На сегодня единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения является американский F-22 Raptor ("Хищник").
[показать]"Хищник" - самый дорогостоящий истребитель в мире, себестоимость производства одного F-22 - около $140 млн., а с учетом затрат на разработку и налаживание производства каждый самолет обходится американским налогоплательщикам примерно в $350 млн. Даже имея такую значительную стоимость, этот самолет далеко не идеален. Самый совершенный истребитель американской армии требует более суток технического обслуживания после каждого часа полетов. Причем стоимость этого часа летной эксплуатации превышает $44 тысячи. Но и после этих трат, истребители ломаются настолько часто, что по данным Пентагона, около 50% стоящих на вооружении в ВВС воздушных машин постоянно не готовы к применению из-за технических неполадок. Электроника супер-самолетов наотрез отказывается работать в дождливую погоду, из-за того, что влага попадает внутрь сложных систем через охлаждающие устройства, в результате чего происходят сбои в работе высокоточной аппаратуры.
На данный момент Пентагоном принято решение, что всего построят не более 187 "Рэпторов" - уж слишком дорогим оказался этот истребитель, а в 2012-2016 годы на вооружение американских ВВС должен поступить более легкий F-35, также относящийся к пятому поколению.
Планируется, что Lockheed Martin будет производить три модификации F-35: наземную, палубную и с укороченным взлетом и вертикальной посадкой - F-35A, F-35C и F-35B соответственно. Самолет сможет развивать скорость до 2,1 тысячи километров в час. F-35 будет вооружен 25-миллиметровой пушкой, а также получит шесть внешних точек подвески и по два пилона в двух внутренних бомбоотсеках. F-35 сможет нести и ядерное оружие.
[показать]На данный момент F-35B имеет недоработки, с которыми пытается справиться компания разработчик. Дело в том, что во время взлета и посадки реактивная струя направляется на палубу, а раскаленные газы приводят к ее повреждению. Аналогичные трудности были обнаружены при эксплуатации вертолетов MV-22, но они были решены путем подстилки переносных защитных экранов. В случае с F-35, такие экраны не помогают. В настоящее время Lockheed Martin ведет разработку особого сопла для F-35B, способного совершать укороченный взлет и вертикальную посадку. Это сопло будет иметь большой диаметр, благодаря чему реактивная струя будет воздействовать на большую площадь палубы, меньше ее нагревая.
По данным Управления по разработке F-35, в рамках LRIP 1 были закуплены только самолеты F-35A CTOL (обычный взлет), стоимость каждого из которых составила 221,2 миллиона долларов. В рамках LRIP 2 были куплены F-35A и F-35B за 161,7 и 160,7 миллиона долларов соответственно. Стоимость этих самолетов в LRIP 3 составила 128,2 и 128 миллиона долларов соответственно. В рамках LRIP 4 стоимость стандартной версии F-35A CTOL составила 111,6 миллиона долларов. Версия самолета с укороченным взлетом и вертикальной посадкой - F-35B STOVL - обошлась министерству обороны США в 109,4 миллиона долларов, а палубная версия - F-35C CV - в 142,9 миллиона долларов. Любопытно, что ранее считавшаяся самой дорогостоящей версия B истребителя F-35 в ценнике Пентагона оказалась самой дешевой. Запуск в серию данных самолетов, по сведению разработчика, позволит еще сократить его стоимость на 15-20%.
Кто еще?
[показать]Китай начал испытания собственного истребителя пятого поколения – к такому выводу пришли специалисты и любители, увидевшие размытые фото нового китайского истребителя, вывезенного на скоростную рулежку. Самолет должен составить конкуренцию американскому F-22 и российскому Т-50. Самолет многие уже назвали помесью российского и американского проектов пятого поколения, но реальное положение дел на данный момент туманно.
Точное название китайского истребителя неизвестно. Индексы J-X, J-XX и XXJ были приписаны самолету западными разведслужбами. Созданием истребителя, который в китайских форумах упоминается как J-14 и J-20, занимаются компании Chengdu Aircraft Corporation и Shenyang Aircraft Corporation. Ранее сообщалось, что эти компании рассчитывают завершить разработку истребителя к 2017-2019 году. Следует отметить, что Китай редко и неохотно раскрывает сведения о собственных военных разработках.
Пока не ясно, насколько Китай близок к постройке собственного боевого самолета пятого поколения.
А что у нас?
Еще в конце 1980-х годов ВВС Советского Союза выработали требования к истребителю пятого поколения для фронтовой авиации. На основе этих требований, РСК «МиГ» разработал проект Микоян 1.44, а КБ Сухого — Су-47. Однако, распад Советского Союза и последовавший за ним экономический спад, более чем на 20 лет оттянули продолжение работ над созданием Россией самолёта пятого поколения. В 2002 году в КБ Сухого были начаты работы над новым самолетом ПАК ФА Т-50, в основу которого легли разработки, использовавшиеся в Ми 1.44 и Су-47. Государственное финансирование данный проект получил лишь в 2005 году.
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации ПАК ФА Т-50 представляет собой моноплан с широко разнесенными двигателями и двумя килями, сильно отклоненными наружу с развалом около 26°. Почти половину (визуально около 46 %) размаха крыла составляет широкий фюзеляж. Угол стреловидности по передним и задним кромкам крыла составляет 48° и −14° соответственно. На концах крыла присутствуют скосы. В значительной степени форма планера Т-50 определена применявшимися при его проектировании технологиями снижения заметности «стелс», что характерно для всех истребителей пятого поколения.
Масса планера снижена за счет широкого применения композиционных материалов — по словами главного конструктора А. Давиденко, по массе композитные материалы составляют 25 % веса пустого самолёта, а по площади поверхности — 70 %. Также он отметил что по сравнению с Су-27 в планере Т-50 в четыре раза меньше деталей. Это позволяет уменьшить трудоемкость и сократить время изготовления, что выливается в снижение цены машины. Для защиты от поражения молниевым разрядом конструкций из углепластика, выходящих на внешнюю поверхность планера, во ФГУП «ВИАМ» для Т-50 разработано новое молниестойкое покрытие, также обеспечивающее снижение массы самолета.
[показать]Шасси Т-50 трехстоечное, аналогичное по конструкции шасси Су-27. Все стойки убираются по направлению полета.
По сравнению с истребителями предыдущих поколений Т-50 обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. Самолет оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующим функцию «электронного пилота», и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач.
Первый полёт самолёт совершил 29 января 2010 года. На текущий момент построено 5 самолетов Т-50 (включая самолеты для наземных испытаний), которые совершают раз за разом успешные испытательные процедуры. Серийное производство самолёта должно начаться в 2015 году. В 2013 году должно начаться мелкосерийное производство самолётов этого типа для испытания вооружений.
В одном из интервью Путин В.В. заявил, что стоимость нашего самолета пятого поколения будет в 2,5-3 раза ниже зарубежных аналогов, однако, по мнению специалистов, стоимость Т-50 первоначально будет на уровне $85-90 млн., и даже при больших сериях изготовления не будет значительно снижена.
Мы и так сильнее
По словам летчика-испытателя СССР Михаила Власенко, на учениях Pacific Vision-2008, прошедших на американской авиабазе Хикем, состоялись виртуальные компьютерные поединки между американским истребителем F-35 и российским Су-35.
- В виртуальных боях российский истребитель четвертого поколения одержал победу над американским истребителем пятого поколения, - утверждал пилот.
На это представители Пентагона ответили, что на учениях ставились совсем иные задачи, нежели сравнение боевых возможностей самолетов разных стран, и F-35 по-прежнему остается лучшим в мире боевым самолетом.
Соответствуют ли такие утверждения действительности, могут показать лишь реальные воздушные бои между новейшими американскими и российскими истребителями.
Подробнее: http://www.zelezki.ru/avia-frontpage/3079-aviafive.html#ixzz1VSirlnuO