Баккара́ — марка хрусталя и его производство во Франции.
Компания Баккара более двух сотен лет устанавливает высочайшие стандарты, развивая сильные стороны декоративного искусства. Стекольные мастера в своем стремлении создавать прекрасное превращали в произведения высокого искусства предметы заурядные, сугубо утилитарные: стаканы, вазы, графины, фужеры.
В 1839 году мануфактура впервые выставила изделия из цветного хрусталя. С тех времен красочная палитра сияет мягким аквамарином и розовым танго, аметистовым и янтарным цветом, магическим цветом «оникс» – черный хрусталь. Его составляющие находятся под строгим секретом.
С 1887 года, когда была сделана эта фотография, работа стеклодувов на фабрике мало изменилась.
Но совсем не каждое хрустальное производство смогло так плотно вписать свое имя в историю, как это удалось Baccarat. Основанное предприимчивым епископом Монморанси-Лавалем –оно быстро стало основой экономики региона, который до того был знаменит только охотничьими угодьями
Здание горячего цеха на фабрике в местечке Баккара построено в 1881 году.
К Французской революции фабрика выглядела уже почти так же, как сейчас (двор каре, замыкаемый с одной стороны зданием горячего цеха, а с другой – господским домом, и бараки рабочих по сторонам), но выпускали там только обычное стекло. На хрусталь Baccarat переориентировалась в 1816 году, когда досталась бельгийскому промышленнику Эме-Габриелю д’Артигу, который привез с собой секрет чистейшего сплава с тайным ингредиентом. Говорят, этот рецепт – самая большая драгоценность Baccarat.
Первый парижский бутик Baccarat открылся по адресу 30 bis, rue de Paradis в 1832 году.
За два с половиной века своего существования мануфактура одинаково уверенно пережила мировые войны и революции, индустриализацию XIX века и глобализацию XX. И сделала это всё, надежно опираясь на жизнь коммуны, выросшей вокруг фабрики и поколениями связанной с производством драгоценного хрусталя. И пока маленький мирок стоял, большая Baccarat расширяла свою географию.
Эскиз люстры для зала аудиенций османского дворца Долмабахче, выполненный в 1858 году.
На Всемирной парижской выставке 1867 года Александр II надолго задержался около стенда с гигантскими бордово-красными вазами, гравированными мастером витиеватых розеток Жан-Батистом Симоном. “Никогда не думал, что со стеклом можно творить подобные вещи”, – сказал русский самодержец. “Это не стекло – это Baccarat”, – ответили ему. Он запомнил название и привез его в Москву вместе с люстрой в 24 подсвечника, которую подарил императрице.
Все излишки хрусталя на производстве отсекаются и возвращаются обратно в печи.
С тех пор не проходило и года, чтобы хоть в одной из царских резиденций не появлялось по произведению французской мануфактуры. Baccarat стала одной из многочисленных слабостей дома Романовых. Не отставали и султаны Оттоманской империи, и индийские махараджи, и другие страстные любители роскоши, потрясающей воображение.
Аппарат, позволяющий гравировать двадцать бокалов одновременно, придумал еще в XVIII веке мастер Пьер Ловен.
Но управленцы мануфактуры (а она никогда не была в частном владении) хорошо понимали, что имперские заказы – это не единственный путь развития. Их целью было войти если не в каждый дом, то уж по крайней мере в каждое сознание. И это удалось сделать с помощью простого бокала для красного вина.
Он был придуман в 1841 году и назван Harcourt – толстостенный, с простыми гранями, идеально подходящий для повседневных возлияний и при этом имеющий в своей ДНК что-то от королевских средневековых кубков. Сейчас он выглядит одновременно старомодно и очень остро (особенно в дизайне Филиппа Старка) и, по словам местных власть имущих, является иконой стиля Baccarat.
Процесс росписи позолотой.
Но ничего по-настоящему святого для этой мануфактуры на самом деле нет, поэтому она с удовольствием отдает свои сокровища в руки самых беспощадных адептов современного дизайна – за последние годы на них успели поработать и Хайме Айон, и Марсель Вандерс, и Патриция Уркиола. И каждый раз, несмотря на вмешательство сильной художественной воли, продукт получался узнаваемым и не противоречащим сути марки. “А что вы хотите, в Baccarat есть что-то такое, что невозможно перешагнуть или откинуть, – говорит Филипп Старк, работающий с ними много лет. – Это математика, тайна и поэзия в одном флаконе. Хрустальном, разумеется”.
За годы своего существования начертание логотипа Baccarat менялось шесть раз, но последний держится уже сто лет.
Поэтому, наверное, сколько бы раз ни приходилось мне подниматься по лестнице бывшей аптеки № 1 в полутемный зал московского ресторана Baccarat, я не могу избавиться от чувства, что где-то здесь, на пятой приблизительно ступеньке второго пролета, проходит граница между мирами.
Быть может, дело в волшебных свойствах самого материала, который столько лет подряд прославляют марка и ее художники, а может, в той удивительной легкости, с которой Baccarat вписывается в любой новый поворот истории дизайна. А может быть, в сливовом варенье – его варят из ягод, которые зреют в саду за домом управляющего в Баккара. Уверена, в рецепте тоже какой-то особенный ингредиент.
Maison Baccarat по дизайну Филиппа Старка открылся на парижской площади Соединенных Штатов в 2003 году.
В Maison Baccarat презентуются все новейшие коллекции Дома и хранятся знаковые вещи за всю историю Baccarat.
Ресторан и бутик Crystal Room Baccarat заработал в здании московской аптеки № 1 в 2008 году.
Отдел хрусталя Баккара в «Елисеевском» (1913)
Хрустальные изделия марки снискали особую популярность во второй половине XIX века, их отличали высокий технический уровень исполнения, пышные формы и сложное гранение. В 1855 году продукция фирмы была отмечена золотой медалью на Всемирной выставке в Париже; в 1860 году была зарегистрирована торговая марка.
Двухсотлетие фирмы помпезно отмечалось в 1964 году в Лувре. С 1990-х годов компания в дополнение к производству хрусталя освоила выпуск под своей маркой ювелирных изделий и парфюмерии. С 2005 года фирма принадлежит американской инвестиционной компании Starwood Capital.
Отдельные работы компания выставляет в двух собственных музеях, один из них расположен непосредственно в Баккара (Musée Baccarat[fr]), другой — в Париже.
Флаконы Рене Лаллик и Баккарат
Специально для Нины Ричи
Виртуозная по технике декоративная обработка, достигавшая во многих изделиях уровня подлинных шедевров, позволила фабрике выполнять заказы для Guerlain, Coty, Houbigant, Bourgeois.
Изящество и утонченность хрусталя нашли воплощение в знаменитых ювелирных украшениях Baccarat. Золотые и серебряные ожерелья, серьги, кольца, колье в сочетание с хрусталем принесли фабрике известность и позволили уверенно удерживаться на плаву среди лучших.
Секрет успеха в разнообразии и гибкой политике руководства, в умении креативно мыслить, не бояться экспериментировать. Дом Баккара для юных дам выпустил необычную линию украшений в готическом стиле, акцентируя внимание на серебро и черный хрусталь. Но для искушенных дам классика остается неизменной, поэтому жемчуг в сочетании с хрусталем в золоченой отделке будет радовать во все времена.
Сегодня ассортимент продукции Дома Баккара столь широк, что трудно перечислить все позиции. Наряду со столовыми приборами успешно продаются лампы, конфетчицы, пробки для штофа, икорницы, ведра для шампанского, сувениры.
В музее Баккара собраны 1200 экспонатов, прекрасных произведений мастеров разных лет. Здесь показаны посетителям изделия из хрусталя, изготовленные в разное время для участия в мировых выставках и получившие на них золотые медали. А также шедевры, выполненные для царей, королей, президентов, высоких политиков и знаменитостей.
Интерьер парижской штаб-квартиры Baccarat конца Xix — начала XX века.
Флакон для духов Diorissimo, Dior, 1956 год.
Бокалы Château и красный бокал «Царский», сделанный по заказу российского императора Николая II в 1909 году.
1841
Шахматы, юбилейная коллекция, дизайн студии Nendo, 2014 год.
Парные вазы «Аллегория воды» и «Аллегория земли», представленные на Всемирной выставке в Париже в 1867 году.
The new Baccarat boutique in 79 Faubourg Saint-Honoré Paris, France
https://www.facebook.com/baccarat/photos/
https://www.glamourapartments.com/blog/art-culture/musee-baccarat/
Серия сообщений "Ювелирные бренды":
Часть 1 - Ювелирные фантазии Сальвадора Дали
Часть 2 - Ювелирный тандем Джоржа Фуке и Альфонса Мухи
...
Часть 12 - Неравный брак и судьба пасхальных яиц Фаберже коллекции Кельхов
Часть 13 - Женские ювелирные грёзы Лидии Куртель
Часть 14 - Стеклянное искусство от BACCARAT