Усадьба ОРЛОВЫХ «ОТРАДА» в с. Семеновском. Ступинского р-на. Московской области. Пьетро Тенерани. (Pietro Tenerani. 1798-1869 гг.)
1.
[700x492]
Фото №01. Мраморный барельеф «ОТРАДА» работы П. Тенерани или его мастерской ,был откопан вед. архитектором В.В. Хромеевым с сотоварищами под переходом, соединяющим дворец и оранжерею, возможно по наводке сторожил. Фотография выполнена сразу после извлечения из земли, до расчистки и консервации. Дальнейшая судьба барельефа, как и остальных трех, не известна.
В свете объективных причин нет возможности выложить материалы комплексных научно-исследовательских и реставрационных работ по уникальному памятнику архитектуры и истории, дворцовому ансамблю «ОТРАДА» сразу и в полном объёме.
В числе замечательной плеяды мастеров, творцов усадебного ансамбля, не последнее место занимает итальянский художник, скульптор европейского масштаба Пьетро Тенерани.
2.
[480x700]
Фото №02. Репродукция с любительской фотографии. Увы, качество желает лучшего.
В самой Отраде сохранился мраморный пьедестал.
Выдающийся мастер работал для многих европейских дворов. Его мастерскую посещали монархи, представители великокняжеских семей, архитекторы, получившие заказ на создание дворцово-парковых ансамблей. С Россией, его связывали давние и плодотворные связи. И сегодня, после долгих лет разрухи и глумления над выдающимися художественными и архитектурными памятниками, мирового значения, с творчеством мастера можно познакомиться во многих российских музеях, и музеях бывших советских республик.
Увы, в самой «ОТРАДЕ», на реставрацию которой были затрачены значительные средства, можно увидеть лишь разруху и вандализм. И, даже в такой ситуации, сохраняется возможность научного возрождения ансамбля, с частичной, обоснованной реставрацией интерьеров дворца и их музеефикацией. Эта уверенность обусловлена объёмными научно – исследовательскими материалами семидесятых, восьмидесятых годов прошлого столетия. Главное, чтобы не были повторены столичные новоделы, некое бледное подобие былых роскошных декораций Мосфильма.
По различным источникам, за усадьбой числились четыре бюста представителей семейств Орловых и Орловых – Давыдовых. (Возможно и более, и не только бюстов, кроме того, надо учитывать, что отдельные произведения, как и предметы обстановки могли перемещаться по воле владельцев из одних владений в другие. В столь не отдаленные, феодальные времена, владетельные вельможи переезжали из замка в замок со всем имуществом).
Отдельной темой в истории отраднинского ансамбля является павильон – мемориум в западной оранжерее.
28 июня 1845 года Екатерина Владимировна Новосельцева продает имение своему племяннику Давыдову, Владимиру Петровичу. В истории усадьбы начинается новый этап, завершивший формирование современного образа дворцово-паркового ансамбля.
По заказу нового владельца, 19 декабря 1847 года, Михаил Быковский представляет рисунок на оранжерею. Господину Мартьянову поручается составить на будущий год смету, роспись работ и заказ материалов и подрядчиков.
В рукописном отделе ГРБ хранится договор на итальянском языке между В.П.Орловым – Давыдовым и скульптором П. Тенерани о выполнении памятника В.Г.Орлову. К договору был приложен карандашный рисунок проекта памятника. В те далёкие, памятные времена, переговоры с архивами, библиотеками и музеями длились годами и не всегда завершались успешно. Причины были как объективные, но по большей части, носили собственнический характер. При достаточно объёмном историко-архивном материале, полученном от искусствоведов Т.В. Бугаевой и Л.Р. Вайнтрауба, образовалась лакуна с иконографическими материалами. (За исключением общедоступных, опубликованных). Согласно существующей и общепринятой методики, была предпринята двухнедельная экспедиция в с. Семеновское и окрестности. (Леваков И.А., Ларионов Г.В., Хромеев В.В.) Опрошены десятки людей, в ходе чего были выявлены лица, хранители местной истории. (О.И.Разумовская и Д.М.Севастьянова из с. Семеновское и А.И.Тырыкина из г. Чехов). В последней четверти 19 века в усадьбе и с. Семеновском проживала и работала значительная группа интеллигенции, врачи, педагоги, землеустроители, лесничие, инженеры и т.д. В эти годы многие увлекались любительской фотографией. Специфическое население было крайне насторожено и требовало особого подхода. Выручал Геннадий Ларионов, имевший большой опыт хождения в народ. Иногда приходилось привлекать товарища в штатском, который больше добивался своим молодым обаянием, чем служебной корочкой. Впрочем, местные жители и не нуждались в удостоверениях. Они сходу определяли, кто, есть, кто. Со временем, когда начались значительные исследовательские и реставрационные работы, появилось доверие у местных жителей. Это принесло значительные успехи. Был возвращен «Черный ангел» установленный над фронтоном церкви-усыпальницы, после завершения реставрации. Мраморный герб Орловых, еще фотографии. Во времена разгула демократии ведущий архитектор В.В.Хромеев продолжал работу самостоятельно и добился многого. Увы, он рано ушел из жизни, но значительная частица его души сохраняется в возрожденных памятниках «ОТРАДЫ»: Успенской церкви-усыпальницы и Никольской церкви. Немало сил В. Хромеев вложил в разработку документации и реставрацию Троицкого Белопесоцкого м-ря. Кстати, Ивановскую церковь, которая также представляет собой тип храма-усыпальницы.
Ну вот, таким образом оранжереи были сооружены по проекту архитектора Михаила Быковского, исполнение которого осуществил архитектор Мартьянов. Фасады были украшены, богато декорированы терракотовыми барельефами работы К.Ф.Тика по эскизам К.Ф.Шинкеля. В центральном павильоне была размещена скульптура В.Г.Орлова работы П. Тенерани и четыре мраморных барельефа «ОТРАДА», «УСОЛЬЕ», «Академия наук», «ЗЕМЛЕДЕЛИЕ». В середине 19 века многие мозаики, раскрытые археологами, разрезались на самодостаточные фрагменты, недостающие детали восполнялись, обрамлялись стилизованными фризами и дублировались на новую основу. Иногда это были мраморные или шиферные (нат.камень) плиты. Иногда основа из дерева. Спрос породил предложение, и появились подделки или заказные копии. Что было, в данном случае установить не удалось, за исключением, что мозаики были на подобие из римских катакомб. И это хорошо. Следующие поколения продолжат исследовательские работы.
http://levakov.livejournal.com/37662.html
Pietro Tenerani
Venus with Cupid removing
a Thorn from her Foot
(1825)
7.
[500x375] 8.
[700x525] 9.
[500x479] 10.
[500x375] 11.
[500x375]