заново отстроил и расширил помещения, закупил новое оборудование, изменил подход к организации работы, чтобы сотрудники работали эффективнее, а уставали меньше – надо сказать, фабрика всегда отличалась бережным отношением к людям.
Брошь в форме головы птицы.
Иосиф Маршак занимался обучением молодых ювелиров. Фабрика за годы своего существования выпестовала не меньше трех сотен учеников – и учениц. Иосиф Абрамович был активным сторонником женского образования. Многим из них в дальнейшем он предоставил и рабочие места, первым в стране допустив женщин к работе на ювелирной фабрике – Маршак считал, что мастерицы обладают лучшей концентрацией и работают аккуратнее.

К тому же ему самому на заре карьеры помогала любимая супруга… Кроме того, ювелир открыл в Киеве ремесленную школу и содержал на свои деньги хедер. Он много путешествовал, всю жизнь не переставал учиться новому, регулярно переоснащал производство по последнему слову техники, трепетно относился к моде – ведь нужно соответствовать желаниям публики!

Изделия фабрики были призваны не только украшать, но и вызывать возгласы удивления. Фабрика же тем временем «разрослась» почти до сотни мастерских и филиалов, а трудилось на ней сто пятьдесят мастеров! Маршака без тени заискивания называли «киевским Картье». Фабрика с годами начала выпускать не только драгоценности, но и часы, сервизы, лупы и перочинные ножики, памятные сувениры из благородных металлов… Предприятие Маршака достигло таких высот, что конкуренции с мастером не выдержал сам Фаберже. «Двум медведям в одной берлоге не место!» - ворчал великий Карл, покидая Киев. Однако, несмотря на жестокое соперничество, ювелирам удалось сохранить теплые дружеские отношения.
Кольцо и колье от ювелирного дома Маршак.
Чем же пленяли публику творения ювелирного дома Иосифа Маршака? Потрясающим качеством исполнения и смелостью решений, изобретательностью конструкции и красотой материала. Все самое лучшее – экзотический жемчуг и невероятной чистоты бриллианты, магические оттенки изумрудов и сапфиров… Некоторые украшения, созданные Иосифом Маршаком, по стоимости не уступали целому поместью. Но и «простым смертным» удавалось раздобыть что-нибудь «от Маршака» - декоративную шкатулку, булавку…
Современное и старинное кольцо от ювелирного дома Маршак.
В 1913 году Николай II посетил Киев в рамках празднования 300-летия дома Романовых. Ему преподнесли роскошные драгоценные дары, и все они были выполнены на фабрике Маршака. Особенно выделялась серебряная модель Педагогического музея – удивительно точная и тонко выполненная. Сохранились упоминания и о механической ювелирной модели парохода «Держава».
Осьминог - один из самых известных образов в украшениях возрожденного дома.
У Иосифа Маршака было 8 детей. Когда он умер в 1918 году от рака, то оставил завещание, по которому его состояние распределялось между детьми, а часть денег — 1 миллион рублей — отдавалась на благотворительность и поддержку работников его фабрики. После революции фабрика была экспроприирована советской властью.

Сразу по приезде в Париж Александр Маршак открывает ювелирный салон на престижной улице де ля Пэ (rue de la Paix) в доме № 4, всего в нескольких шагах от площади Вандом и отеля Ритц, который сразу приобретает широкую известность среди богатых иностранцев.
[показать]
[показать]
Некоторое время Александр Маршак работает вместе с Робертом Линзелером, затем один, но вскоре к нему присоединяется, правда ненадолго, один из его племянников — Грегуар Маршак. Унаследовав секреты мастерства своего отца Иосифа, Александр великолепно создаёт уникальные вещи в духе своего времени, в стиле «Арт Деко» в сочетании с русскими традициями, смешивая идеи Палеха и современные чисто геометрические формы. Вскоре его популярность растёт, он завоёвывает многочисленные награды на салоне «Ар-Деко» в 1925 году.
[показать]
Сразу после войны Александр Маршак приглашает Александра Диринжера, талантливого художника с богатым прошлым, известного ещё с давних времен по улице де ля Пэ, который остается в компании источником креативности и творческих идей до конца 60-х годов. Год спустя, к Дому Маршака присоединяется Жак Верже. Настоящий профессионал, Жак Верже, родом из семьи ювелиров-часовщиков, страстный поклонник ювелирного мастерства, обладает особым чутьём: способностью из тысячи рисунков точно узнать оригинал и указать на самое креативное и многообещающее изделие…
[показать]
Он моментально втягивает в себя тогдашний парижский воздух и мгновенно чувствует царившие в то время дух и атмосферу. Александр Маршак блестяще восстанавливает салон Маршака в Париже и марка сияет с новой силой; Жак Верже перенимает факел Иосифа, чтобы отправиться на завоевание Соединённых Штатов Америки. С этого момента идеи Маршака будет жить благодаря тесному сотрудничеству Жака Верже и его творцов. Александр Маршак уходит на пенсию в 1970 году.


. Александр в свое время получил образование в Парижской школе искусств, а затем служил на австрийском фронте – разведчиком и военным фотографом. Непростой опыт, полученный в столь молодые годы, придавал художественному таланту младшего Маршака оттенок драматизма.

Украшения в стиле ар деко.
«Завтрак у Тиффани», так называется кинокартина, в начале которой, рано утром Одри Хепбёрн завтракает в вечернем наряде, созерцая витрины знаменитого Дома ювелирного искусства «Тиффани», наполненные бриллиантами, на Пятой Авеню в Нью-Йорке. Этот знаменитый фильм, снятый в 1961 году, станет девизом целого поколения. Молодые женщины из высшего американского общества 60-х годов обожают роскошь, моду, ювелирные изделия, камни, внушительные оправы, которые они без тени сомнения надевают прямо с утра. Это эпоха эйфории, ничего не кажется слишком роскошным.
[показать]
[показать]
Жак Верже это быстро понимает и предлагает своей американской публике соответствующие изделия, шикарные и разноцветные. Объёмные кольца, усыпанные бриллиантами, изумрудами, сапфирами, напоминают маленькие подушечки, тонко отделанные гирляндами камней, изумрудный орнамент в виде зелёной листвы, рубиновые гроздья смородины, поддерживающие центральный камень — красный, зелёный, голубой, в зависимости от тональности кольца. Каждое изделие уникально, дамы Нью-Йорка пленены, на очереди парижанки
[показать]
Большим новаторством для той эпохи становятся броши в форме грозди или кисти, струящихся оттенков (рубиновые, изумрудные, сапфировые, бриллиантовые), часто украшенные бабочками или цветками. Прелесть этих «изделий-предметов» принесут огромный успех Дому Маршака, идущему вразрез с традиционными идеями французского ювелирного искусства, более условного.
[показать]
Ювелирное изделие должно быть украшением, дополнением женщины, оно призвано делать её красивой, элегантной, и сливаться в единой гармонии со своей хозяйкой… Цена камня не имеет значения, если надо, он может быть вставлен в оправу головкой вниз, чтобы приобрести особый свет, новое сияние и смелый современный вид. Это полностью новая «философия» ювелирного творения, красота и эстетика ставятся на первое место и имеют большее значение, чем сама стоимость камня; оригинальность рисунка и мастерство исполнения играют большую роль, чем чистота самого бриллианта.
[показать]
Жак Верже возрождает также производство многочисленных настольных принадлежностей, таких как шкатулки, украшения для стола, разрезные ножи для бумаги, лупы, соблюдая творческие традиции Иосифа Маршака 1890 года.
[показать]
Еще один из сыновей Иосифа, Владимир, пытался открыть филиал ювелирного дома в Берлине – но не преуспел. После Второй Мировой бразды правления принял ювелир Жак Верже, благодаря которому ювелирный дом вышел на африканский и ближневосточный рынки. Верже предлагал женщинам роскошные, на грани допустимого, украшения – гроздья бриллиантов и изумрудов, слепящее сияние, целые ювелирные композиции, где сверкающие бабочки и цветы соревновались друг с другом в яркости оттенков… Особенно идеи Верже пришлись по вкусу обеспеченным американкам, но покорили сердце и марокканского короля Хасана II, заказы которого возрожденный дом Маршак выполнял на протяжении многих лет.
Украшения с отсылкой к ар деко.
Несмотря на свою сложную историю – постоянная смена владельцев, кризисы и даже банкротство! – бренд существует и по сей день. Сегодня он считается одним из самых прогрессивных благодаря использованию новейших материалов и технологий – как, быть может, и мечтал его основатель. Не так давно современные творения ювелирного дома Marchak стали доступны и в странах СНГ.


Маршак ( Marchak) — компания-производитель предметов роскоши и ювелирных изделий. Основана в 1878 году И. Маршаком. Главный офис компании расположен в Париже. Ювелирный дом Маршака имеет официальные представительства в США, Японии, Австралии, во Франции и России.