
На заре романтизма новый стиль в музыке встретил сопротивление в лице закостенелых приверженцев старых традиций. Это сейчас для нас Шопен, Мендельсон, Шуберт, Шуман — великие композиторы, дурное слово о которых просто не способно прийти на ум. А когда-то, подумать только, лейпцигская «Всеобщая музыкальная газета» выходила с критическими статьями в адрес выше перечисленных молодых гениев. Всему свежему, новому и действительно оригинальному в музыке этой критикой перекрывался кислород, зато хвалебности в адрес посредственностей не имели конца. И тогда Шуман решил: я создам свою газету с честными статьями и молодыми музыкантами.
В первое время Шуману писать статьи для «Новой музыкальной газеты» помогали Фридрих Вик, Людвиг Шунке и Юлиус Кнорр. Началось противоборство двух газет, которое, очевидно, означало противоборство взглядов в обществе. «Новая газета» была нацелена на подавление «бесталанных, дюжинных талантов и талантливых многострочителей, трех архиврагов искусства; затем на поощрение всего молодого, самобытного и гениального». Отличительной чертой критики новой газеты было то, что она была «доброжелательна»:
«Если бы вы знали, артисты, а главное – вы, композиторы, как мы счастливы, когда можем вас безгранично хвалить. Мы знаем язык, на котором следует говорить об искусстве – это язык доброжелательства».
Шуман считал, что «без поощрения нет искусства», поэтому он выступил покровителем молодых музыкальных дарований, которые страдали от критики.
Вскоре публике эти статьи пришлись по душе, сама газета стала набирать вес и становиться все более авторитетной. Одобрительные отзывы, выходившие о молодом Шопене, Мендельсоне, Брамсе помогли в становлении этих композиторов. И ведь Шуман действительно умел разглядеть гения, в отличие от коллег из конкурирующей газеты. Он даже писал о русских композиторах — Рубинштейне, который был тогда еще совсем ребенком, и Львове, авторе народного гимна. О Рубинштейне:
А. Рубинштейн. Ундина. Этюд для фп. соч. 1.
Первая работа даровитого ребенка, заслужившего уже как пианист большую славу. Обладает ли он творческим дарованием