Это цитата сообщения
Tor-Vic Оригинальное сообщениеЛегендарный "СКад"
Сегодня Каддафи жахнул по пустыне «Скадом». Никуда, правда, не попал.
Оружие это устаревшее, 50-х годов. Но, как ни странно, американское ПВО в 91 году сбить его не могло.
Р-11 - SS-1B SCUD-A
ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-11 / 8А61 "Земля"- SS-1B SCUD-A
Ракета Р-11М / 8К11 / 8К11М - SS-1B SCUD-A / KY-01
Ракета Р-11МУ / 8К12 (проект)
Ракета Р-150 / Р-170 - экспортное исполнение





Оперативно-тактическая ракета / ракетный комплекс. Разработка одноступенчатой ракеты на высококипящих компонентах топлива со сроком хранения в заправленном положении до 1 месяца начата по теме НИР Н2 по постановлению СМ СССР от 4 декабря 1950 г. Разработка велась в ОКБ-1 НИИ-88 под общим руководством С.П.Королева (ведущий конструкторы - 1950-1953 г.г. - Синильщиков Евгений Васильевич, с весны 1953 г. - В.П.Макеев). Ракета создавалась с использованием результатов испытаний и на базе элементов конструкции отечественных аналогов германских ракет V-2 и Wasserfal. Эскизный проект ракеты Р-11 готов 30 ноября 1951 г. НИОКР ракеты Р-11 и подготовка к серийному производству на заводе СКБ-385 в г.Златоусте Челябинской области в полном объеме начаты по постановлению СМ СССР от 13 февраля 1953 г.
[показать]
СПУ 2У218 с ракетой Р-11М / 8К11 ВС Польской Народной республики (Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г.).
...
...
Летные испытания ракеты (первый этап) начаты 18 апреля 1953 г. и продолжались до 2 июня 1953 г. на полигоне Капустин Яр (10 пусков, в качестве горючего вместо керосина использовалось ТГ-02 "Тонка"). Первый успешный пуск ракеты Р-11 произведен 21 мая 1953 г. В программе первого этапа испытаний было произведено 4 пуска на дальность 270 км и 6 пусков на дальность 250 км (4 и 1 соответственно успешны, 3 ракеты не достигли цели, 2 пуска были аварийными - один отказ СУ с падением ракеты в 765 м от пуска и один из-за негерметичности двигательной установки).
|
Дата пуска |
Дальность |
Описание |
|
18.04.1953 |
250 или 270 км |
отказ системы управления по тангажу по причине производственного дефекта,
ракета упала в 765 м от места старта |
|
21.05.1953 |
250 или 270 км |
первый успешный пуск |
|
апрель-май 1953 г. |
250 или 270 км |
аварийный пуск из-за негерметичности двигательной установки |
|
апрель-май 1953 г. |
250 или 270 км |
|
|
апрель-май 1953 г. |
250 или 270 км |
|
|
апрель-май 1953 г. |
250 км |
|
|
апрель-май 1953 г. |
250 км |
|
|
апрель-май 1953 г. |
250 км |
|
|
апрель-май 1953 г. |
270 км |
|
|
02.06.1953 |
250 или 270 км |
последний пуск первого этапа летных испытаний |
13 ноября 1953 г. вышло постановление СМ СССР о развертывании производства ракет Р-11 на заводе №385 в г.Златоусте (производилась до 1959 г. на этом заводе), обеспечение производства - СКБ-385, представитель ОКБ-1 НИИ-88 в СКБ-385 - В.П.Макеев. По результатам первого этапа испытаний С.П.Королев принял 26 января 1954 г. доработанный технический проект Р-11.
Проектирование ракеты Р-11М начато в январе 1954 г., а 26 августа 1954 г. вышло постановление СМ СССР о создании на базе ракеты Р-11 ракеты Р-11М (ведущий конструктор - Михаил Федорович Решетнёв) - носителя ядерного заряда РДС-4.
Второй этап испытаний проходил там же с 20 апреля по 13 мая 1954 г. 9 из 10 пусков на дальность 270 км были успешны. Аварийным был шестой пуск (5 мая 1955 г., отказ автомата стабилизации на 80 секунде полета). Пристрелочные испытания ракеты Р-11 проведены с декабря 1954 г. по январь 1955 г. (5 успешных пусков). Государственные испытания Р-11 проводились в январе-феврале 1955 г. (10 успешных пусков).
В феврале 1955 г. на базе Р-11 началось создание морского варианта Р-11ФМ (8А61ФМ, ведущий конструктор - Иван Васильевич Попков), предназначенной для запуска с подводных лодок (первый в мире успешный старт баллистической ракеты с ПЛРБ пр.611В 16 сентября 1955 г. в 17 часов 32 мин на Белом море).
11 апреля 1955 г. приказом министра оборонной промышленности Д.Ф.Устинова В.П.Макеев назначен заместителем главного конструктора ОКБ-1 С.П.Королева по ракете Р-11 и главным конструктором СКБ-385. В июне 1955 г. принято решение о серийном производстве ракет Р-11 на опытном заводе №385. Ракета Р-11 с индексом ГРАУ 8А61 принята на вооружение 13 июля 1955 г. Фактически ракета Р-11 в строевые части не поступала и эксплуатировалась на территории полигона Капустин Яр (а так же, возможно, на других площадках).
В августе 1955 г. документация на ракеты Р-11ФМ и Р-11М передана из ОКБ-1 в СКБ-385, в Златоусте начато производство ракет Р-11М. Испытания ракеты Р-11М проводились в три этапа с 30 декабря 1955 г. по 11 апреля 1957 г. (22 пуска, пуски ракет первой и второй заводских партий были неудачными). После доработки конструкции ракет и улучшения качества сборки (май-июнь 1957 г.) проведено 6 успешных пусков Р-11М. Зачетные пуски проведены в начале 1958 г. (5 пусков). Ракета Р-11М под индексом 8К11 принята на вооружение сухопутных войск постановлением СМ СССР от 1 апреля 1958 г.
С 1958 г. ракеты Р-11 и с 1959 г. Р-11М производились на заводе №235 (Воткинский машиностроительный завод). Наименование экспортного исполнения комплекса с ракетой Р-11М SCUD-A - Р-150 и Р-170. Так же встречается наименование комплекса "Земля" - комплекс ОТР Р-11М - вероятно тема НИР. С большой вероятностью наименование Пентагона для объектов обнаруженных космической разведкой - KY-01 (Kapustin Yar) - принадлежит ракете 8К11 с СПУ 2У218. Последний пуск войсковой Р-11М произведен 18 мая 1965 г. после чего ракеты были сняты с вооружения. На базе ракеты Р-11М создана более известная ОТР Р-17 SCUD-B.
Система управления ракеты - система управления ракеты инерциальная, наведение ракеты происходит на стартовом столе, система управления удерживает ракету на траектории на активном участке с использованием газодинамических графитовых рулей и дает команду на отключение двигателя по достижении ракетой необходимой скорости. В состав системы управления входят гироскопический интегратор продольных ускорений Л-22-5, гировертикаль Л00-3Ф и гирогоризонт Л11-3Ф (согласно данным по ракете Р-11ФМ). Работы по системе управления возглавлялись Н.А.Пилюгиным.
Пусковая установка: разработкой наземного оборудования занималось ГСКБ "Спецмаш" под руководством В.П.Бармина.
- Р-11 на первом этапе испытаний (1953 г.) - использовалось наземное оборудование зенитной ракеты Р-101 с некоторыми доработками (аналог ракеты Wasserfal)
- Р-11 - транспортировка ракеты осуществлялась на полуприцепе-лафете автомобилем ЗИС-151, пуск осуществлялся с перевозимого автомобилем стартового стола, установка ракеты на стартовый стол 8У22 осуществлялась подъемником-установщиком 8У227 на шасси тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т. В 1960-1961 г.г. транспортная тележка 2Т3 выпускалась на заводе "Арсенал" (г.Брянск) и буксировалась автомобилем ЗИЛ-157В. Пусковое оборудование комплекса - 8У22 – пусковой стол, 8У227 – установщик, 8Ш12 – комплект приборов прицеливания.
Развертывание комплекса ОТР Р-11 (Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г.).
- Р-11М - гусеничная ПУ 2У218 "Тюльпан" ("объект 803", в печати встречается так же обозначение 8У218) на базе ИСУ-152К, разработана в 1955-1956 г.г. на Кировском заводе (г.Ленинград) под руководством К.Н.Ильина. Установка серийно выпускалась Кировским заводом (№47) с 1959 г. по 1962 г. (производство прекращено по постановлению СМ СССР №1116 от 10 октября 1962 г.). Всего выпущено 56 шт.
Масса ПУ - 40 т
Скорость хода максимальная - 42 км/ч
СПУ 2У218 с ракетой Р-11М перед парадом в Москве 7 ноября 1966 г.
СПУ 2У218 Польской Народной Армии (фото 1960-х годов с парада в Варшаве J.Magnuski из книги Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г.)
Боковые проекции СПУ 2У218 (Witold Muszynski, NTW №3/2001 г.)
Перевозка ракет Р-11М / 8К11 осуществлялась на грунтовой тележке 8Т137, 2Т3, 2Т3М или 2Т3М1. Тележки буксируются соответственно тягачами ЗИЛ-157, ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131В, оснащены аккумулятором 6-СТ-42-ЭМЗ и защитными приспособлениями (фильтр Ф-5, экранированные кабели) для подавления радиопомех. На тележке обеспечивается обогрев специальной БЧ ракеты. В состав оборудования грунтовых тележек типа 2Т3 входят ложемент 2Ш3 (8Т04), термочехол 2Ш2, сливное соединение 1603/2Т3, дренажное соединение 1604/2Т3 и переходник 1-820/2Т3. Для транспортировки ракет по воздуху, а так же для обычных складских и регламентных работ используются тележки 2Т5.
Тележка 8Т137:
Длина - 14,89 м
Ширина - 2,8 м
Высота - 3,9 м (с тентом)
Масса с одной заправленной ракетой - 13650 кг
Скорость по шоссе - 40 км/ч
Скорость по грунту - 20 км/ч
Траспортная тележка 8Т137 с транспортным набором 8Т04 (стойки, тент) и тягачем ЗИЛ-157В (
http://www.rwd-mb3.de)
Ракета Р-11 / Р-11М:
Ракета Р-11М на грунтовой тележке 2Т3 (Широкорад А.Б., Атомный таран ХХ века. М., Вече, 2005 г.)
Количество ступеней - 1
Двигатель:
Однокамерный ЖРД С2.253 / 8Д511 разработки ОКБ-2, главный конструктор Исаев А.М. (разработан в 1952 г.). На ракете Р-11ФМ - двигатель С2.253А.
Способ запуска - самовоспламенение пускового горючего и окислителя
Подача топлива - вытеснительная с жидкостным аккумулятором давления (на первых опытных ракетах 1953 г. - с пороховым аккумулятором давления).
- горючее - керосин Т-1 / ТС-1
- окислитель - азотная кислота АК-20И (20% четырехокиси азота + 80% азотной кислоты)
- пусковое горючее - ТГ-02 "Тонка-250" (смесь 50% ксилидина и 50% триэтиламина, в ходе первого этапа испытаний использовалось в качестве горючего - согл.источнику "СКБ-385...")
- тяга - 8300 кг у земли (10300 кг в пустоте)
- тяга - 13300 кг (Р-11М, вероятно, в пустоте)
- удельный импульс - 219 ед (у земли)
- время работы - 90 с
|
|
Р-11 |
Р-11М |
|
Длина ракеты |
10424 мм |
10344 мм (10500 мм по др.данным) |
|
Диаметр корпуса |
880 мм |
880 мм |
|
Размах стабилизатора |
1818 мм |
1818 мм |
|
Масса |
5337-5350 кг по разным данным |
5409,6-5846 кг по разным данным |
|
Масса сухая |
1336 кг (1645 кг по др.данным) |
1654 кг |
|
Масса конструкции |
962 кг |
|
|
Масса топлива |
3664 кг (3705 кг по др.данным) |
3705 кг |
Масса БЧ:
- Р-11 - 540 кг (в процессе испытаний)
- Р-11 - 690 кг (штатная БЧ)
- Р-11 - 347 кг (по др.данным, 1997 г.)
- Р-11 - 1000 кг (фугасная)
- Р-11М - 600 кг (штатная обычная БЧ по некоторым данным)
- Р-11М - 860-900 кг (по нашему мнению с ядерной БЧ)
Масса ВВ - 535 кг (Р-11, БЧ массой 690 или 600 кг)
Дальность действия:
Р-11 - 250-270 км (в ходе испытаний)
Р-11 - 270 км (со штатной БЧ массой 690 кг)
Р-11 с БЧ 1000 кг - 150 км
Р-11М - 170-180 км (по разным данным)
Р-11/Р-11М - 60 км (минимальная)
Р-11МУ - 150 км (по ТТЗ)
Скорость на траектории максимальная - 1430-1500 м/с
Высота полета по траектории - 78 км
Время полета на полную дальность (270 км) - 5.4 мин
Время подготовки к старту:
- 3.5 часа (Р-11, штатный автопоезд)
- 30 минут (Р-11М, штатная СПУ)
КВО:
- Р-11 тактико-технические требования проекта (дальность 270 км) - 1500 м по дальности и 750 м по курсу
- Р-11 по результатам испытаний (90% пусков, дальность 270 км) - 1190 м по дальности и 660 м по курсу
- Р-11 по ТТХ - 3000 м
- Р-11М по ТТХ - 3000 м
- Р-11М - +-1100 м по дальности и +-1050 м по курсу (65% пусков), 4000 м КВО (15-20% пусков)
Стоимость ракеты Р-11М с обычной БЧ - от 42.000 до 53.200 руб (цены 1958 г.).
Стоимость ракеты Р-11М с ядерной БЧ - от 4 до 8 млн. руб (с разными типами ядерных БЧ, цены 1958 г.).
Стоимость комплекса 8К11 с обычной БЧ - 800.000 руб (цены 1958 г.).
Боевая часть:
Р-11 - фугасная, массой до 1000 кг
Р-11М:
- фугасная
- ядерная БЧ 3Н10 с зарядом РДС-4 мощностью около 10 кт. Разработана в 1954-1958 г.г. Принята на вооружение в апреле 1958 г. Разработка ядерного заряда велась в КБ-11 (ныне РФЯЦ-ВНИИЭФ, г.Саров), под руководством Ю.Б.Харитона и С.Г.Кочарянца. Боевая часть под ядерный заряд проектировалась КБ-25 МСМ (ныне - ВНИИ автоматики им. Н.Л.Духова).
Диаметр - не более 880 мм
Модификации:
Р-11 / 8А61 (1955 г.) - оперативно-тактическая ракета.
Р-11М / 8К11 (1958 г.) - оперативно-тактическая ракета.
Р-11А / В-11А / Р-11А-МВ (1958 г.) - геофизическая ракета на базе ракеты Р-11 разработана по Постановлению СМ СССР от 11.07.1956 г. Первая серия для летных испытаний - 7 ракет. Первый старт - 4 октября 1958 г. Запуски осуществлялись в заполярных районах СССР с СПУ 2У218 на высоты до 100 км. Всего в период 1958-1961 г.г. произведено 11 пусков ракет Р-11А с целью изучения верхних слоев атмосферы. Модификация Р-11А-МВ предназначалась для отработки парашютной аппаратуры АМС для запуска на Венеру и Марс, произведено 5 пусков в 1962 г.
|
[показать]Подготовка к пуску геофизической ракеты Р-11А с доработанной СПУ 2У218 ( http://www.energia.ru)
Справа - Р-11А с пусковой становкой на полигоне Капустин Яр (60 лет в строю полигон Капустин Яр. 1946-2006 г.г., ГЦМП "Капустин Яр", 2006 г.)
|
[152x500]
|
Р-11МУ / 8К12 (проект, 1957 г.) - оперативно-тактическая ракета, модернизация ракеты Р-11М - тема НИР "Урал". Разработка начата в СКБ-385 (главный конструктор - В.П.Макеев, ведущий конструктор с июня1957 г. - Ю.Бобрышев) по Постановлению СМ СССР вышедшим в марте 1957 г. По проекту предполагалась модернизация ракеты (дублирование электроцепей и отдельных компонентов оборудования. улучшение характеристик) без изменения состава оборудования комплекса. В связи с изменением массы оборудования для сохранения дальности требовался более мощный двигатель с турбонасосным агрегатом для подачи топлива (вместо вытеснительной системы). В проекте предложено использовать двигатель С3.42 ОКБ-3 (главный конструктор Д.Д.Севрук) с которым дальность действия по расчетам должна составить 240 км (вместо 150 км по ТТЗ). С использованием нового двигателя разработчиками предложено создание новой ракеты вместо модернизации ракеты Р-11М. Постановление СМ СССР №378-181 от 1 апреля 1958 г. задавало разработку на базе ракеты Р-11МУ ракеты Р-17.
Состав ракетного комплекса с ракетой P-11 / 8А61:
Ракета 8A61
Пусковое оборудование:
8У22 – пусковой стол
8У227 – установщик
8Ш12 – комплект приборов прицеливания
Подъемно-транспортное оборудование:
8T137 – грунтовая тележка (описана выше в подразделе "Пусковая установка")
8T05 – сливное соединение (комплектация грунтовой тележки)
8Т04 – контейнер (комплектация грунтовой тележки)
8Г07 – заправочный бачок (комплектация грунтовой тележки)
8Т22 – автомобильный кран (длина - 13,3 м, ширина - 3,44 м, высота транспортная - 3,3 м, высота рабочая - 8,64 м)
2Ш9 - траверса
Испытательное оборудование:
8Н211 – машина управления и испытания
Электрoоборудование:
8Н01 – бензоэлектрический агрегат переменного тока
8Н042 - бензоэлектрический агрегат постоянного тока
Заправочное оборудование:
8Г14 – автозаправщик горючего
8Г17 – автоаправщик окислителя (шасси ЗИЛ-151, до 1959 г.)
Вспомагательное оборудование:
8T339 – автомашина ЗИП
8T322 – прицеп вспомогательного оборудования
8Г27 – подогреватель воздуха
8Ю11 – палатка утепленная
8Ю42 – полевая химическая лаборатория
8Т121 – ангарно-транспортная тележка
8Т311 – обмывочно-нейтрализационная машина
Состав ракетного комплекса с ракетой P-11М / 8К11:
Ракета 8A61 или 8K11
Пусковое оборудование:
8У218 – стартовый агрегат
8Ш18 – комплект приборов прицеливания
Подъемно-транспортное оборудование:
8T137 / 8T137М – грунтовая тележка, модификация 8Т137М обеспечивала подогрев ядерной БЧ (описана выше в подразделе "Пусковая установка")
2T3 / 2Т2М – грунтовая тележка, модификация 2Т3М обеспечивала подогрев ядерной БЧ
8T05 – сливное соединение (комплектация грунтовой тележки)
8Т04 – контейнер (комплектация грунтовой тележки)
8Г07 – заправочный бачок (комплектация грунтовой тележки)
8Т22 – автомобильный кран (см.выше)
8T328 – машина-хранилище на шасси ЗИЛ-157 с системой подогрева БЧ
9Ф21М - машина-хранилище специальных БЧ 3Н10
Испытательное оборудование:
8Н16 – машина испытания, шасси ЗИЛ-157 или ЗИЛ-151, комплектуется устройствами 8Г04, 8Г05 и 8Г06.
Электрoоборудование:
8Н01 – бензоэлектрический агрегат переменного тока
8Н03 - бензоэлектрический агрегат постоянного тока
8Н067 – aккумуляторная зарядная станция
Заправочное оборудование:
8Г14 или 2Г1 / 2Г1У – автозаправщик горючего
8Г17 (шасси ЗИЛ-151, до 1959 г., ЗИЛ-157 с 1959 г.) / 8Г17M (с 1959 г., ЗИЛ-157КГ) – автоаправщик окислителя
8Г33У – компрессорная станция (шасси ЗИЛ-157), компрессор с двигателем ЯАЗ М204А, давление - 120-350 кПа/кв.см, минимальная рабочая температура - -55 град С.
8Ш31 – индикатор влажности
Вспомагательное оборудование:
8T339 – автомашина ЗИП
8Г27У – подогреватель воздуха
8Ю11У – палатка утепленная
8Ю44 – полевая химическая лаборатория
8Т121 – ангарно-транспортная тележка
8Т311 – обмывочно-нейтрализационная машина
Состав ракетной бригады ракет 8К11 на гусеничных СПУ:
Три дивизиона по три батареи с одной СПУ в каждой.
Батарея управления.
Саперное подразделение.
Подразделения боевого и технического обеспечения.
Итого в бригаде: 9 СПУ, до 500 автомобилей общего и специального назначения, 800 чел личного состава (в т.ч. 243 чел в стартовых батареях). Личный состав одной батареи - 27 человек (1 СПУ + обслуживание).
Комплекс 8К11 с СПУ 2У218 Национальной Народной Армии ГДР
(Широкорад А.Б., Атомный таран ХХ века. М., Вече, 2005 г.)
SS-1B SCUD-A СПУ 2У218 с ракетой Р-11М / 8К11
(K.-H. Eyermann, Raketen - Schield und Schwert. 1968 г. ГДР)
СПУ 2У218 2-й самоходной артиллерийской бригады Народной Армии ГДР (г.Сталлберг, 1970 г.) и СПУ 2У218 18-й ракетной бригады Польской Народной Армии (г.Белеславец, 1965 г.). Рисунок из книги Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г.
Проекции СПУ 2У218 (Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г.).
Статус:
СССР:
- 1955 г. май - директивой Начальника Генерального штаба Советской Армии № 3/464128, 233 инженерная бригада (бывшая артиллерийская бригада большой мощности Воронежского военного округа) переведена на штат трех отдельных дивизионов с присвоением нумерации дивизионов и вручение Знамен. С июля 1960 по апрель 1963 г. третий дивизион выводился из состава части и существовал, как самостоятельная часть в составе 1 Танковой Армии. Этой же директивой бригада перевооружена на комплексы с ракетами Р-11 (8А61), позже Р-11М (8К11). Это первая строевая часть с ракетами Р-11.
- 1955 г. - командиром батареи майором Ямниковым (233 инженерная бригада) проведено первое комплексное занятие на новой технике.
- 1956 г. 27 июня - на Государственном полигоне в Капустином Яру командиром батареи 233 инженерной бригады майором Марамзиным произведен первый в истории существования части выстрел из новой техники. С тех пор до 1965 г. частью произведено более 40 выстрелов.
- 1957 г. 7 ноября - ракеты Р-11М впервые показаны публике на параде на Красной площади в Москве.
- 1958 г. - начало НИОКР Р-11МУ (тема "Урал") по результатам которых была создана ракета Р-17 (ОКБ-385).
- 1958 г. 7 мая - принято решение о передислокации 233 инженерной бригады в ГДР (г.Кохштедт) и подчинении Главнокомандующему ГСВГ. Передислокация произведена с 6 сентября по 6 октября 1958 г. Бригада находилась в ГСВГ до 1966 г.
- 1958 г. август - инженерные бригады РВГК переданы из подчинения заместителя министра обороны по специальному вооружению и ракетной технике (позже - командующего РВСН) в состав сухопутных войск:
1. 77-я бригада РВГК - сформирована в 1953 г. на полигоне Капустин Яр, после чего передислоцирована в Прикарпатский ВО (изначально вооружена ракетами Р-2).
2. 90-я бригада РВГК - сформирована в 1952 г. на полигоне Капустин Яр, передислоцирована в Киевский ВО (изначально вооружена ракетами Р-2).
3. 233-я бригада РВГК - вооружена ракетами Р-11М с 1955 г (см.выше).
- 1959-1962 г.г. - промышленностью произведено 56 СПУ 8У218.
- 1960 г. 1 июля - на базе 199-й гвардейской пушечной артиллерийской бригады сформирована 199-я гвардейская ракетная бригада вооруженная ракетами 8К11 с СПУ 8У218. Первый пуск бригадой произведен в 1962 г. на полигоне 60-Б в пос.Дамановский (Белоруссия).
- 1960 г. - 159-я ракетная бригада вооружена ракетами 8К11 с СПУ 8У218. Всего в ВС СССР 5 ракетных бригад с ракетами Р-11М.
- 1961 г. - принято решение об оснащении комплексом 8К11 армий стран-участников Варшавского Договора. Поставки начаты в этом же году.
- 1961 г. 10 и 13 сентября - в ходе учений "Волга" на атомном полигоне на о.Новая Земля прошли реальные боевые пуски ракет 9К11 с ядерными боевыми частями.
- 1962 г. - часть бригад размещены в составе ГСВГ (ГДР) с последующим перевооружением на комплекс
8К14.
- 1965 г. 18 мая - последний пуск войсковой Р-11. комплекс снят с вооружения. Всего за время испытаний и эксплуатации произведено 78 пусков (в т.ч. 1 пуск неудачный).
- 1967 г. - комплекс 8К11 начинает сниматься с вооружения. По западным данным всего произведено 2500 ракет Р-11М.
- 1970 г. - на вооружении 50 СПУ комплексов 8К11 (по западным данным, вероятно на хранении в строевых частях).
- 1971 г. - на вооружении 40 СПУ комплексов 8К11 (по западным данным, вероятно на хранении в строевых частях).
- 1972 г. - на вооружении 20 СПУ комплексов 8К11 (по западным данным, вероятно на хранении в строевых частях).
- 1973 г. - на вооружении 10 СПУ комплексов 8К11 (по западным данным, вероятно на хранении в строевых частях).
- 1974 г. - на вооружении СА СССР комплексов нет.
Экспорт:
Болгария - были поставки Р-11/Р-11М.
Венгрия:
- 1970-е годы начало - на вооружении есть комплекс 8К11 SCUD-A, 12 ПУ, 5-я отдельная ракетная бригада "Таполка".
ГДР:
- 1962 г. сентябрь - сформированы 2 ракетных бригады с ракетами Р-11М на СПУ 8У218 - 5 ракетная бригада "Bruno Leuschner" (г.Демен) и 3-я ракетная бригада "Otto Schwab" (г.Таутенхайн).
- 1970 г. - еще есть на вооружении 2 ракетных ("самоходных артиллерийских") бригад.
Иран:
- 1979 г. и позже - реэкспорт SCUD-A из КНДР. До конца войны с Ираком произведено 120 пусков;
- 1988 г. с февраля - использование химических БЧ;
Китай:
- 1957 г. 20 августа - приказ министра оборонной промышленности СССР о передаче Китаю ракетных технологий (Р-2, Р-11 и др.), передана документация на производство Р-11.
- 1960-1961 г.г. - сформировано 20 полков (дивизионов) с ракетами Р-2 и Р-11.
КНДР:
- 1965 г. - первые поставки SCUD-A/B;
- 1991 г. - на вооружении 54 шт. SCUD-А/В/C;
Польша:
- 1962 г. - сформированы 2 ракетных бригады с ракетами Р-11М на СПУ 8У218 - 18-я ракетная бригада (г.Болеславец) и еще одна.
- 1963 г. - польские ракетчики приняли участие в учениях с пусками ракет на полигоне Капустин Яр.
- 1963 г. 4-й квартал - в Польшу поставлены первые 6 комплексов 8К11 с СПУ 2У218.
- 1965 г. - еще есть на вооружении (2 бригады), за все время поставлено 48 ПУ (4 ракетные бригады).
СПУ 2У218 комплекса 8К11 SS-1B SCUD-A в Музее Войска Польского, г.Варшава, Польша
Румыния - 1972 г. - поставлено 24 ПУ (2 ракетные бригады).
Чехослования - за все время поставлено 36 ПУ (3 ракетные бригады).
- 1967-1970-е годы - есть на вооружении двух ракетных бригад (311-я в Стара Болеславе и 321-я в Границе).
Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 (Scud-B)
Видео здесь
За долгие годы службы комплекс неоднократно модернизировался. Модернизированная ракета 8К14-1 (Р-17М) взаимозаменяема с ракетой 8К14 (Р-17) и не отличается по своим ТТХ. Вышеназванные ракеты отличаются только по возможности использования боевых частей. 8К14-1 может нести более тяжелые боевые части с другой геометрической формой, которые могут оснащаться ампульными батареями (а ракеты более позднего выпуска – и БЧ с баллонами высокого давления). Так же не является принципиальной разница в стартовых агрегатах. И в 2П19, и в 9П117 (любой модификации) стоит одинаковая взаимозаменяемая пультовая аппаратура.
В 80-х годах ЦНИИАГ (ЦНИИ автоматики и гидравлики) приступил к выполнению опытно-конструкторской работы (ОКР) по созданию отделяемой управляемой головной части с оптико-электронной системой наведения для ракеты Р-17. Были разработаны программно-математическое обеспечение, аппаратура оптико-электронной системы наведения, бортовая аппаратура системы управления головной части, наземная аппаратура подготовки эталонных изображений и аппаратура ввода полетного задания в головную часть ракеты. Пуски модернизированных ракет начаты в 1984 году. Новая система получила название "Аэрофон", но экспериментальные пуски показали большую зависимость от погодных условий в месте старта и цели, поэтому от модернизации комплекса в дальнейшем отказались.
Комплекс широко поставлялся на экспорт в страны Варшавского договора, Иран, Ирак, Ливию, Сирию, Иемен, Вьетнам и другие. Согласно заявлению Комитета министров обороны Варшавского договора от 30.01.1989 г. в странах Варшавского договора состояла на вооружении 661 ракета Р-17.
Комплекс 9К72 является на настоящий момент морально устаревшим, громоздким, но достаточно надежным и до сих пор стоит на вооружении, хотя производство ракет и комплектующих закончено еще в конце 80-х.

Комплекс 9К72 - ракета - Р-17 / 8К14 / 8К14-1 - СПУ 9П117 / 9П117М / 9П117М1 / 9П117М1-1 / 9П117М1-3 на шасси МАЗ-543 "Ураган". Головной разработчик по наземным системам комплекса - ГСКБ (главный конструктор В.П. Петров, ведущий конструктор С.С. Ванин), приборы прицеливания - КБ завода №784 Киевского СНХ (главный конструктор С.П. Парняков), по СПУ - ЦКБ ТМ (главный конструктор - Н.А.Кривошеин). Серийное производство СПУ 9П117 / 9П117М и др. велось с 1965 г. на заводе "Баррикады", а с 1970 г. (как минимум) на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения (г.Петропавловск).
На западе комплекс получил обозначение "Scud"-B. Ракета 8К14 может оснащаться головными частями телеметрического варианта или головными частями в боевом снаряжении. Первоначально ракета 8К14 разрабатывалась для применения с головными частями в обычном снаряжении 8Ф44 (фугасная) и в ядерном снаряжении 8Ф14 (269А) с урановым зарядом типа РДС-4 мощностью до 10 кт. Когда встал вопрос про возможность оснащения ракеты 8К14 головной частью с химическим зарядом, то выяснилось, что данная ракета не может быть оснащена такой головной частью, так как головная часть должна иметь на борту мощный источник питания длительного хранения (например ампульную батарею). Кроме того возникли проблемы с размещением баллона с отравляющим веществом в габаритах ГЧ. Разработанная головная часть 3Н8 получилась более тяжелая (1016 кг) и другой формы (подкалиберная, но более длинная). Для использования данной головной части была разработана ракета 8К14-1. Чтобы нести более тяжелую и длинную ГЧ вместо алюминиевого стали использовать стальной стыковочный шпангоут, а для возможности задействования ампульной батареи головной части одновременно с ампульными батареями СУ и САПР ракеты - подвели воздухопровод низкого давления к срезу приборного отсека (плоскости стыковки ракеты с БЧ). Позже вместо головной части 3Н8 на вооружение была принята ГЧ 8Ф44Г, которая имела обычные габариты и вес. Дальнейшей модернизацией химических боевых частей стала 8Ф44Г1. Аппаратура управления химической боевой части позволяет устанавливать высоту срабатывания заряда.
Компоновочная схема комплекса 9К72 (рисунок из книги Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г.):

Цифрами обозначены:
|
1 - Отражатель стартового стола
|
20 - Отсек экипажа / радиостанция
|
|
2 - Стартовый стол 9Н117
|
21 - Захваты подъемной рампы ракеты (открыты)
|
|
3 - Стабилизирующая опора СПУ
|
22 - Подъемная рампа ракеты (опущена)
|
|
4 - Контрольная панель системы стабилизации и запуска
|
23 - Кабина управления насосами
|
|
5 - Огнетушитель
|
24 - Бак окислителя
|
|
6 - Контрольная панель подъема/опускания стола
|
25 - Бак горючего
|
|
7 - Контейнер с инструментами
|
26 - Отсек приборов системы управления 1
|
|
8 - Места для персонала в кабине упраления
|
27 - Взрывчатое вещество БЧ
|
|
9 - Кабина управления предстартовой подготовкой
|
28 - БЧ 8Ф44Ф
|
|
10 - Решетка забора воздуха
|
29 - Контактный взрыватель
|
|
11 - Места экипажа
|
30 - Донный взрыватель
|
|
12 - Баллоны сжатого воздуха для запуска двигателя СПУ
|
31 - Отсек приборов системы управления 2
|
|
13 - Ступени для подъема в кабину
|
32 - Кабельный канал
|
|
14 - Место водителя
|
33 - Шланг подачи горючего к двигателю
|
|
15 - Фара
|
34 - Труба подачи окислителя
|
|
16 - Моторное отделение
|
35 - Турбокомпрессор двигателя
|
|
17 - Верхняя часть подъемной рампы
|
36 - Двигатель 9Д21
|
|
18 - Воздухозаборник двигателя
|
37 - Сжатый воздух для запуска топливной системы
|
|
19 - Антенна радиостанции
|
|
На смену ядерной боевой части 8Ф14 пришла головная часть в ядерном снаряжении 9Н33 с зарядом РА-17 (плутониевый заряд имплозивного типа). Дальнейшей модернизацией ядерных боевых частей стала 9Н33-1 с зарядами различной мощности (РА104 - ядерный заряд мощностью до 50 кт, РА104-1 - ядерный заряд мощностью до 100 кт, РА104-2 - термоядерный заряд). Все головные части в ядерном снаряжении оснащались системами внутреннего подогрева, позволявшими производить дистанционный контроль температуры заряда и подогрев заряда. Аппаратура управления ядерной боевой части позволяет устанавливать вид взрыва: наземный, воздушный низкий или воздушный высотный. Фугасная боевая часть 8Ф44 подрывается при ударе о землю.
В составе ракетной бригады, имеющей на вооружении комплекс 9К72, среди подразделений обеспечения имеется метеорологическая батарея. По результатам запуска метеозонда составляется метеорологический бюллетень "Метео-44", который используется в дальнейших расчётах. Если ракетный дивизион действует в отрыве от основных сил (из-за отдалённости нельзя воспользоваться результатами "Метео-44"), то возможно использование "Метео-11" - артиллерийского метеорологического бюллетеня, полученного от ближайших артиллерийских частей, при этом производится пересчёт "Метео-11" в "Метео-44". Метео-44 включает в себя: дату и время измерения, высоту метеостанции над уровнем моря, давление и температуру на метеостанции, температуру, направление ветра и его скорость на высоте 24 км и 34 км, температуру на высоте 44 км, 54 км и 64 км.
При ведении боевых действий в республике Афганистан, дивизион 9К72 успешно произвел свыше тысячи боевых пусков. В горах для получения максимального эффекта нередко производились пуски ракет 8к14 с фугасной головной частью на минимальную дальность. При этом на момент выключения двигателя в баках ракеты оставалось пол тонны основного горючего и не менее двух тонн окислителя. И эффект от взрыва этих компонентов и последующего пожара на склонах гор значительно превышал эффект от взрыва фугасной головной части.
Поставленный на вооружение ряда государств комплекс 9к72 принимал активное боевое участие в многих локальных войнах.
В 1973 г. египетские ракетные части выпустили несколько ракет 8к14 по израильским целям в Синае.
Разработанные в Ираке на базе 8К14 баллистические ракеты «Эль Хуссейн» и «Эль Аббас» имеют облегченные боевые части с весом, уменьшенным на 250 и 500 кг соответственно. За счет снижения полезной нагрузки и благодаря усовершенствованным двигательным установкам эти ракеты имеют максимальную дальность полета 550 и 850 км, однако на этих дальностях также заимствованная у 8К14 система наведения уже не обеспечивает приемлемую точность стрельбы.
В 1980-1988 гг., во время ирано-иракской войны, Р-17 и ее варианты использовались с обеих сторон в «войне городов» — ударах по крупным населенным пунктам.
Во время операции "Буря в пустыне" Ирак неоднократно применял свои ракетные комплексы против американских войск и гражданских объектов в Кувейте, Израиле и Саудовской Аравии. В ходе этого конфликта выявилась недостаточная эффективность использовавшихся средств ПВО даже против устаревших к тому времени ракет типа Р-17.
Технические характеристики ракетного комплекса 9К72 (Scud-B):
Дальность стрельбы , км 50-300
Стартовая масса, кг 5862
Масса незаправленной ракеты, кг 2076
Длина, мм 11164
Диаметр корпуса, мм 880
Размах стабилизаторов, мм 1810
Вес пусковой установки 9П117 с ракетой, т 37
Запас хода без дозаправки, км 500
Боевой расчет пусковой установки 9П117, чел 8
взято тут: http://flot2017.com/file/show/other/15059
Картинки тут
http://www.google.ru/search?q=Scud+B&hl=ru&newwindow=1&rlz=1C1GPCK_enRU424RU424&prmd=ivns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=2AtKTuOFJsjtOYr7wNII&ved=0CD8QsAQ&biw=888&bih=614