Назрела потребность поговорить о магическом мышлении как «прикладном применении» мифологического и религиозного мировоззрения. У меня складывается ощущение, что наше общество стремительно возрождает данный стиль мышления, причём в разнообразнейших формах и вариациях – от религиозных до политических.
Итак, определимся: магическое мышление – это совокупность верований в возможность определённым способом мыслей влиять на реальный мир. Можно выделить три базовых верования, присущих людям с магическим мышлением.
Вера во всеобщую обусловленность и взаимосвязанность. В общем, в самом глобальном смысле это так и есть, но в нашей ситуации она приобретает следующую форму: случайностей – не бывает. Поэтому если происходит что-то неожиданное – это результат чьего-то замысла. Самым универсальным магическим механизмом здесь является концепция кармы, позволяющая в принципе устранить из мира всякую случайность. Потому что если допустить в сознание мысль о том, что со мной или с миром может произойти всё что угодно, и при этом безо всякого моего или чужого замысла, то это, с одной стороны, обнажает мою незначительность перед лицом Вселенной, а с другой – лишает ощущения хотя бы иллюзорной, но безопасности. Например, идёт человек по дороге, наступает на муравья – и тот погибает. Есть ли тут чей-то высший замысел, или данное обстоятельство – результат стечения множества обстоятельств, и если бы человек замешкался на секунду, то погиб бы другой муравей? Для спокойствия выживших муравьёв будет лучше, если бы гибель их сотоварища была признана не случайной. И что при помощи специальных действий и анализа ситуации можно избежать повторения ситуации.
Люди, гибнущие в авиакатастрофах, под рухнувшими домами, под колёсами автомобилей – они гибнут в результате некого высшего замысла, закона кармы или просто потому, что в неудачное время оказались в неудачном месте? Люди, которые выживали во всех этих передрягах, – их спасла Высшая сила или та же нелепая случайность, которая уничтожила остальных? Спокойнее, намного спокойнее будет принять первый вариант, как бы он ни звучал – Бог, карма, Судьба и так далее. На случайность повлиять невозможно. А идея всеобщей закономерности позволяет «просчитывать» её. Например, уверовать в то, что раз нечто спасло тебя сейчас, значит, будет спасать и впредь. В этом отличие магического мышления от реалистического – повышение ощущения безопасности организуется за счёт подбора правильной интерпретации, а не за счёт конкретных практических действий (в случае с муравьями – сменить маршрут, по которому они бегают).
Ещё один аспект первой базовой установки – вера в «сделанность мира», характерная для детского возраста. Помню, как моя младшая дочка ответила на вопрос, знает ли она, откуда берутся пеньки. «Ну, сначала люди сделали дерево, а потом бревно, а потом его срубили, и пенёк получился». Люди сделали мир – это установка в детском возрасте. Во взрослом возрасте эта установка трансформируется в идею всеобщей причинности – всё в мире существует для чего-то и происходит тоже с некой заданной целью. Это видно в такой словесной конструкции: «испытания нам даются для личностного роста» (здесь сразу два аспекта: вера в то, что что-то специально даёт испытания, и в то, что эти испытания имеют конкретную цель и смысл).
Вторая базовая установка – вера в объективность собственного субъективного опыта (если я это чувствую – то это правда, это не может быть иллюзия, самообман, галлюцинация). Это безусловное доверие собственному восприятию. Если я видел инопланетян, которые меня похищают, то скорее приму мысль о существовании инопланетян, чем мысль, что я сошёл с ума. Но как раз наше восприятие – крайне субъективная и недостоверная вещь. Девушки, страдающие нервной анорексией, представляют самый наглядный пример: несмотря на то, что они выглядят как скелеты, себя они видят совершенно иначе. Кривое зеркало восприятия отражает жир, а не кости. И это кривое зеркало (правда, разной степени кривизны) – у всех нас. Без исключения. Вспомните персонажа из «Трое в лодке, не считая собаки» Дж. К. Джерома, который, читая медицинский справочник, нашёл у себя симптомы практически всех болезней.
Другой гранью веры в собственную объективность является «здравый смысл» – совокупность житейского опыта, и в силу этого он может быть как очень точно отражающим реальность (в той сфере, в которой у человека действительно много опыта), так и очень далёким от истинности (там, где непосредственного опыта – нет). Здравый смысл по определению ограничен, обусловлен жизнью человека. Хорошая вещь, если помнить о границах его применения.
Наконец, третьей установкой выступает вера в способность мыслей непосредственно воздействовать на внешний мир. Если добавить ещё классический магический принцип «симпатии» – «подобное притягивает подобное» плюс первую базовую установку о том, что случайностей не бывает, и подкрепить всё верой в собственную объективность, то можно получить идею о том, что хорошие мысли притягивают хорошие вещи и события, а плохие мысли – всё плохое. И при этом подтвердить на собственном опыте... Вспоминаю про поверье среди советских солдат во время Великой Отечественной – не писать свои имя и фамилию на специальных бумажках, которые служили в Красной Армии вместо опознавательных жетонов. Если напишешь – накличешь смерть... И тот, кто выжил, мог сослаться на справедливость этого суеверия. Забыв о миллионах тех, кому не помог этот магический ритуал.
Не думай о смерти – и смерть исчезнет. Это как ребенок верит: спрячешься под одеялом – станешь незаметным для родителей или для всяких страшилок... Есть в этой третьей установке скрытая, но подразумеваемая идея грандиозности человека, даже отдельно взятого (ведь я могу своими мыслями влиять на происходящее во Вселенной!). Идея, понятная в маленьком первобытном мире, откуда и берёт своё начало мифологическое сознание с магическим мышлением. Человек силою мысли и ритуала может заставить облака пролиться дождём, деревья – плодоносить, врагов – заболеть страшной болезнью...
Помимо трёх базовых установок можно назвать и ряд производных от них особенностей магического мышления современного человека.
Вера в особую значимость символов и событий. Если в мире нет ничего случайного и есть некая сила, которая отмеряет, что должно с нами произойти, то она может посылать нам и знаки/знамения. Совпадение – это не совпадение, а некий знак. Сигара – это всегда что-то ещё, кроме простой сигары. Сон – обязательно несёт в себе некий скрытый смысл. Среди психологов такая вера – не редкость, особенно среди студентов. Меня как-то студентка спросила: «Я вчера шла по льду и упала, тогда как другие люди не то что не упали, но даже ни разу не поскользнулись. Это ведь не случайно, я себя за что-то наказываю? Что бы это значило?»
Сильная зависимость мышления от красивого мифа. Здесь мы снова возвращается к мифу как источнику магического. Данную особенность магического мышления проиллюстрировал биолог Д. Миллер.
«Представьте себе компанию молодых гоминид, собравшихся у древнего костра и наслаждающихся недавно приобретённой в ходе эволюции способностью к речи. Два самца вступили в спор об устройстве мира...
Гоминида по имени Карл предполагает: “Мы смертные, несовершенные приматы, которые выживают в этой опасной и непредсказуемой саванне только потому, что держатся тесными группами, страдающими от внутренних склок, ревности и зависти. Все места, где мы бывали — лишь маленький уголок огромного континента на невообразимо громадном шаре, вращающемся в пустоте. Этот шар миллиарды и миллиарды раз облетел вокруг пылающего шара из газа, который в конце концов взорвётся, чтобы испепелить наши ископаемые черепа. Я обнаружил несколько убедительных свидетельств в пользу этих гипотез...”
Гоминида по имени Кандид перебивает: “Нет, я считаю, что мы – бессмертные духи, которым были дарованы эти прекрасные тела, потому что великий бог Вуг избрал нас своими любимыми созданиями. Вуг благословил нас этими плодородным раем, жизнь в котором трудна ровно настолько, чтобы нам было не скучно... Над лазурным куполом неба улыбающееся солнце согревает наши сердца. Когда мы состаримся и насладимся лепетом внуков, Вуг вознесёт нас из наших тел, чтобы мы вместе с друзьями вечно ели жареных газелей и танцевали. Я знаю всё это, потому что Вуг поведал эту тайную мудрость во сне прошлой ночью”» (Д. Миллер, пер. А. Маркова).
Я уверен, что вторая история будет восприниматься как более привлекательная. Когда начались баталии сторонников Дарвина с церковью, одним из главных «аргументов» против идеи того, что человек и обезьяна имеют общего предка, был именно нравственно-эстетический – «неужели вам нравится считать себя произошедшим от обезьяны?!» Это не очень красивая история, верно. Идея о том, что ты – от некой высшей силы или что в тебе кроются неведомые резервы организма, намного привлекательнее. А эмоции, как уже известно, оказывают серьёзное влияние на ход наших мыслей.
Красивых и завораживающих историй, которые при этом сильно льстят нашему самолюбию, существует в современном мире немало. К. Кастанеда с его доном Хуаном, истории про «мудрость толтеков», друидов, фильм «Секрет», трансерфинг В. Зеланда и многое-многое другое. Но мне интересно следующее: многие ли из тех, кто с увлечением читал Кастанеду и верил ему, серьёзно задавал себе вопрос о том, правду ли вообще писал данный автор, существует ли на самом деле дон Хуан и его учение, или это – талантливое литературное произведение? И не более? Когда я слышал о «мудрости толтеков», я интересовался тем, что знает рассказчик про этих самых толтеков/тольтеков, каковы первоисточники данной информации, какие тольтекские тексты он читал? То же самое спрашиваю про знатоков «ведических тайн» – «откуда дровишки», если в четырёх известных Ведах ничего подобного не содержится? Известно ли читающему книгу про знания друидов о том, что до нас не дошло НИ ОДНОГО текста, написанного друидами ни в целом, ни о своём учении – в частности?
Но это всё частности, главное – красивая история, рассказанная, что очень важно, уверенно и напористо, без сомнений в собственной правоте. Такой рассказчик смотрится намного выгоднее, чем учёный, который постоянно делает те или иные оговорки и 100%-ных гарантий не дает. Красивая история дополняется двумя последующими особенностями магического мышления.
Вера в наличие «тайного знания». Дон Хуан обладал тайным знанием, как и тольтеки. В Каббале зашифровано тайное знание. Г. Гурджиев написал свои тексты крайне непонятно для того, чтобы уберечь своё тайное знание от профанов. Мудрецы в Гималаях сидят в пещерах и владеют тайным знанием. Монахи Шаолиня обладают тайным знанием. Египетские жрецы – те вообще рекордсмены по тайным знаниям и способам их зашифровки. Психологи и психотерапевты – люди, обладающие тайным знанием :)). Тамплиеры, масоны, секретное мировое правительство... Все обладают секретным тайным знанием. Примечательно, что о содержании этих тайных знаний почему-то хорошо осведомлён тот, кто про них рассказывает. Авторы нашумевшего магического по содержанию фильма «Секрет» уже названием своим намекали на тайное знание и в самом начале прямо заявили, что они им владеют и сейчас откроют слушателям.
Эклектика. Магическое мышление современного человека (в отличие от человека прошлых эпох) очень эклектично. Карма уживается с торсионными полями, шаманские практики – с христианским постом, современная фармакология – с гомеопатией, современные психотерапевтические практики – с религиозной философией. Я уже видел объявления в стиле «психотерапевт, таролог, рунолог» (т. е. он использует в своей практике карты Таро и руны, причем действительно разбавляет ими обычную психотерапевтическую работу). Нет целостного мировоззрения, есть масса верований, техник и приёмов, надёрганных из различных систем по принципу «мне нравится» или «оно так работает».
Вера в наличие чудесного спасителя-мага. Им может быть кто угодно – от психолога до сотрудников ЖКХ, которые вот вдруг возьмут и начнут добросовестно исполнять свои обязанности (как по волшебству, без наших усилий). Психотерапевт Д. Бьюженталь написал про эту очарованность, желание поверить в мага-волшебника в психотерапии: «Несколько лет назад один молодой человек, живущий на другом конце континента, написал мне о том воздействии, которое оказала на него моя книга, и о своих надеждах на изменение и рост. Мы обменялись несколькими письмами, а затем он прислал мне письмо, где сообщил, что собирается в Лос-Анджелес и хочет встретиться со мной. Мы договорились о времени его визита в мой офис... Войдя ко мне, молодой человек с порога сказал, что предполагает бросить работу и переехать, чтобы проходить у меня терапию. Но уже через пятнадцать минут он расплакался. Он плакал от того, что разочаровался во мне. Я имею в виду, что он разочаровался во мне как в человеке...» Очарованность чем-либо и кем-либо неизбежно приводит к разочарованности.
Но наибольшей силой обладают всё-таки «чудесные спасители» – колдуны, маги, гадалки. Если человек не видит способов решения своих проблем, то в силу второй великой веры магического мышления он считает, что их нет. А раз их нет, то следует обратиться к тем людям, которые обращаются за помощью к силам, находящимся вне пределов нашего обыденного познания.
Главная идея магического мышления: этот мир управляем и предсказуем, я – значимая часть этого мира и способен управлять частью реальности посредством мысли и некоторых ритуалов (магии). Если моих сил не хватает, то можно обратиться к людям, которые обладают бóльшими, чем я, силами, чтобы они решили мне и за меня эту проблему. За стенами данных установок прячется дикий, хаотичный и до конца никогда не предсказуемый мир. Мир, в котором нет всемогущества, всесильных фигур, мир ограничений и самоограничений.
Я нередко встречал людей с таким мышлением во время работы. Они в своих мыслях нередко наделяют психолога некими могущественными силами и ждут, когда же он скажет волшебные слова, после которых всё станет ясно и понятно, и все переживания уйдут. «Но вы же психолог, я же плачу вам деньги!» – говорит клиент, если начинает понимать, что чуда не будет и что перед ним – живой человек, а не шаман. А чуда – хочется. Ведь сущность чуда в контексте самопомощи – это когда происходит нечто очень хорошее для тебя, но без твоих усилий. Ну, в крайнем случае – при помощи силы мысли и какого-нибудь ритуала или мантры.