• Авторизация


Антти Ревонсуо: Проблемы дуализма 06-07-2013 15:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[241x396]

…Похоже, что причинное взаимодействие физического и нефизического миров протекает весьма гладко. Действительно, в нашей повседневной жизни нам вообще не приходится задумываться об этом. Как только мы открываем глаза, на нас начинают воздействовать физические стимулы, в результате чего возникают осознанные зрительные переживания. Мы используем свои физические тела для реализации наших намерений и для удовлетворения желаний, и похоже, что всё это работает без сбоев. Проблема заключается в том, чтобы объяснить, как именно два диаметрально противоположных мира – такие физические процессы, как нейрональная активность, и такие нефизические качественные вибрации души, как наши ощущения, мысли и желания, – вообще способны взаимодействовать друг с другом, не говоря уже о таком непосредственном взаимодействии. Иными словами, интеракционистский подход должен вооружить нас научной теорией, хотя бы предварительной, о механизмах взаимодействия двух миров.

Почему же тогда интеракционисты не предложили нам ни теории, ни хотя бы описания этих механизмов? Проблема заключается в том, что физический мир причинно замкнут в себе, а нефизический мир, соответственно, причинно инертен (по крайней мере, по отношению к материальному). Причинная замкнутость физического мира означает, что физические события могут быть вызваны только другими физическими событиями и способны вызвать дальнейшие события, имеющие исключительно физическую природу, посредством чисто физических механизмов. Причинная обусловленность (причинность) требует механизмов, обладающих такими физическими свойствами, как масса, энергия, силовые поля, физическое движение в физическом пространстве и т. д. Причинная инертность сознания означает, что наши переживания, если они абсолютно нефизические, вовсе не обязательны для того, чтобы произошло какое-либо физическое событие, и их природа такова, что они не могут повлиять решительно ни на что в физическом мире, включая и нейронную активность в нашем мозгу. Если сознание состоит из призрачной ментальной субстанции, значит, оно, как и призраки-прототипы, должно просто плавно перемещаться через все материальные предметы, не оказывая на них никакого влияния!

Проблема, с которой сталкивается дуалист, такова. Чтобы причинно взаимодействовать с физическим миром (например, с мозгом), некая сущность должна как минимум обладать некоторыми физическими свойствами. Следовательно, ментальная субстанция должна, в конце концов, иметь какие-то физические свойства, чтобы оказывать какое-то влияние на активность нашего мозга. Однако для дуалиста сознание по определению является чем-то нефизическим. Как нечто абсолютно нефизическое, лишённое массы, энергии, движения, силы тяжести, протяжённости в пространстве, местоположения и всех мыслимых физических свойств, может вызвать какие-либо изменения в таком объекте физического мира, как мозг? Как именно ментальная субстанция оказывает физическое влияние на мозг и реализует физическое проявление своей свободной воли? Это тайна за семью печатями. До тех пор, пока не появятся убедительные научные гипотезы о механизмах взаимодействия души и мозга, интеракционизм остаётся чисто метафизической спекуляцией, имеющей значение исключительно для философии, но не играющей никакой роли в эмпирической науке о сознании.

Проблема, связанная с объяснением природы двустороннего взаимодействия сознания и мозга, – не единственная проблема интеракционизма, хотя, возможно, и самая трудная. Другие проблемы возникают, когда мы пытаемся «встроить» дуалистический взгляд на сознание в научное представление о мире, сформированное благодаря другим отраслям эмпирической науки, в том числе историей эволюционного учения (филогенезом), индивидуальным развитием (онтогенезом) и нейропсихологией. На каком этапе эволюционного развития нематериальная ментальная субстанция впервые оказалась причинно связанной с биологическими организмами? Как и почему это произошло, если исключить божественное вмешательство? Когда у первого живого создания появилась душа, и оно превратилось в мыслящее существо, способное «видеть свет» и ощущать своё собственное существование? Предположительно, до этого величайшего в истории жизни на Земле момента каждое существо на этой планете было зомби, полностью лишённым сознания, простым биологическим механизмом без какой бы то ни было ментальной жизни. Аналогичный вопрос может быть задан и о человеческом зародыше или младенце: когда, как и почему возникает связь между ментальной субстанцией и его развивающимся мозгом? Когда младенец впервые «видит свет» или ощущает собственное существование?

Считается, что сама по себе ментальная субстанция способна превратить биомеханических зомби в мыслящие существа, обладающие внутренней субъективной жизнью. А это значит, что есть насущная потребность найти ответы на вопросы, касающиеся возникновения внутренней жизни в процессе эволюции и развития ребёнка. В то же самое время очень трудно идентифицировать как в истории эволюции, так и в индивидуальном развитии какую-то конкретную стадию, которую можно было бы признать таким радикальным поворотным пунктом, или представить себе какой-то механизм, способный объяснить, как всё это произошло. Все изменения, которые мы можем объективно зафиксировать на эволюционном пути, представляются чисто физическими, химическими и биологическими и образуют плавный, непрерывный континуум. С позиции биологии место, в котором душа якобы оказалась связанной с мозгом, представляет собой произвольную точку в континууме, в которой непостижимая сила связала вместе душу и мозг.

Другая проблема, с которой сталкивается дуалист, связана с нейропсихологией. Сегодня нам известен ряд неврологических расстройств, при которых повреждения ткани мозга или его функций, возникшие в силу разных причин, вызывают серьёзные изменения сознания и личности. Вследствие мозговой травмы больной может частично утратить способность воспринимать, чувствовать изменения телесного образа или даже иметь внетелесные переживания, утратить память обо всей своей жизни или столкнуться с такими изменениями темперамента и личности, которые превращают его в совершенно другого человека. Следовательно, складывается впечатление, что структура и содержание субъективной психологической реальности должны напрямую и полностью зависеть от структуры и функций мозга (более подробно этот вопрос будет рассмотрен в разделе, посвящённом нейропсихологии и сознанию, главы 4-6).

Однако если предположить, что нефизическая ментальная субстанция совершенно не зависит от физической субстанции – мозга, то почему же такие признаки души, как сознание и «я» человека, оказываются необратимо разрушенными в результате повреждения незначительных участков физического мозга? Ведь согласно дуализму, душа должна благополучно продолжать своё существование без каких-либо проблем и в отсутствие мозга. Однако все эмпирические доказательства, полученные из нейропсихологии, свидетельствуют о том, что всех нас ожидает заслуживающая сожаления судьба: разрушь физический мозг – и ты тем самым навсегда уничтожишь личность и её сознание. Если дуализм хочет выжить как серьёзная научная альтернатива, он должен предложить правдоподобную теорию нейропсихологической обусловленности души. […] Но большинство учёных и философов к этому не готовы и попытаются сначала всячески помешать этому, прежде чем согласятся рассматривать дуалистическую теорию сознания. Они не видят никаких свидетельств в пользу этой теории. А это значит, что дуализм стал самым последним прибежищем, приемлемым только в том случае, если ничто другое не сработает.

Антти Ревонсуо, «Психология сознания» (2010),

гл. 1, «Философские основы науки о сознании»

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
очень сложно что либо непредвзято структурировать - если использовать постулаты материализма(сознание не обладает энергией, к примеру) сознание может обладать бесконечным количеством признаков, в том числе и такими, которые могут вызвать взаимодействие с живой или любой материей не пойму чем тебя статья зацепила,ведь любые эмпирические доказательства зависят от уровня развития цивилизации в текущий момент, когда-то радиоволны тоже нельзя было никак зацепить, к примеру
ВладлисЪ 06-07-2013-18:54 удалить
I. По-моему, с материалистических позиций структурировать всё, наоборот, гораздо проще. Другое дело, что некоторые его разновидности либо отрицают существование сознания вообще (элиминативный м.), либо стараются отождествить его с чисто физическими процессами (редуктивный м.) – то есть простота достигается (каламбур) в буквальном смысле слова за счёт упрощения. Но далеко не весь материализм таков. II. Сознание действительно до сих пор является тайной для науки, и как подчёркивает Ревонсуо, специальная наука о сознании как таковом находится ещё в стадии становления. Поэтому сознание действительно может обладать неожиданными свойствами, о которых мы, возможно, даже и не подозреваем. Но дело не в этом – вопрос не только и не столько утилитарный, сколько фундаментально философский. Ревонсуо спрашивает – как дух (который по определению не есть материя, есть анти-материя) может каким бы то ни было образом взаимодействовать с материей (которая не есть дух, а есть анти-дух)? Ведь для того, чтобы дух мог хоть как-то воздействовать на материю, он должен хотя бы самую малость обрести качества материи, материализоваться – но тогда он не будет уже духом как философской категорией, он будет лишь утончённой формой материи. И наоборот: чтобы как-то взаимодействовать с духом, материя должна лишиться по крайней мере части своих материальных качеств, стать в известной степени духовной, но тогда она уже будет разновидностью духа, какой-то его формой, но не материей в философском смысле этого термина. Дуализм в принципе не может справиться с этой проблемой, он может лишь предложить веру, сослаться на «божественное чудо», «вечное таинство бытия» – и тем самым исключить себя из сферы науки и, следовательно, вообще деятельной, практической жизни, сделать себя исключительно предметом метафизических штудий где-нибудь в кабинетах отдельных профессиональных философов (чем он сейчас в действительности и является) или уделом откровенно антинаучно настроенных религиозных фанатиков. Таким образом, дуализм можно смело отправлять на свалку истории философской мысли, ибо там, где «чудо», «таинство», «мистерия» и т. п., – либо невежество (отсутствие знаний), либо просто обман. III. Статья (вернее, отрывок текста книги) зацепила меня тем, что она, по сути, с точки зрения философии уничтожает религию в её традиционных, ортодоксальных, устоявшихся формах, основывающихся на дуализме. При этом речи не идёт о том, что сознание обязательно элиминируется (отрицается) либо редуцируется (упрощается) до чисто физиологических процессов – хотя, как я указывал выше, такая точка зрения тоже существует и имеет определённое количество сторонников в научном мире. Кроме дуализма (кстати, критикуемая в этом отрывке его форма, картезианский интеракционизм, является далеко не самой абсурдной из возможных религиозно-дуалистических точек зрения), существует ещё идеализм с его верой в то, что единственной сущностью мироздания является сознание (= дух), а материи как таковой не существует; есть нейтральный монизм, который полагает, что первоосновой является некий элемент, который не есть ни дух, ни материя, но который в различных ситуациях проявляется себя то как дух, то как материя; наконец, существует эмерджентный материализм (который на данный момент представляется мне наиболее адекватной точкой зрения на предмет), согласно которому сознание по сути своей материально, основывается на физических процессах в человеческом мозгу, но при этом представляет собой некий бытийный скачок, революцию в развитии материи, качественный переход – и именно поэтому сознание представляет собой для нас такую тайну (остаётся под вопросом, в состоянии ли мы познать сущность этого скачка или нет). То есть пространство для дискуссии остаётся, есть ещё много места для научных опытов и движения мысли, наука вовсе не пришла к мёртвым, окоченевшим, грубо-материалистическим формам – но философски несостоятельный дуализм можно смело записывать в архивы истории, где ему и самое место.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Антти Ревонсуо: Проблемы дуализма | ВладлисЪ - Владлистья | Лента друзей ВладлисЪ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»