• Авторизация


Илья Латыпов: Магическое мышление 22-05-2013 14:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[220x242]

Назрела потребность поговорить о магическом мышлении как «прикладном применении» мифологического и религиозного мировоззрения.  У меня складывается ощущение, что наше общество стремительно возрождает данный стиль мышления, причём в разнообразнейших формах и вариациях – от религиозных до политических.

Итак, определимся: магическое мышление – это совокупность верований в возможность  определённым способом мыслей влиять на реальный мир. Можно выделить три базовых верования, присущих людям с магическим мышлением.

Вера во всеобщую обусловленность и взаимосвязанность.  В общем, в самом глобальном смысле это так и есть, но в нашей ситуации она приобретает следующую форму: случайностей – не бывает. Поэтому если происходит что-то неожиданное – это результат чьего-то замысла. Самым универсальным магическим механизмом здесь является концепция кармы, позволяющая в принципе устранить из мира всякую случайность. Потому что если допустить в сознание мысль о том, что со мной или с миром может произойти всё что угодно, и при этом безо всякого моего или чужого замысла, то это, с одной стороны, обнажает мою незначительность перед лицом Вселенной, а с другой – лишает ощущения хотя бы иллюзорной, но безопасности. Например, идёт человек по дороге, наступает на муравья – и тот погибает. Есть ли тут чей-то высший замысел, или данное обстоятельство – результат стечения множества обстоятельств, и если бы человек замешкался на секунду, то погиб бы другой муравей? Для спокойствия выживших муравьёв будет лучше, если бы гибель их сотоварища была признана не случайной. И что при помощи специальных действий и анализа ситуации можно избежать повторения ситуации.

Люди, гибнущие в авиакатастрофах, под рухнувшими домами, под колёсами автомобилей – они гибнут в результате некого высшего замысла, закона кармы или просто потому, что в неудачное время оказались в неудачном месте? Люди, которые выживали во всех этих передрягах, – их спасла Высшая сила или та же нелепая случайность, которая уничтожила остальных? Спокойнее, намного спокойнее будет принять первый вариант, как бы он ни звучал – Бог, карма, Судьба и так далее. На случайность повлиять невозможно. А идея всеобщей закономерности позволяет «просчитывать» её. Например, уверовать в то, что раз нечто спасло тебя сейчас, значит, будет спасать и впредь. В этом отличие магического мышления от реалистического – повышение ощущения безопасности организуется за счёт подбора правильной интерпретации, а не за счёт конкретных практических действий (в случае с муравьями – сменить маршрут, по которому они бегают).

Ещё один аспект первой базовой установки – вера в «сделанность мира», характерная для детского возраста. Помню, как моя младшая дочка ответила на вопрос, знает ли она, откуда берутся пеньки. «Ну, сначала люди сделали дерево, а потом бревно, а потом его срубили, и пенёк получился». Люди сделали мир – это установка в детском возрасте. Во взрослом возрасте эта установка трансформируется в идею всеобщей причинности – всё в мире существует для чего-то и происходит тоже с некой заданной целью. Это видно в такой словесной конструкции: «испытания нам даются для личностного роста» (здесь сразу два аспекта: вера в то, что что-то специально даёт испытания, и в то, что эти испытания имеют конкретную цель и смысл).

Вторая базовая установка – вера  в объективность собственного субъективного опыта (если я это чувствую – то это правда, это не может быть иллюзия, самообман, галлюцинация). Это безусловное доверие собственному восприятию. Если я видел инопланетян, которые меня похищают, то скорее приму мысль о существовании инопланетян, чем мысль, что я сошёл с ума.  Но как раз наше восприятие – крайне субъективная и недостоверная вещь. Девушки, страдающие нервной анорексией, представляют самый наглядный пример: несмотря на то, что они выглядят как скелеты, себя они видят совершенно иначе. Кривое зеркало восприятия отражает жир, а не кости. И это кривое зеркало (правда, разной степени кривизны) – у всех нас. Без исключения. Вспомните персонажа из «Трое в лодке, не считая собаки» Дж. К. Джерома, который, читая медицинский справочник, нашёл у себя симптомы практически всех болезней.

Другой гранью веры в собственную объективность является «здравый смысл» – совокупность житейского опыта, и в силу этого он может быть как очень точно отражающим реальность (в той сфере, в которой у человека действительно много опыта), так и очень далёким от истинности (там, где непосредственного опыта – нет). Здравый смысл по определению ограничен, обусловлен жизнью человека. Хорошая вещь, если помнить о границах его применения.

Наконец, третьей установкой выступает вера в способность мыслей непосредственно воздействовать на внешний мир. Если добавить ещё классический магический принцип «симпатии» – «подобное притягивает подобное» плюс первую базовую установку о том, что случайностей не бывает, и подкрепить всё верой в собственную объективность, то можно получить идею о том, что хорошие мысли притягивают хорошие вещи и события, а плохие мысли – всё плохое. И при этом подтвердить на собственном опыте...  Вспоминаю про поверье среди советских солдат во время Великой Отечественной – не писать свои имя и фамилию на специальных бумажках, которые служили в Красной Армии вместо опознавательных жетонов. Если напишешь – накличешь смерть... И тот, кто выжил, мог сослаться на справедливость этого суеверия. Забыв о миллионах тех, кому не помог этот магический ритуал.

Не думай о смерти – и смерть исчезнет. Это как ребенок верит: спрячешься под одеялом – станешь незаметным для родителей или для всяких страшилок... Есть в этой третьей установке скрытая, но подразумеваемая идея грандиозности человека, даже отдельно взятого (ведь я могу своими мыслями влиять на происходящее во Вселенной!). Идея, понятная в маленьком первобытном мире, откуда и берёт своё начало мифологическое сознание с магическим мышлением. Человек силою мысли и ритуала может заставить облака пролиться дождём, деревья – плодоносить, врагов – заболеть страшной болезнью...

Помимо трёх базовых установок можно назвать и ряд производных от них особенностей магического мышления современного человека.

Вера в особую значимость символов и событий. Если в мире нет ничего случайного и есть некая сила, которая отмеряет, что должно с нами произойти, то она может посылать нам и знаки/знамения. Совпадение – это не совпадение, а некий знак. Сигара – это всегда что-то ещё, кроме простой сигары. Сон – обязательно несёт в себе некий скрытый смысл. Среди психологов такая вера – не редкость, особенно среди студентов. Меня как-то студентка спросила: «Я вчера шла по льду и упала, тогда как другие люди не то что не упали, но даже ни разу не поскользнулись. Это ведь не случайно, я себя за что-то наказываю? Что бы это значило?»

Сильная зависимость мышления от красивого мифа. Здесь мы снова возвращается к мифу как источнику магического. Данную особенность магического мышления проиллюстрировал биолог Д. Миллер.

«Представьте себе компанию молодых гоминид, собравшихся у древнего костра и наслаждающихся недавно приобретённой в ходе эволюции способностью к речи. Два самца вступили в спор об устройстве мира...

Гоминида по имени Карл предполагает: “Мы смертные, несовершенные приматы, которые выживают в этой опасной и непредсказуемой саванне только потому, что держатся тесными группами, страдающими от внутренних склок, ревности и зависти. Все места, где мы бывали — лишь маленький уголок огромного континента на невообразимо громадном шаре, вращающемся в пустоте. Этот шар миллиарды и миллиарды раз облетел вокруг пылающего шара из газа, который в конце концов взорвётся, чтобы испепелить наши ископаемые черепа. Я обнаружил несколько убедительных свидетельств в пользу этих гипотез...”

Гоминида по имени Кандид перебивает: “Нет, я считаю, что мы – бессмертные духи, которым были дарованы эти прекрасные тела, потому что великий бог Вуг избрал нас своими любимыми созданиями. Вуг благословил нас этими плодородным раем, жизнь в котором трудна ровно настолько, чтобы нам было не скучно... Над лазурным куполом неба улыбающееся солнце согревает наши сердца. Когда мы состаримся и насладимся лепетом внуков, Вуг вознесёт нас из наших тел, чтобы мы вместе с друзьями вечно ели жареных газелей и танцевали. Я знаю всё это, потому что Вуг поведал эту тайную мудрость во сне прошлой ночью”» (Д. Миллер, пер. А. Маркова).

Я уверен, что вторая история будет восприниматься как более привлекательная. Когда начались баталии сторонников Дарвина с церковью, одним из главных «аргументов» против идеи того, что человек и обезьяна имеют общего предка, был именно нравственно-эстетический – «неужели вам нравится считать себя произошедшим от обезьяны?!» Это не очень красивая история, верно. Идея о том, что ты – от некой высшей силы или что в тебе кроются неведомые резервы организма, намного привлекательнее. А эмоции, как уже известно, оказывают серьёзное влияние на ход наших мыслей.

Красивых и завораживающих историй, которые при этом сильно льстят нашему самолюбию, существует в современном мире немало. К. Кастанеда с его доном Хуаном, истории про «мудрость толтеков», друидов, фильм «Секрет», трансерфинг В. Зеланда и многое-многое другое.  Но мне интересно следующее: многие ли из тех, кто с увлечением читал Кастанеду и верил ему, серьёзно задавал себе вопрос о том, правду ли вообще писал данный автор, существует ли на самом деле дон Хуан и его учение, или это – талантливое литературное произведение? И не более? Когда я слышал о «мудрости толтеков», я интересовался тем, что знает рассказчик про этих самых толтеков/тольтеков, каковы первоисточники данной информации, какие тольтекские тексты он читал? То же самое спрашиваю про знатоков «ведических тайн» – «откуда дровишки», если в четырёх известных Ведах ничего подобного не содержится? Известно ли читающему книгу про знания друидов о том, что до нас не дошло НИ ОДНОГО текста, написанного друидами ни в целом, ни о своём учении – в частности?

Но это всё частности, главное – красивая история, рассказанная, что очень важно, уверенно и напористо, без сомнений в собственной правоте. Такой рассказчик смотрится намного выгоднее, чем учёный, который постоянно делает те или иные оговорки и 100%-ных гарантий не дает. Красивая история  дополняется двумя последующими особенностями магического мышления.

Вера в наличие «тайного знания». Дон Хуан обладал тайным знанием, как и тольтеки. В Каббале зашифровано тайное знание. Г. Гурджиев написал свои тексты крайне непонятно для того, чтобы уберечь своё тайное знание от профанов. Мудрецы в Гималаях сидят в пещерах и владеют тайным знанием. Монахи Шаолиня обладают тайным знанием. Египетские жрецы – те вообще рекордсмены по тайным знаниям и способам их зашифровки.  Психологи и психотерапевты – люди, обладающие тайным знанием :)). Тамплиеры, масоны, секретное мировое правительство... Все обладают секретным тайным знанием. Примечательно, что о содержании этих тайных знаний почему-то хорошо осведомлён тот, кто про них рассказывает. Авторы нашумевшего магического по содержанию фильма «Секрет» уже названием своим намекали на тайное знание и в самом начале прямо заявили, что они им владеют и сейчас откроют слушателям.

Эклектика. Магическое мышление современного человека (в отличие от человека прошлых эпох) очень эклектично. Карма уживается с торсионными полями, шаманские практики – с христианским постом, современная фармакология – с гомеопатией, современные психотерапевтические практики – с религиозной философией. Я уже видел объявления в стиле «психотерапевт, таролог, рунолог» (т. е. он использует в своей практике карты Таро и руны, причем действительно разбавляет ими обычную психотерапевтическую работу). Нет целостного мировоззрения, есть масса верований, техник и приёмов, надёрганных из различных систем по принципу «мне нравится» или «оно так работает».

Вера в наличие чудесного спасителя-мага. Им может быть кто угодно – от психолога до сотрудников ЖКХ, которые вот вдруг возьмут и начнут добросовестно исполнять свои обязанности (как по волшебству, без наших усилий). Психотерапевт Д. Бьюженталь написал про эту очарованность, желание поверить в мага-волшебника в психотерапии: «Несколько лет назад один молодой человек, живущий на другом конце континента, написал мне о том воздействии, которое оказала на него моя книга, и о своих надеждах на изменение и рост. Мы обменялись несколькими письмами, а затем он прислал мне письмо, где сообщил, что собирается в Лос-Анджелес и хочет встретиться со мной. Мы договорились о времени его визита в мой офис... Войдя ко мне, молодой человек с порога сказал, что предполагает бросить работу и переехать, чтобы проходить у меня терапию. Но уже через пятнадцать минут он расплакался. Он плакал от того, что разочаровался во мне. Я имею в виду, что он разочаровался во мне как в человеке...» Очарованность чем-либо и кем-либо неизбежно приводит к разочарованности.

Но наибольшей силой обладают всё-таки «чудесные спасители» – колдуны, маги, гадалки. Если человек не видит способов решения своих проблем, то в силу второй великой веры магического мышления он считает, что их нет. А раз их нет, то следует обратиться к тем людям, которые обращаются за помощью к силам, находящимся вне пределов нашего обыденного познания.

Главная идея магического мышления: этот мир управляем и предсказуем, я – значимая часть этого мира и способен управлять частью реальности посредством мысли и некоторых ритуалов (магии). Если моих сил не хватает, то можно обратиться к людям, которые обладают бóльшими, чем я, силами, чтобы они решили мне и за меня эту проблему. За стенами данных установок прячется дикий, хаотичный и до конца никогда не предсказуемый мир. Мир, в котором нет всемогущества, всесильных фигур, мир ограничений и самоограничений.

Я нередко встречал людей с таким мышлением во время работы. Они в своих мыслях нередко наделяют психолога некими могущественными силами и ждут, когда же он скажет волшебные слова, после которых всё станет ясно и понятно, и все переживания уйдут. «Но вы же психолог, я же плачу вам деньги!» – говорит клиент, если начинает понимать, что чуда не будет и что перед ним – живой человек, а не шаман. А чуда – хочется. Ведь сущность чуда в контексте самопомощи – это когда происходит нечто очень хорошее для тебя, но без твоих усилий. Ну, в крайнем случае – при помощи силы мысли и какого-нибудь ритуала или мантры.

Источник: http://tumbalele.livejournal.com/30448.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (11):
Prometheus 22-05-2013-14:39 удалить
Навстречу вылетают духи с повязками слепоты и глухоты и старательно повязывают ими людям глаза и морду. Пусть не видят! Пусть не слышат! Люди, разговаривая между собой, проходят. Молодой рабочий (радостно, вдохновенно).Так! И никаких, значит, леших нет. И все это нужно, чтобы затемнить ум необразованному человеку... Темному. Снегич-Маревич подлетает и бросает в рот снег. Бросает за меховой воротник, где холодно, бросает в рот и в лицо говорящему. Снезини прилетают и опрокидывают над говорящими подолы снега. 2-й человек (спокойно). Вообще ничего нет, кроме орудий производства... Снегич-Маревич бросает в рот снег. Однако, холодновато. Идем. Итак, вообще ничего нет. (Уходит.) Играющие снова появляются и играют. Некий глас. Отвергшие — отвергнуты! И Снезини, и Березомир, и Снегич-Маревич — все вздрагивает и с ужасом прислушивается к новому голосу. http://www.rvb.ru/hlebnikov/tekst/05drama/221.htm
ВладлисЪ 22-05-2013-14:52 удалить
Ответ на комментарий Prometheus # Почему ж ничего? Много всего. Законы природы, социума, человеческой психики. В том числе, конечно, – и орудия производства, производственные отношения и производительные силы. Всё это очень интересно, творчески продуктивно, достойно изучения, в этом есть своя красота и поэзия. А опровергать тезисы вроде «бога нет, значит, всё дозволено» было не комильфо уже в прошлом веке.
Prometheus 22-05-2013-15:22 удалить
Представления о законах природы сильно изменилось с прошлого века.И с позапрошлого.И ещё много раз изменится. Но,впрочем,я и не ожидал что ты мне цитатой из какого-нибудь поэта ответишь)
ИВЭ 22-05-2013-17:34 удалить
Про испытания и развитие - не согласна. Если их посылает и не мироздание, то это не лишает их значимости в качестве ступенек для изменений ( развития или регресса), даже если всё это мы себе устраиваем самостоятельно.
ВладлисЪ 22-05-2013-21:56 удалить
Ответ на комментарий ИВЭ # Я тоже обратил внимание на этот момент. Наверное, автор имел в виду, что одно дело – творчески реагировать на сложившиеся обстоятельства и, исходя из осознания собственной ответственности, изменять и исправлять их, и совсем другое – считать, что они специально ниспосланы свыше в качестве испытания и/или наказания. Здесь открывается широкий простор для самовнушений различного рода: от пассивного непротивленческого квиетизма (кстати, кармическое мышление характерно и для христианской религии, вспомним известную пословицу «бог терпел и нам велел») до чувства ложной гордости за столь пристальное внимание такого-то божества к собственной персоне. Я знал одного человека, который достаточно обычную, в общем-то, болезнь, сопровождавшуюся естественным для такого состояния понижением тонуса, совершенно серьёзно воспринимал испытанием от не меньше чем «Высших духовных сил». Мне это было забавно, даже когда моё мировоззрение было ещё вполне идеалистическим. Этот человек часто пытался начать вести «духовную жизнь», под которой он понимал, фактически, разрешение своих психологических проблем – но при этом он обращался к религиозным писаниям, а не к качественной психоаналитической литературе. И когда (вполне предсказуемо) очень быстро его первоначальный «духовный» импульс иссякал, его привычные чувства вины и моральной подавленности возрастали многократно.
ИВЭ 22-05-2013-22:12 удалить
Ответ на комментарий Prometheus # Это разумная система. "Отвергшие - отвергнуты!" Что может быть вероятней кроме собственно создаваемых многообразий? Кстати, писала я как-то статью про Велимира и итальянский футуризм - презабавные комиксы. Я просто кино увидела, о том, как русский светоч раздаёт прокламации, дискредитирующие Маринетти)
ИВЭ 22-05-2013-22:17 удалить
Ответ на комментарий ВладлисЪ # У меня всегда возникают сомнения, когда больные, например, слышат "голоса". Но, когда я сама, абсолютно объективно, слышала такие "голоса", у меня никогда не возникало сомнений в отношении своего душевного состояния или здоровья) Вот он личностный субъективизм в действии)
ВладлисЪ 22-05-2013-23:28 удалить
Ответ на комментарий ИВЭ # Я раньше очень хотел общаться с духами или голосами, но никто из подобных существ не соизволил ответить взаимностью. (И с ОСами у меня тоже, в общем, не вышло – видимо, я, как ни странно, обладаю достаточно стабильной психикой.) Хотя относительных успехов, как ты помнишь, добился: http://www.liveinternet.ru/users/4494253/post191264960/ А вот очень интересная книжка об общении с голосами во всёй их красе и многообразии: http://psylib.ukrweb.net/books/romesch/index.htm
Prometheus 23-05-2013-05:33 удалить
В общим данный текст не только подтвердил что нет вещей профанических самих по себе а может быть только профаническая точка зрения. Возможно ты действительно просто ещё не встретил ничего превышающего твою меру понимания.Возможно от того что ты сознательно этого избегаешь. Как вот люди которые,возможно,перестали видеть ангелов от того что перестали смотреть на небо а смотрят только под ноги. В общем расстроил меня этот текст.И я отписался.Всего доброго.
ИВЭ 23-05-2013-09:22 удалить
Ответ на комментарий ВладлисЪ # Вот-вот!) Стабильная психика должна помогать группироваться, чтобы не вступать в диалоги с "голосами". Если они опасные, то должно помогать чувство самосохранения (блин, я даже как-то использовала церковную воду и свечи, когда услышала у открытой двери во дворик "...пуустиитее в дооом..." Кстати, ради объективности: второй человек, находящийся рядом тоже это услышал), а если добрые - то там диалоги не требуются, достаточно просто слушать "трансляцию"))
ВладлисЪ 23-05-2013-12:38 удалить
Ответ на комментарий Prometheus # ...как люди, которые перестали видеть ангелов оттого, что перестали смотреть на небо, а начали видеть сокровища в глубине собственной души, не осквернённой галлюциногенным наследием прошлых эпох. Пока.


Комментарии (11): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Илья Латыпов: Магическое мышление | ВладлисЪ - Владлистья | Лента друзей ВладлисЪ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»