"Ошеломляющая перекличка безупречных мелодий,
с которой в истории европейской музыки, возможно,
может сравниться только Моцарт" - Говард Гудалл
Для доживших до наших с вами дней шестидесятников, нынешнее десятилетие - просто кладезь славных дат и поводов накатить пописят - если ещё позволяет здоровье. В какой день ни ткни - обязательно полтинничный юбилей чего нибудь, да вот хоть первый выход вокалиста группы А на сцену босиком или день когда гитарист группы Б впервые почесал прилюдно правое яйцо. Оно и немудрено, ведь те шестидесятые - пожалуй, самое яркое культурное явление второй половины прошлого века, через какую из сфер искусств на эти годы не взгляни
Я решил выбрать пятидесятилетие рождения песни. Не самой мегапопулярной, но известной. Не так, чтобы перевернувшей музыкальный мир, но безусловно повлиявшей. Повлиявшей в том числе и на меня ... но о личном чуть ниже. Так вот, 50 лет назад, 6 июня 1966го была закончена студийная запись песни битлов Eleanor Rigby. Через 2 месяца в виде сингла она появилась в продаже, в том же году получила Грэмми за лучший рок-вокал. Вроде, обычная околозвёздная рутина. Но не всё так однозначно
Текстовый поп-канон в те годы был чётко очерчен - любовная лирика без излишеств. Максимум что мог позволить себе автор текста - лёгкая самоирония, типо :
В твоей руке моя рука
Что за банальная строка
Но лучше нет пока ...
Или повздыхать о расставании -
Ещё вчера
Были я и ты ... -
как в той же Яишнице**. Кроме того, важно - в одном из предыдущих очерков я уже об этом говорил - сопереживание герою песни и/или отоджествление самим слушателем себя с героем песни - это в принципе, основа песенной поп культуры. А тут песня о безысходности полного одиночества. В оконцовке героиня песни вовсе умерла. И её закопали. Нифигажсебе про такое петь. Настолько "выходить за флажки" в те годы было просто не принято, и, по свидетельству одного из критиков, Eleanor Rigby "повергла в самый настоящий шок слушателей поп-музыки в 1966 году". Ну а если брать всё вместе в куче - использование струнных вместо традиционного рок-квартета, смены темпоритма, мрачный текст - на выходе получаем одну из первых ласточек психоделии, которая уже стояла на пороге и скреблась в музыкальную дверь - следующим номерным альбомом битлов был, если кто запамятовал, тот самый "Сержант" (речь само собой, не о той психоделии, которую, студиозусы Уотерс и Райт из Лондонского политеха играли для десяти пьяных рыл в зачуханных дырах типа Каунтдаун Клаб примерно в то же время, речь о психоделии от ТОПов, психодяелии - как это не парадоксально не прозвучит - выходящей на большую дорогу шоубиза)
Ну а теперь немного о личном. У меня в юности был период, когда я и котировал и понимал рок. Джаз-рок уважал, но не понимал (не понимал как это сделано/сконструировано). А традиционный джаз проходил мимо меня - и в плане слушания и в плане вкуривания. Зато гитарастов слушал любых - хоть Мальмстина, хоть Кузнецова. К битлам я в тот же период был абсолютно равнодушен. Но именно Eleanor Rigby дала мне толчок к внутреннему пониманию джаза. Дело было так - один знакомый сказал, мол разжился фирменным пластом крутого гитариста-джазовика и может его мне переписать. Пока писали, первая сторона прошла практически никак, без впечатлений. Потом винил перевернули - и первым номером на второй стороне шёл кавер на Eleanor Rigby. Зазвучала музыка - и словно какой то тумблер щелкнул внутри, то что раньше казалось нелепым нагроможением нот, обрело свой логический смысл. Сейчас то я понимаю, что чисто джаза в той записи было не так уж и много, скорее инструментальная попса с джазовыми завитушками. Но тем не менее, битлам за Eleanor Rigby всячески благодарен, хотя их почитателем так и не стал. Вот она, та версия битловской песни -
Wes Montgomery - Eleanor Rigby :
И раз уж зашла речь о каверах, на десерт эту тему стоит рассмотреть попристальней. Конечно, Eleanor Rigby - это не Hey Jude, не Girl, не Michelle, не Летит Бий, не Кинь бабе лом и уж тем более, не бессмертная Яишница. Тем не менее, эту песню исполняли многие известные (и не очень известные) артисты. Вот я и предлагаю вам пятёрку самых интересных прочтений сабжа, отобранную, разумеется, при помощи моей вкусовщины
Начнём, пожалуй, с вариантов средней степени чижолости. Хардрокеры и прогстеры вдоволь поизмывались над этой битловской песней. Но выходило всё как то не в лад да невпопад - либо слишком по деревенски деревянно как у Kansas, либо так, что за музыкантами и полётом их души, не видно самой песни - как в случае с прог-рокерами Esperanto. После кучи всех этих, пусть даже и искренних, но - поделок - версия австралопитеков Zoot однозначно выделяется в плюс. Так могли бы сыграть битловскую нетленку упоровшиеся амфетамином Cream например. В целом, получилось на твердейшую пятёрку -
Zoot - Eleanor Rigby :
Версия вторая, ещё потяжельше. Стоит отметить, что металл-каверы на Eleanor Rigby, они как шаг вправо/шаг влево - более менее однотипны, предсказуемы и в целом похожи, будь то версии от Godhead, от ветеранов Охеды с Ди Снайдером, от Letters From The Fire, от Sacred Rite, от Bible Black, или даже от россиян Слот. Непредсказуем разве что трэшняковый вариант в исполнении Realm - но там такая срань, что слушать его я вам категорически не советую. Кавер от шведских металлопрокатчиков Pain на фоне вышеназванных слушается почти шедевром, простым, ровным и мощным (да чего там, просто ломовым) как стальная болванка -
Pain - Eleanor Rigby :
Едем дальше. И дальше у нас с вами внизапно фолк. Разумеется, фолк кельтский. ЧСХ - решить сабж в этом стиле не отважился никто за исключением парней из ирландского (ну разумеется!) коллективчика De Dannan. Это как раз тот случай, когда музыканты предлагают своё прочтение, заворачивая тему оригинала во вроде бы бесхитростные импровизации в народном стиле. И в результате просто бестище -
De Dannan - Eleanor Rigby :
А теперь, нырнём ка ещё поглубже в дебри музыкальных глубин. Двуручный тэппинг, как способ исполнения на струнных инструментах, существует уже давненько. И песня, о которой идёт речь, в разное время привлекала внимание таких матёрых "двуручников", как Стэнли Джордан и Энтони Маззелла. Их каверы на Eleanor Rigby хороши, каждый по своему. Но вот этот ещё лучше. Не только потому, что стик звучит богаче и ярче гитары (хотя и поэтому тоже). Там и помимо звука со всем остальным порядок, ничего не слишком и в то же время всё в кассу -
Robert Culbertson - Eleanor Rigby :
Кстате, вокализды в моём списке были? Нет? Значит будут. Ими и пошабашим. С вокализдами получалась примерно та же петрушка что и с хардрокерами - пытаясь сделать кавер на Eleanor Rigby, они в большинстве своём, либо тупо упирались в материал, просто перепевая его с небольшими нюансами как Джоан Баэз, Тони Беннетт, Эрни Гарретт, Гаэтано Велозу и прочие, несть им числа. Либо переувлекались собой любимыми, как Арета Франклин, лихо перескакивая через оригинал, там где лучше бы мягко переступить. Даже версия от Кинг Сингерс не убеждает (и это с их то возможностями). Но нашёлся другой ансамбель похожего состава из солнечной страны Суоми, таки поддержавший общее реноме вокализдов. Слушаем, улыбаемся и машем -
Rajaton - Eleanor Rigby :
_________________________________
* На верхних фото - памятник "песенной" Эленор в Ливерпуле и могила реально существовавшей женщины Эленор Ригби, умершей в 1939 году
** "Яичница-болтушка" (Scrambled Egg) - таким было первоначальное рабочее название всемирно известной Yesterday, пока Пол Маккартни таки не написал окончательный текст
Чота я про пианинку забыл совсем. Но что выбрать? Винс Гальярди слишком заумен, Чик Кореа чересчур сентиментален и скромен. Пусть будет старина Питерсон, пожалуй -
В Актобе в воскресенье неизвестные напали на 2 оружейных магазина и военную часть. По официальным данным погибло 10 человек, включая четверых нападавших. Актобе находится в 100км от границы с РФ - ВВC
Исходное сообщение Malcolm_X
Абрам охуенен, теме плюсанул.
абрашка поражает конечно
в музыке шарит так,что любой
выпускник джулиарда позавидует
а в остальном полный валенок,на
уровне какого-нибудь слесаря или митяя.
тех хотя бы понять можно,они по подворотням
образование получали,а вот абрашку понять
сложно
Ответ на комментарий Жора_Фридман #
Нудная песня. Не умаляя достоинств.
Интересно другое. "Шестидесятники". Термин сугубо наш и смысл его совершенно в другом. Никаким боком к битлам. Скорее к Высоцкому. Однако именно в 60-е появились ху, кинкс, битлы, ролинги и прочие перплы. Есть тут параллель между ими и нами? Или просто совпадение? Или наши шестидесятники зарефлексировали от иностранщины?