КОРОТЕНЕЧКО О ВОСПИТАНИИ. ВОЗРАСТ И ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
07-01-2016 20:38
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Про воспитание можно писать с разных точек зрения, с разных сторон подходить. Начнем с главного.
Есть три составляющих воспитания - НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, СРЕДА И ВОЗРАСТ.
1.Наследственность (или генетика)- ну тут мы бессильны. Редко кто заглядывает в мед.карту предполагаемого отца или матери. Да и это такая штука - не знаешь откуда выстрелит. Будут дети красивыми как мама и умными как папа или наоборот? Науке это не известно.
2.Среда- не только условия жизни, язык, параметры города и школа-сад, но и поведение родителей и других взрослых. Дети не только впитывают как губки, но и все это воспроизводят. Что они впитают и когда воспроизведут никто не знает. Даже сам ребенок.
Очень много в науке споров - что главнее и больше - наследственность или среда? Я думаю что примерно поровну. Да и это не главное потому, что повлиять на это родителю трудно. Ирония в том, что можно завалить ребенка самыми лучшими игрушками, а он уйдет в подворотню и станет маргиналом.
3.Возраст.
Вот о чем я расскажу по-подробнее, ибо это-то и самое главное для родителей. Потому что это инструмент в ваших руках. То есть знание особенностей возраста поможет хоть как-то контролировать процесс развития ребенка и даже управлять им.
Все так просто, что вы даже мне не поверите сперва, а может, наоборот, скажете, что все это и так знали. И будете правы - все это давно известно, но отчего-то на практике мало кем используется.
Немного теории:
В развитии ребенка есть несколько периодов - младенчество (от рождения до года), ранний возраст (от 1 до 3) , дошкольный возраст ( от 3 до 7 лет, т.е до школы), школьник ( с 7 до 11-12 лет), подросток ( с 11 до 16) и юноша (16-18 лет). Деление условное и многое зависит от пола и среды. Но так примерно и выходит.
И в каждом возрасте есть такая деятельность , в которой и идет развитие. Она условно называется "ведущая деятельность".
А теперь ближе к делу.
У младенца ведущая деятельность - общение со взрослым. Ребенку все равно кто будет его кормить, менять пеленки или памперс, показывать смешные рожицы, а еще разговаривать и улыбаться только ему. Главное, чтобы вовремя и с любовью. Вот такие дела. Дети в детских домах обеспечены питанием и чистыми пеленками и по расписанию, но нет главного - всецелого внимания, прикосновений и осознания себя центром вселенной взрослого.
Ранний возраст - предметная деятельность. То есть это игра с предметами. Бесконечно могут собирать кубики, катать машинки, играть с песком, открывать-закрывать замки и так далее и так далее. Чем их больше в доме и они разнообразнее, тем лучше. Как не закопаться в игрушках? Убирать на недельку одни, потом другие. Ходить в развивающие центры, в гости, всюду где найдется новые предметы для игр.
У дошкольника главное - игра. То есть буквально все капризы и проблемы можно разрулить всего лишь играя с ребенком. Играть можно во всё, что хочется и с чем хочется. Дошкольник только пока играет в жизнь взрослых, примеривает на себя разные роли. Хотите развивать ребенка - ищите специальные развивающие игры. Хотите, чтобы был приспособлен к жизни - играйте в профессии. Хотите научить думать? Ходилки и морской бой вам в помощь. А еще шашки и шахматы. Родитель может направить развитие ребенка всего лишь нужной игрой и даже воспитать характер. Естественно, заботу никто не отменял.
У школьника главное - учеба. Именно в этом возрасте авторитет родителей тает на глазах. Он либо будет поделен поровну с учителями, либо авторитетов у ребенка не останется. Дети учатся критически мыслить, подмечать недостатки во взрослых. Еще бы - мы из сами научили придираясь к их ошибкам.
Подросток развивается в общении со сверстниками. Не даете сидеть компаниям подростков дома - миритесь с вконтактом. Подростки все равно найдут лазейку для общения.
А еще они развиваются в совместной деятельности. Со-вместная означает вместе. Вместе. То есть с кем-то. Вам выбирать вместе с кем. Лучше, конечно, с вами. То есть с родителями. Читать книжку (да, вы тоже должны читать) - вместе. Смотреть кино и рыдать о смерти Седрика - вместе. Ходить на лыжи - вместе. Взрывать петарды - вместе. Не хотите взрывать петарды? Они все равно взорвут. Только не с вами. И ничего не поделаешь.
У подростков вообще сложный возраст - они борются с противоречиями. Вроде здоровенные лбы, но никто их взрослыми не считает. Помогите в совместной деятельности им почувствовать себя взрослыми . Пускай они поймут , что тоже могут.
Да, пока они не зарабатывают денег, ну хватит их в это тыкать. Вы что ли зарабатываете как шейхи? Пускай делают то,что им по силам. И то что приносит радость и вам. Не наказание, а в радость - это важно.
Тогда быть может они перестанут быть подростками ( а некоторые до пенсии остаются ими) , а выйдут на уровень "юноша" и поймут кем хотят стать в этой жизни. И тут не важно слесарем или завучем. Главное - взрослым. Со всеми вытекающими.
А еще детей надо любить. И очень может быть, что тогда все что вы прочитали вам не понадобится.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote