Их учат принимать решения. Улавливать эмоции. Следовать нормам морали. Их делают похожими на нас. Роботы–слуги, роботы-двойники, роботы-подружки уже изобретены.
Специалист по робототехнике Хироси Исигуро из Университета Осаки создал своего кибернетического двойника. Ученый пытается выяснить, как люди реагируют на робота, внешне очень похожего на человека.
Девушка вздрогнула и резко выпрямилась. Похоже, она пришла в себя и осматривает комнату. Осмотревшись, барышня мигнула и повернулась ко мне. Я не мог удержаться – и встретил ее механический взгляд. «Девушка» – Actroid-DER – ожила по команде, введенной в ноутбук. Она стоит на платформе, соединенная с ней трубочками и проводами. Слышно легкое шипение: сжатый воздух проходит под силиконовой кожей к приводным механизмам, которые поднимают ее руки и изгибают губы в милой, скромной улыбке. «Вы удивлены, что я – робот? – спрашивает девушка. – Я выгляжу совсем как человек, правда?»
Увы, эта заготовленная фраза, напротив, заставляет обратить внимание на все то, что делает ее непохожей на человека. Движениям этого человекоподобного робота, андроида Actroid-DER, созданного в Японии компанией Kokoro, недостает плавности и грации, а грубоватая мимика придает милому личику легкий оттенок умственной неполноценности. И еще эта манера мгновенно «отключаться», едва договорив фразу, отчего создается впечатление, что робот злоупотребляет алкоголем.
«Девушку» можно арендовать и использовать во время мероприятий в качестве «лица фирмы» – то есть в роли, для которой богатый внутренний мир не требуется. А сейчас, пока более продвинутые модели Actroid разъезжают по технологическим выставкам, ее саму доставили в Питтсбург, в Университет Карнеги-Меллон. Здесь пять оптимистично настроенных студентов магистратуры из университетского Центра развлекательных технологий намерены ее очеловечить. Молодежи предоставили семестр – пятнадцать недель – чтобы сделать из андроида фембота – машину, более похожую на женщину, чем на робота. Студенты начали с того, что дали подопечной новое имя – Юме, «надежда» по-японски.
Домашние роботы из Корейского института науки и техники способны на многое. Один из них делает тост, второй, облаченный в наряд официанта, стоит (справа) и ждет, чтобы отнести готовый тост человеку. Третий робот (слева), испытывая технологию, позволяющую ему передвигаться по дому, повторяет движения человека в бейсболке.
Робот–тюлень и робот–подружка. Сегодня роботы из машин с полностью запрограммированным поведением потихоньку превращаются в самостоятельно действующих субъектов. Рядовые пехотинцы этого авангарда, шустрые робопылесосы «Румба», уже чистят ковры в квартирах. Электронные домашние питомцы развлекают хозяев, делая стойку и кувыркаясь. Вероятно, в скором будущем в продаже появятся роботы, которые смогут готовить еду, складывать белье, присматривать за детьми и ухаживать за стариками. «Через пять-десять лет роботы, функционирующие среди людей, будут самым обычным делом», – утверждает Рид Симмонс, профессор робототехники из Университета Карнеги-Меллон.
Однако эта заманчивая перспектива вызывает множество вопросов. Какой объем работы мы готовы передать роботам? Как эти роботы должны выглядеть? Хотим ли мы, чтобы механические девушки вроде Юме крутились у нас на кухне? Или, может, механическая рука, приделанная к стене рядом с мойкой, справится с работой по дому лучше, не заставляя нас лишний раз вздрагивать при виде «девушки»?
И как робореволюция повлияет на человеческие взаимоотношения? В Японии был создан очаровательный робот-тюлененок, который должен был развлекать обитателей домов престарелых, – однако вскоре появились подозрения, что он вызывает отчуждение между стариками и другими людьми. Продолжая тему, вспомним про многочисленные попытки создания «романтических» андроидов. В прошлом году одна компания из Нью-Джерси представила публике говорящую и чувствительную к прикосновениям «подругу», обозначив очередную сферу возможного отчуждения между людьми.
Робот Actroid-DER прошел экспресс-курс очеловечивания в Университете Карнеги-Меллон и получил имя Юме.
Украсть у робота. Примерно в километре вверх по склону холма от Центра развлекательных технологий стоит еще одно здание, в котором сидит, погруженный в раздумья, Херб. Его имя расшифровывается как Home Exploring Robotic Butler – Робот-дворецкий, исследующий дом. Это – пилотная модель робота-слуги, который уже в не самой отдаленной перспективе будет заботиться о стариках и инвалидах. Создали его совместно Университет Карнеги-Меллон и Питтсбургская лаборатория компании Intel.
Конструкция у Херба не слишком привлекательная: вместо ног – большие колеса, тело – нагромождение компьютерных блоков. Система восприятия окружающего мира состоит из видеокамеры и лазерного навигационного прибора, прикрепленных к стреле над механической рукой. Однако Херб, можно сказать, гораздо умнее симпатяшки Юме. В отличие от нее он обладает способностью, условно говоря, мыслить самостоятельно.
Да, Юме разговаривает – произносит заранее заготовленную фразу по команде, введенной человеком. Традиционные роботы, например, те, что заняты сваркой автомобильных рам, могут быть запрограммированы на выполнение весьма точной последовательности действий – но только в абсолютно неизменных условиях. А вот Херб, столкнувшись с новой ситуацией, может «обдумать» ее и принять некое решение.
Я наблюдаю, как в лаборатории один из студентов нажимает на кнопку, приказывая Хербу взять стоящий на столе пакет сока. Лазер Херба начинает вращаться, создавая трехмерную карту расположения находящихся вокруг людей и объектов, а камера выбирает из них самого подходящего кандидата на роль пакета с соком, образ которого хранится в памяти робота. Обнаружив пакет, Херб начинает обрабатывать большой массив информации. Есть ли у объекта ручка? Можно ли его разбить или пролить содержащуюся в нем жидкость? И так далее.
Рукой Херба управляет чувствительная к давлению система тросиков, схожая с человеческими сухожилиями. Найдя ответы на свои вопросы, Херб подчиняет аккуратное движение своей руки ранее усвоенным правилам.
Робот медленно протягивает руку и поднимает пакет, держа его в вертикальном положении. Поступает новая команда – и Херб аккуратно возвращает пакет на стол. А вот с чашкой робот бы обращался несколько иначе.
Создатель Херба Сиддхарха Шриниваса, профессор Института робототехники при Университете Карнеги-Меллон, программировал различные варианты хватки робота, наблюдая за людьми. Например, шел в бар и следил, как бармен осуществляет сложный маневр, как-то очень хитро держа бутылку и наполняя бокал. Теперь этот маневр есть и в арсенале Херба.
Поучаствовав в занятиях, Херб снова погружается «в раздумья». В это время он перебирает различные ситуации, связанные с манипулированием образами объектов, которые хранятся в его памяти, – десятки тысяч ситуаций в секунду. «Я называю это сном, – говорит Шриниваса. – Сейчас робот, по сути, представляет себе, как он выполняет ту или иную задачу».
Разумеется, мир, где Херб начинает осваиваться, – это мир лаборатории, где все под контролем. Создать программу, которая позволила бы ему действовать среди людей в реальных условиях, будет намного сложнее.
Скажем, Херб пытается передвигаться, не наталкиваясь на людей, которые, в свою очередь, находятся в движении. У Херба есть запись велосипедного клаксона, которую он использует каждый раз, когда нужно предупредить человека о своем приближении. Однако, если в помещении много перемещающихся людей, Херб избирает самую безопасную тактику: он просто замирает на месте, бибикая на всех, кто оказывается рядом. В лаборатории такой образ действий приемлем – а в офисе явно не пройдет.
Снэкбот, еще один мобильный робот из Университета Карнеги-Меллон, принимает заказы у людей, приходящих на факультет компьютерных наук, и приносит им закуски. Иногда ему случается ошибиться и принести не то, что заказывали, или же неправильно отсчитать сдачу. Людей это раздражает. Правда, они относятся к ошибкам робота снисходительнее, если тот с самого начала предупреждает, что может что-то перепутать, или извиняется за оплошность.
А ведь ему еще надо научиться правильно реагировать на не самые приятные свойства человеческой натуры. «Иногда люди воруют у робота еду, – вздыхает одна из разработчиц Снэкбота. – Мы обнаружили это на видеозаписи».
Ник Майер, сотрудник проекта LifeNaut, осуществляемого в штате Вермонт, садится поболтать с роботоголовой по имени Bina48. Компания Hanson Robotics, создавшая этого разговорчивого гуманоида, придала ему внешность Бины Ротблатт, одного из основателей проекта LifeNaut. В рамках этой работы исследуются возможности синтеза человека и робота (в идеале – ради достижения человеческого бессмертия).
Большинство специалистов по робототехнике не видят смысла бродить по краю этой пропасти. Однако есть и такие, кто полагает, что Зловещую Долину следует перейти и выбраться на другой ее край – туда, где нас ждут роботы, которые будут выглядеть, двигаться и вести себя настолько похоже на нас, что это сходство снова будет вызывать симпатию.
Пожалуй, самым смелым из робототехников можно назвать Хироси Исигуро – инициатора создания Юме, она же Actroid-DER, девушка из Зловещей Долины. Под руководством Исигуро было изготовлено множество инновационных роботов, в разной степени вызывающих у людей беспокойство, – ученый пытался понять причины подобной реакции.
За один только прошлый год Хироси принял самое непосредственное участие в создании Геминоида DK – потрясающе реалистичной копии одного университетского профессора из Дании, с бородкой, щетиной и обаятельной улыбкой, и мобильного роботелефона с эффектом присутствия по имени Эльфоид, который размером, формой и, так сказать, очарованием напоминает недоношенного младенца. Когда Эльфоид будет окончательно усовершенствован, вы сможете болтать по этому аппарату со своей подружкой, и конечности ее куклы-телефона будут повторять ваши движения.
Нашествие двойников. Я посетил в Киото лабораторию, где работает Исигуро. И в его кабинете столкнулся... сразу с двумя Исигуро. Один Исигуро стоял, а другой, с точно такой же копной черных волос, с тем же задумчивым выражением лица и точно так же одетый в черное с головы до пят, сидел в кресле. Последний был самым известным творением ученого – роботом-двойником своего создателя.
Исигуро помимо работы в лаборатории преподает в Университете Осаки, до которого два часа езды. Ученый говорит, что он создал двойника, чтобы иметь возможность в буквальном смысле слова находиться в двух местах одновременно. Создатель управляет своим двойником с помощью сенсоров захвата движения, прикрепленных к лицу, и в результате Исигуро может с помощью Интернета практически вживую общаться с коллегами по лаборатории, пребывая в это время в Осаке.
«Вы убеждены, что я – настоящий, и нисколько не сомневаетесь, что вот это – не человек, – говорит Исигуро, указывая на “свое второе я”, сидящее в кресле. – Однако по мере развития технологий увидеть различие будет все труднее. И если в один прекрасный день вы не заметите его вовсе, то так ли уж важно будет для вас, с человеком вы общаетесь или с машиной?» А идеальным применением для двойника, по мнению Исигуро, было бы такое: отвезти его в находящийся далеко отсюда дом матери ученого, чтобы та могла видеть сына почаще.
«Почему вы думаете, что ваша мама согласится считать робота своим сыном?» – интересуюсь я. Оба моих собеседника смотрят на меня одинаково серьезно, и один из них отвечает: «Потому что это я и есть».
Одновременно и жутковатый, и милый ребенок-робот ростом 1,3 метра будет обучаться, подобно настоящему ребенку, наблюдая за людьми и взаимодействуя с ними. Сегодня развитие детей – основная подсказка для ученых, создающих роботов с искусственным интеллектом, – машин, для которых не придется задавать программой каждую ситуацию, с какой они могут столкнуться.
«Пожалейте Робови!» Однако для того, чтобы роботоверсии сыновей могли общаться с матерями точно так же, как настоящие сыновья, потребуется нечто большее, чем безупречное подражание. Херб испытывает немалые трудности, просто оказавшись среди людей, – и это при том, что для него люди лишь физические объекты. А есть и такие роботы, которые вторгаются в гораздо более сложную область: они пытаются взаимодействовать с эмоциями людей.
Ученые из Университета Вандербильта и Университета Вашингтона сделали опытную модель роботосистемы, предназначенную для игры в мяч с детьми-аутистами. Робот следит за эмоциональным состоянием ребенка, отмечая малейшие изменения его пульса, потоотделения, взгляда и других физиологических параметров. Заметив признаки скуки или беспокойства, машина начинает вносить в игру что-то новое – пока не убедится, что малышу снова весело.
Система эта все же еще недостаточно совершенна для сложного вербального или физического общения с людьми или же для настоящего лечения. Зато сделан первый шаг на пути к воссозданию одного из важнейших свойств человека: способности понимать, что у людей есть некие мысли и чувства, и умения менять поведение в соответствии с настроением собеседника.
В опубликованной в 2007 году статье под вызывающим заголовком «Что есть человек?» специалист по детской психологии Питер Кан из Университета Вашингтона, Исигуро и их соавторы сформулировали важный критерий успеха в совершенствовании человекоподобных роботов. Они предложили ориентироваться на то, как робота воспринимают сами люди.
Например, Кан проводил эксперимент, предлагая детям и подросткам поиграть в угадайку с симпатичным маленьким гуманоидом по имени Робови. После нескольких раундов, когда приходила очередь Робови угадывать, экспериментатор неожиданно останавливал игру и говорил, что робота пора убирать в кладовую. Робови начинал протестовать и жаловаться, что это нечестно – ведь сейчас его очередь!
«Ты – всего лишь робот, так что это не имеет значения», – отвечал экспериментатор. Робови продолжал безнадежно протестовать, когда его увозили прочь. Конечно, интерес представляла реакция не робота (им управлял другой экспериментатор), а человека, игравшего с ним.
«Более половины участников эксперимента согласились с Робови и сказали, что убирать его в кладовку нечестно», – говорит Кан. Можно сказать, что это – наша внутренняя моральная оценка, определяющая, заслуживает ли робот того же отношения, что и человек.
Немецкий гуманоид BARTHOC и пара роботорук, соединенных через компьютер, вместе учатся у человека, помогая друг другу. Руки совершенствуются в умении брать различные фрукты, а BARTHOC – это лицо, обращенное к исследователю. Возможность видеть лицо собеседника – важнейший фактор в коммуникации между людьми.
В кого выстрелит робот. Конечно, не вызывает удивления, что дети сочувствуют роботу, – они сочувствуют и куклам, и солдатикам. А вот научатся ли когда-нибудь сочувствовать сами роботы? Говорить – хорошо, думать – отлично, понимать чужие эмоции – еще лучше. А как насчет самого уникального из свойств человека, по убеждению многих, – совести?
В некоторых ситуациях, например на поле боя, от нравственности зависит многое. Сегодня к выполнению все более сложных боевых задач готовят роботов – беспилотные самолеты, наземные машины, снабженные автоматами и гранатами... Пока эти механизмы дистанционно управляемы, но правительства разных стран финансируют разработку моделей, которые смогут сами решать, когда и в кого стрелять. Конечно, трудно представить, как робота будут привлекать к ответственности за неверное решение. Поэтому хотелось бы, чтобы он всегда принимал решение верное.
Дальше всех в создании роботов с нравственным чувством продвинулся Роналд Аркин из Технологического института Джорджии. По его словам, к работе в этом направлении его побуждает не этическая ограниченность роботов на поле боя, а этическая ограниченность людей. В качестве примера Роналд приводит два инцидента в Ираке.
В первом случае пилоты американского вертолета, по непроверенным данным, расстреляли раненых, а во втором – морские пехотинцы, попавшие в засаду в городе Хадита, открыли огонь по мирным жителям. Возможно, говорит Аркин, пехотинцы были ослеплены страхом или яростью, но в результате погибли женщины и дети. Роботы же и в разгаре сражения не должны поддаться эмоциям – следовательно, машины вряд ли будут совершать ошибки и нападать на мирных граждан.
Вооруженная роботизированная система вступает в учебный бой на территории военной базы Форт-Беннинг, штат Джорджия. Системой, готовой стрелять и метать гранаты, управляет солдат, спрятанный в укрытии. А будут ли со временем подобные боевые роботы сами решать, когда и в кого стрелять? Возможно, и даже в скором будущем – если их программы снабдят строгими моральными кодексами.
Как пробудить в машине совесть. В системе Аркина специальный элемент – так называемый этический руководитель робота – должен быть встроен в его программу. Когда робот решает, стрелять или нет, руководитель перебирает набор известных ограничений, основанных на правилах применения оружия и законах войны. Вражеский танк в чистом поле, например, руководитель скорее всего разрешит поразить, а похоронную процессию, пусть в ней и участвуют вооруженные солдаты противника, – нет.
Второй компонент системы, так называемый этический адаптер, должен отвечать за выбор оружия. Если, скажем, ракета вместе с танком может уничтожить стоящий рядом жилой дом, значит, с применением артиллерии придется подождать, пока система не найдет вариант, исключающий риск. Это что-то вроде чувства вины для робота, говорит Аркин.
Изобретатель оставил возможность и для вмешательства человека. Ее обеспечивает «советник по вопросам ответственности» – компонент, позволяющий человеку отменить решение «этического руководителя», если человек сочтет, что робот ведет себя слишком нерешительно или, наоборот, превышает рамки своих полномочий.
Конечно, система Аркина пока не готова к условиям реального мира. Однако ученый продолжает ее совершенствовать – в том числе в надежде заставить людей задуматься об этике.
Я между тем возвращаюсь в Университет Карнеги-Меллон, чтобы увидеть, как участники «Проекта Юме» представляют преображенного андроида преподавателям. Ян Лин, программист проекта, разработала удобный интерфейс, чтобы можно было более плавно управлять движениями Юме. А вот попытка наделить робота способностью распознавать лица и с большим правдоподобием устанавливать зрительный контакт удалась лишь наполовину.
Сначала Юме ловит мой взгляд, затем ее голова неестественно, механически дергается, поворачиваясь в мою сторону. Чтобы сгладить резкость ее движений и неустойчивость зрительного контакта, студенты придумали для Юме новый имидж. Теперь, как написано в блоге проекта, она «молодая девушка, слегка гот, немного панк, приковывающая внимание».
С последним не поспоришь. У Юме клевый прикид, в том числе длинные перчатки без пальцев, призванные маскировать угловатые, как у зомби, движения рук, и темная губная помада, маскирующая неспособность полностью закрывать рот. Очаровашкой ее, конечно, не назовешь, но преподаватели столь впечатлены прогрессом, что ставят студентам «отлично».
А через месяц я видел, как техники упаковывали Юме, чтобы отвезти ее на родину. Кристин Барнс, одна из студентов-руководителей проекта, которая пыталась настоять на том, чтобы андроида оставили у них, хочет поддержать склоненную голову робота. Однако техники вежливо говорят: нет, спасибо, не нужно. И бесцеремонно запихивают Юме, по-прежнему облаченную в свой броский костюм, в ящик.
PR2 разносит почту в компании Willow Garage, одной из фирм в Силиконовой долине. Хотя вообще-то он – разносторонняя машина, которую также испытывали в качестве сиделки для пожилых людей, повара и разнорабочего, складывающего белье. Именно такие роботы скоро покинут лаборатории и вступят в мир людей.