[700x497]
«Времена года» по Чайковскому
АлексейNovember 06, 2017
"Масленица". Борис Кустодиев
Композиторы различных стилей в своё время обращались к циклу произведений, последовательно описывающих ход годичных преображений в природе, и Чайковский не стал исключением. Свой знаменитый фортепианный цикл он написал для журнала «Нувеллист», в котором на протяжении 1876 года каждый месяц по контракту выходила новая пьеса. Каждое произведение цикла — это музыкальная картина природы и жизни простого народа. Мы понимаем это из самих названий: «Февраль. Масленица», «Июль. Песня Косаря», «Август. Жатва» и так далее.
Сама идея цикла и эпиграфов к пьесам принадлежала Н.М. Бернарду, который был издателем этого журнала. Чайковский и до этого сотрудничал с ним. Где-то за год до публикации пьес Бернард отправил композитору заказ на написание «Времён года». Письмо отправителя не сохранилось, но ответ Петра Ильича известен:
Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пьесу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пьесками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю.
В ходе работы, в декабре 1875 года Чайковский написал Бернарду ещё раз:
«Сегодня утром, а может быть и вчера еще Вам высланы по почте две первые пьесы Я не без некоторого страха препроводил их к Вам: боюсь, что Вам покажется длинно и скверно. Прошу Вас откровенно высказать Ваше мнение, чтобы я мог иметь в виду Ваши замечания при сочинении следующих пиэс. <…> Если вторая пьеса покажется негодной, то напишите мне об этом <…> Если Вы пожелаете пересочинения "Масленицы", то, пожалуйста, не церемоньтесь и будьте уверены, что к сроку, то есть к 15-му января, я Вам напишу другую. Вы платите мне такую страшную цену, что имеете полнейшее право требовать всяких изменений, дополнений, сокращений и пересочинений».
По всей видимости, Бернарда всё устроило, так как сочинения были опубликованы в срок.
Из писем можно понять, что гонорар, заплаченный Чайковскому, был щедрым, а сам композитор взялся за написание цикла с воодушевлением, что становится очевидным, когда мы прослушиваем эти 12 пьес, ведь они прекрасны. Душевная теплота, тонкая лирика и интересные музыкальные решения — это всё о них. Предлагаю послушать фортепианный цикл «Времёна года» в исполнении Михаила Плетнёва на канале ниже.