• Авторизация


"ТИТАНИК". СТО ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА 13-04-2012 17:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Буквально на днях будет отмечаться столетие со дня трагедии «Титаника» - одной из крупнейших катастроф в истории мореплавания.

[показать]

История этого лайнера сейчас рассматривается не просто как крупное кораблекрушение, а как важная веха, знаменующая собой границы эпох. Ведь говорят, что настоящий двадцатый век – век невиданных доселе бурь и потрясений – начался в 1914 году, а произошедшая за 2 года до того катастрофа стала символом того, что даже в одной из самых высокоразвитых на тот момент отраслей могут происходить подобные драмы с сотнями жертв. Потонувший в первом плавании же «непотопляемый корабль» отрезвил многих идеалистов, считавших, что технический прогресс поможет спасти человечество – а начавшаяся вскоре война, давшая миру первые образцы танков, тяжёлых бомбардировщиков, а также химического и ручного автоматического оружия и т.д. – окончательно уничтожила эту веру. Мир вступал в новую эпоху…

Однако, вернёмся к «Титанику». Катастрофа лайнера за сто лет обросла большим количеством мифов, толкований и сплетен. Какие-то из них были – умышленно или неумышленно - созданы сразу после катастрофы, какие-то – в ходе оперативных расследований её причин, а какие-то уже в наше время, в том числе при съёмках посвящённых событию художественных фильмов (особенно, конечно, известного блокбастера Джеймса Кэмерона).

В этой теме я постараюсь осветить основные стереотипы, которые связаны у многих с катастрофой и попытаться разобраться, правдивы они или ложны. Где-то ответ будет однозначным, где-то нет, так как многие моменты той истории остались не прояснены до конца – в том числе и потому, что многие участники событий погибли той апрельской ночью в Атлантическом океане. Тем не менее, многие подробности плавания «Титаника» сейчас известны исследователям, оставили воспоминания и многие пассажиры (кстати, последняя из них умерла 3 года назад), поэтому многие вопросы освещены вполне достаточно для выводов.

 

МИФ 1. «Титаник» был самым большим и быстроходным судном на тот момент – в общем, абсолютно выдающимся представителем семейства лайнеров.

Насчёт того, что «Титаник» был самым большим судном на тот момент – это правда. Корабль имел более 260 м в длину и чуть меньше 30 м в ширину. 

[показать]

Впрочем, нельзя сказать, чтобы его размеры намного превышали предыдущие аналоги или превосходили проектируемые на ближайшее будущее суда подобного класса. Но он не был ни чем-то абсолютно выдающимся – т.к. принадлежал к семейству «Олимпик», из которого вышли ещё 2 парохода того же типа – собственно «Олимпик» (спущен на воду раньше, размерами несколько уступал «Титанику») и «Британик» (спущен на воду позже, уже после трагедии, причём переименован из «Гигантика» - т.к. по легенде титаны и гиганты погибли в столкновении с богами-олимпийцами и называть так корабль уже не решились), ни самым быстроходным – при постройке ставка была сделана на наибольшую пассажировместимость и комфорт.

«Голубой лентой Атлантики» - знаком отличия для самого быстроходного судна – владела на тот момент «Мавритания» из компании «Кунард», тогда как проект «Олимпик» был детищем компании «Уайт Стар Лайн» (эти компании объединились значительно позже, уже после первой мировой войны). Рекорд же «Мавритании», установленный в 1909 году, продержался 20 лет и был побит немецким судном «Бремен», чьи размеры уже превышали «Титаник».

 

МИФ 2. «Титаник» с самого начала окружала какая-то негативная аура, которая сопровождала его всё время.

Это и так, и не так. Да, уже при выходе в свой первый рейс, громоздила «Титаник» чуть не столкнулся в Саутгемптонском порту с другими судами – это считалось неудачным предзнаменованием, и кое-кто из-за этого даже сошёл с борта при остановке в Шербуре.

[показать]

Кроме того, несмотря на значительный пиар «непотопляемого» корабля, не удалось даже продать все билеты на первый рейс (в плавание отправилось чуть более 1300 человек – это примерно половина от максимальной пассажировместимости судна). По непонятным причинам с 3 по 10 апреля 1912 г. несколько человек, включая известного банкира Дж.П.Моргана, сдали купленные билеты. Некоторые объяснили свой внезапный отказ нежеланием плыть на корабле, выходящим всего в первый рейс. Другие же просто говорили - не хочу, и все!

Лондонский бизнесмен Дж.К.Миддлтон купил билет 23 марта, а после покупки ему стал сниться сон, что корабль тонет, а сам он словно висит в воздухе над местом трагедии. Знакомые подняли его на смех, а его преисполняли совсем другие чувства – мистический страх соседствовал с деловым – срочно было нужно ехать в Нью-Йорк. И тут из Америки приходит телеграмма: отложите отъезд. Он с облегчением сдал билет и рассказал о сне журналистам. Те написали в газеты – всё это было ещё до трагедии..

 К.Макдональду предложили место второго инженера на «Титанике», он отказался, сказав, что с кораблем что-то случится. Старпом на «Титанике» Уайлд долго не соглашался занять эту должность, но его уговорили. В последнем письме сестре, отправленном уже из плавания во время остановки в Ирландии, он писал: «И все-таки мне не нравится это судно... оно вызывает какое-то странное чувство».

В то же время, в первом плавании приняли участие многие видные люди – и богачи вроде Астора и Гуггенхайма, и военный атташе президента США Батт, и известный журналист Стид, и актриса Дороти Гибсон, и многие другие. Более 700 человек купили билеты в 3-й класс, условия в котором на тот момент были также одними из наилучших в истории мореплавания. Судно казалось чем-то вроде небольшого уютного городка. Один из пассажиров, полковник Грейси писал:

«Я испытывал такое чувство, будто нахожусь за городом на побережье, окруженный всевозможными удобствами. Здесь ничто не напоминало о том, что мы находились в обычно штормовом Атлантическом океане. Движение судна и шум машин ни на палубе, ни в салонах ни днем, ни ночью почти не ощущались».

 

МИФ 3. Пресловутая «непотопляемость».

Это, разумеется, миф. Придуман он был журналистами, охочими до сенсаций и склонными к гиперболам, однако руководство компании «Уайт Стар Лайн» не стало их разубеждать, рассчитывая на дополнительный пиар. Собственно, эта «непотопляемость» обозначала то, что «Титаник» мог оставаться на плаву при затоплении любых двух из его 16 водонепроницаемых отсеков, любых трёх из первых пяти отсеков, или же всех первых четырёх отсеков. Никто не допускал, что в случае аварии вода может проникнуть в большее число помещений, — пробоина подобных размеров в корпусе просто исключалась. В мирное время ни один корабль не терпел таких повреждений.

 

МИФ 4. Гибель «Титаника» была предсказана в художественном произведении.

Эта история правдива. Морган Робертсон, морской капитан в отставке, ещё в 1898 году сочинил роман «Тщетность» о трансатлантическом лайнере под названием «Титан», который своими фантастическими размерами превосходил все построенные к этому времени суда. По сюжету, богатые люди отправились на нём из Нью-Йорка в Великобританию (на «Титанике» оказалось наоборот). Холодной апрельской ночью судно в первом же рейсе сталкивается с айсбергом и погибает – как и «Титаник». Совпадения были даже в мелких деталях.

«Титан» Робертсона был всего лишь на 10 метров короче «Титаника». Оба лайнера имели по три гребных винта и могли развивать скорость порядка 24-25 узлов. Оба могли взять на борт около 2,5 тыс. пассажиров, имели примерно одинаковое количество шлюпок, водоизмещение, мощность моторов. И на «Титанике», и на «Титане» в спасательные шлюпки не смогли бы поместиться все, однако никто не придавал этому значения, поскольку оба судна считались «непотопляемыми».

Книга была переиздана в 1912 году – издатели рассчитывали получить навар на шумихе вокруг первого рейса «Титаника», и надо же было такому случиться, что она попалась в руки одному из кочегаров с реального лайнера – Джону Коффи. В ужасе он узнал своё судно в вымышленном и при остановке в Ирландии дезертировал с «Титаника», тем самым спася себе жизнь.

 

МИФ 5. Количество шлюпок было недостаточным, а скорость в опасных водах – быстрой – из-за произвола владельцев компании «Уайт Стар Лайн». 

Первое утверждение в части произвола неверно. Шлюпок на лайнере было даже на четыре штуки больше, чем того требовали правила безопасности тех лет. Другое дело, что эти правила были устаревшими и совсем не рассчитанными на суда, подобные «Титанику». Согласно им, количество мест в шлюпках регулировалось не пассажировместимостью, а тоннажем. Так что если строго следовать тогдашним правилам, то «Титаник» должен был иметь не более 962 спасательных мест, а их было 1178. После  трагедии по результатам расследования американской комиссии сенатора Смита, эти мореходные правила были пересмотрены. А на «Олимпик» затащили недостающие шлюпки буквально через несколько дней…

[показать]

Что же касается второго, то и там компания «Уайт Стар Лайн» особо не выделялась – корабли других судовладельцев также зачастую жертвовали соображениями безопасности в угоду скорости и соблюдения расписания, которое особенно волновало обеспеченных пассажиров, жаждущих попасть в пункт назначения вовремя. Соблюдение этого расписания являлось таким же конкурентным преимуществом, как скорость и комфорт. Всё это стало очень неприятной подробностью официальных расследований причин гибели «Титаника» - эксперты посчитали, что не иди корабль со скоростью, близкой к максимальной – сила удара об айсберг была бы много меньше, и возможно, он бы остался на плаву.

В вину же директору компании «Уайт Стар Лайн», плывшему на «Титанике» ставили то, что он уговорил капитана не остановить судно сразу. Возможно, это позволило бы продержаться подольше.

 

МИФ 6. Айсберг был замечен очень поздно из-за отсутствия биноклей у вперёдсмотрящих (которые тогда им не полагались), а реакция капитанского мостика – ошибочной. 

Бинокли вперёдсмотрящим на самом деле полагались, но на «Титанике» с ними случилась особая история. Ключ от сейфа с биноклями у офицеров отсутствовал, так как из-за внезапных перестановок перед самым отплытием, его случайно забрал с собой ушедший из экипажа второй помощник капитана Блэр. К его преемнику Лайтоллеру впередсмотрящие обращались с просьбой получить бинокли, но они так и не были выданы! Впрочем, многие исследователи считают, что отсутствие биноклей не было роковым. Так, впередсмотрящие в «вороньем гнезде» заметили айсберг раньше находящихся на мостике, имевших при себе бинокли. Также происходило и на судне «Карпатия», спешившем на помощь «Титанику» уже после столкновения.

[показать]

Что же касается реакции мостика, то им пришлось очень сложно. Айсберг (принадлежавший к редкому типу т. н. «чёрных айсбергов» - перевертышей, у которых стала видна более тёмная подводная часть), был замечен менее чем за минуту до столкновения, поэтому времени на принятие решения было мало. Помимо всего прочего, ещё и ночь была безветренной и безлунной и около айсберга не было никаких «барашков».

[показать]

Первый помощник Мэрдок, бывший на мостике, попытался отвернуть от айсберга, но времени не хватило и скользящий удар пришёлся вбок. Эксперты впоследствии считали, что будь удар лобовым – судно бы осталось на плаву (устройство перегородок было как раз нацелено на выживание корабля при лобовом столкновении, бока же судна были защищены куда слабее), но у Мэрдока просто не было времени проанализировать ситуацию, выбрать наименьшее из зол, и он действовал машинально.

 

МИФ 7. Другие суда не успели на помощь потому, что «Титаник» передавал новейший сигнал SOS, к которому ещё не привыкли радисты.

На самом деле «Титаник» подавал и старый сигнал бедствия, и новый SOS.

Однако, с радио связано несколько других важных моментов. Так, внутренняя система связи лайнера была крайне неудовлетворительной, прямой связи по радио с капитаном не было — все сообщения ему необходимо было докладывать устно. Кроме того, радисты уделяли много внимания передаче частных телеграмм богатых пассажиров. Из-за всего этого, несколько предупреждений других судов о сложной ледовой обстановке до капитана Смита не дошли.

Кроме того, на многих судах того времени был только один радист, которого некому было подменить, когда он спал. Это тоже сыграло свою роль в истории с «Титаником». Так, радист на располагавшемся ближе всего к месту столкновения пароходе «Калифорниэн», лёг спать за несколько минут до того, как был послан сигнал SOS с «Титаника», и был разбужен только в 3:30 утра – уже после того, как судно затонуло.

Считается, что «Калифорниэн» мог визуально наблюдать сигнальные ракеты с «Титаника» (капитан «Калифониэн» Лорд убеждал, что это было другое судно) и своевременно прийти на помощь, но этот вопрос в итоге остался дискуссионным, как и возможность спасения пассажиров «Титаника» другими судами помимо «Карпатии», которая была в четырёх часах хода от места катастрофы.

 

МИФ 8. Шлюпки спускались незаполненными из-за халатных действий команды, места в шлюпках продавались за деньги.

Шлюпки отходили полупустыми в основном потому, что большинство женщин и детей, особенно вначале, боялись покидать все еще казавшийся им непотопляемым лайнер. Лодочки ведь выглядели такими хрупкими! Да и было до них целых двадцать метров. Ночь, страшно! Пришлось первыми спускаться некоторым мужчинам, чтобы убедить женщин в безопасности высадки. Но если первый помощник Мэрдок смотрел на это сквозь пальцы, то второй помощник Лайтоллер на своём борту строго следовал инструкции «Сначала женщины и дети» и если их не хватало, просто спускал шлюпку. Кстати, некоторые эксперты ставили под сомнение и заявленную вместимость шлюпок.

[показать]

Тем не менее, определенная вина команды всё равно наличествует – так, мужчины из экипажа получали возможность занимать места в полупустых шлюпках сами, прикрывая свои интересы «благородными побуждениями» заботы о женщинах и детях. В случае, если бы все пассажиры, мужчины и женщины, занимали места в шлюпках, мужчины из экипажа в них не попали бы и их шансы на спасение были бы равны нулю. Они это хорошо понимали.  Мужчины из команды занимали часть мест почти во всех шлюпках по ходу эвакуации с судна, в среднем 10 человек из экипажа на 1 шлюпку.

Кроме того, однозначная вина командующих шлюпками офицеров состояла в том, что практически никто из них потом не вернулся к месту катастрофы, чтобы подобрать выживших. Нет претензий тут только к пятому помощнику Лоу, который оказался единственным, кто это сделал (правда, с опозданием, поэтому спасено было всего 4 человека – в фильме Кэмерона одной из этих спасённых оказалась Роуз), и ко второму помощнику Лайтоллеру, который оставался на борту до конца и выжил чудом, сумев уже из воды добраться до складной шлюпки и взять командование над собравшейся на ней беспорядочной толпой, которая могла её перевернуть.

[показать]

Что же касается продажи мест, то это скорее всего вымысел. Факты говорят другое - в частности, тот же Лайтоллер отказал в посадке мультимиллионеру Джону Джейкобу Астору, который хотел сесть вместе с женой. Впоследствии тот не сумел спастись. Другие миллионеры, как например, Бенджамин Гуггенхайм, даже не предприняли попыток занять места в шлюпках.

 

МИФ 9. Пассажиров третьего класса сознательно не допускали к шлюпкам, из-за чего большая часть из них погибла. 

Очень сложный вопрос. Английская комиссия по расследованию причин гибели «Титаника» под руководством лорда Мерси сделала вывод, что «если бы шлюпки задерживали немного дольше перед спуском на воду, или если бы двери прохода были открыты для пассажиров, большее число из них могли бы попасть на шлюпки».

Причиной низкой выживаемости пассажиров третьего класса с большой долей вероятности можно считать препятствия, чинимые экипажем для прохода пассажиров на палубу (причём иногда и просто недостаточное информирование о ситуации – многие из пассажиров так и не узнали о столкновении), закрытие дверей прохода.

В то же время, спасшиеся пассажиры третьего класса (всего спаслось 174 человека из более чем 700), да и другие свидетели утверждают, что препятствий, подобных пресловутым решёткам из фильма Кэмерона, не было. Вот выдержка из того же доклада лорда Мерси:

«Да, процент спасшихся пассажиров 3-го класса значительно меньше такового для пассажиров 2-го и 1-го классов. Это объясняется, прежде всего, значительно большим количеством пассажиров 3-го класса, но кроме того, и такими факторами, как нежелание многих пассажиров бросить свое имущество (там ведь было много эмигрантов, плывущих в Америку на постоянное место жительства со всем скарбом), значительной отдаленностью помещений 3-го класса от шлюпочной палубы и рядом других».

Действительно, просто добраться до шлюпочной палубы (тем более в панике и суете) через все закоулки огромного лайнера было непросто. Лайтоллер позже вспоминал, что и ему потребовалось целых 2 недели перед отплытием, чтобы хотя бы начать полностью ориентироваться на судне, чего уж тут говорить о пассажирах!

 

МИФ 10. Джеймс Кэмерон снял максимально близкий к исторической правде фильм.

Фильм Кэмерона действительно получился уникальным, была проделана огромная работа. Интерьеры и предметы быта на судне воссозданы удивительно точно. Размер киношного корабля всего на 1/10 отличается от реального. Сама катастрофа тоже дана довольно близко к реальным фактам. Так что в целом, это правда.

[показать]

Однако, есть и неточности. Помимо решёток для пассажиров третьего класса – это и ситуация с взяткой Каледона, который получил таким образом место в шлюпке, и со стрельбой первого помощника Мэрдока по людям и его последующего самоубийства. История с Мэрдоком, который давал садиться в шлюпки всем желавшим при наличии свободных мест и в итоге спас этим самым большую часть из добравшихся до шлюпочной палубы, а сам в итоге утонул вместе с кораблём, является абсолютным художественным вымыслом, в результате чего Кэмерону пришлось даже извиняться перед его потомками.

[показать]

Вымысел, конечно, и история главных героев, хотя свои прототипы  у них имелись. История «Титаника» полна драматических людских трагедий, которые в своё время широко обсуждались, поэтому у Кэмерона имелся определённый материал для воображаемой истории. Вполне возможно, что имя главного героя – Джек Доусон им было взято неслучайно – на «Титанике» действительно был человек  с таким именем.  Доусон работал на судне угольщиком. Вот только любимой девушки из высшего света у него не было.. Тело настоящего Доусона нашли, он похоронен в Галифаксе. К этой могиле реального человека фанаты Ди Каприо по сей день носят груды цветов, отдавая дань памяти мифическому персонажу.

 

Помимо рассмотренных мифов есть и масса других, вплоть до абсолютно нереальных историй о призраках и якобы спасённых через многие годы на том же месте пассажирах, о которых вы наверное обязательно вспомните в комментариях. Эта история полна таинственных событий, роковых случайностей и мистических совпадений – и может быть поэтому до сих пор волнует многих людей, несмотря на то, что с её момента прошёл уже целый век.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1793): вперёд» последняя»
Везет мне на темы Сандро и Тети Бо.
Титаник мне понравился:)
Фильм Титаник мне нравится)
КЛИМ1 13-04-2012-17:19 удалить
Малыш да нормальным хомякам пох.... гы-гы)))
Исходное сообщение К0ШКА_ШРЕДИНГЕРА Фильм Титаник мне нравится)
Шикарен:)
Исходное сообщение КЛИМ1 Малыш да нормальным хомякам пох.... гы-гы)))
Не верю!:))
прочитал недавно цикл Бушкова про жандармского сыскаря Алексея Бестужева.. он тоже на Титанике плыл, вся книга пятая - Аргонавт
vrag_neproydet 13-04-2012-17:23 удалить
ТЕТАНИЧЕСКЕЙ НАХЪ НА ПЕРВОЙ!!!!!
На "Титанике", кстати, четвёртая труба была нерабочей.
Атлишная тема. Как-раз сегодня утром, когда ехал на работу, вспомнил. што Сандро обещал темку про "Титаник". Маладец, Сандро!!!
Ответ на комментарий К0ШКА_ШРЕДИНГЕРА #
Исходное сообщение К0ШКА_ШРЕДИНГЕРА Фильм Титаник мне нравится)

Исходное сообщение Б_о_г_д_а_н http://www.dailymail.co.uk/news/art...cean-floor.html
Крутые фотки! Интересно будет фильм глянуть.
КЛИМ1 13-04-2012-17:25 удалить
Исходное сообщение Андрей_Сторублёв .
Вспомнилось : " Айсберги, сказал Митрич, это мы можем понять.... ...ндцать лет как нет житья от всяких айсбергов, вайсбергов, Трахтенбергов и прочих рабиновичей..." (c) Счетаю фразу вечная.... такие времена... гы-гы)))
vrag_neproydet 13-04-2012-17:26 удалить
был в кельне, сравнил размеры бедствия с собором. представил себе как половинка титаника зависла вертикально, прежде чем пойти ко дну, а дикаприо там торчал на корме. 160 м - это ж страшно высоко!
EL_Pelado 13-04-2012-17:26 удалить
Ну и Хунта Здесь!
Нихуя вы нахуярили ... )))


Комментарии (1793): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "ТИТАНИК". СТО ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА | ДЕНЖЕР-ЗОНА - Cообщество ДЕНЖЕР-ЗОНА | Лента друзей ДЕНЖЕР-ЗОНА / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»