• Авторизация


Карл Маркс: К критике гегелевской философии права. Введение 16-05-2013 18:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[307x420]

Для Германии критика религии по существу окончена, а критика религии – предпосылка всякой другой критики.

Земное существование заблуждения скомпрометировано, раз опровергнута его небесная oratio pro aris et focis*. Человек, который в фантастической действительности неба искал некое сверхчеловеческое существо, а нашёл лишь отражение себя самого, не пожелает больше находить только видимость самого себя, только не-человека – там, где он ищет и должен искать свою истинную действительность.

Основа иррелигиозной критики такова: человек создаёт религию, религия же не создаёт человека. А именно: религия есть самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял. Но человек – не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек – это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они – превратный мир. Религия есть общая теория этого мира, его энциклопедический компендиум, его логика в популярной форме, его спиритуалистический point d’honneur**, его энтузиазм, его моральная санкция, его торжественное восполнение, его всеобщее основание для утешения и оправдания. Она претворяет в фантастическую действительность человеческую сущность, потому что человеческая сущность не обладает истинной действительностью. Следовательно, борьба против религии есть косвенно борьба против того мира, духовной усладой которого является религия.

Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия – это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.

Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своём положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях. Критика религии есть, следовательно, в зародыше критика той юдоли плача, священным ореолом которой является религия.

Критика сбросила с цепей украшавшие их фальшивые цветы – не для того, чтобы человечество продолжало носить эти цепи в их форме, лишённой всякой радости и всякого наслаждения, а для того, чтобы оно сбросило цепи и протянуло руку за живым цветком. Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек; чтобы он вращался вокруг себя самого и своего действительного солнца. Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого.

Задача истории, следовательно, – с тех пор как исчезла правда потустороннего мира, – утвердить правду посюстороннего мира. Ближайшая задача философии, находящейся на службе истории, состоит – после того как разоблачён священный образ человеческого самоотчуждения – в том, чтобы разоблачить самоотчуждение в его несвященных образах. Критика неба превращается, таким образом, в критику земли, критика религии – в критику права, критика теологии – в критику политики.

[…]

Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами. Теория способна овладеть массами, когда она доказывает ad hominem***, а доказывает она ad hominem, когда становится радикальной. Быть радикальным – значит понять вещь в её корне. Но корнем является для человека сам человек. Очевидным доказательством радикального характера немецкой теории, следовательно – её практической энергии, служит то, что её исходным пунктом было решительное, положительное упразднение религии. Критика религии завершается учением, что человек – высшее существо для человека, завершается, следовательно, категорическим императивом, повелевающим ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощённым, беспомощным, презренным существом, – те отношения, которые нельзя лучше охарактеризовать, как возгласом одного француза по поводу проектировавшегося налога на собак: «Бедные собаки! С вами хотят поступить, как поступают с людьми!»

Цит. по: К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения: В 39 т. –

Москва: Политиздат, 1955. – Т. 1. – 2-е изд. – 698 с. (С. 414-415, 422.)

 



* Самоапология (буквально: речь в защиту алтарей и очагов).

** Вопрос чести.

*** Argumentum ad hominem – доказательство применительно к данному лицу.



1.
[605x260]

2.
[502x371]

3.
[505x256]

4.
[505x139]

5.
[504x294]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
ИВЭ 16-05-2013-19:07 удалить
Лиска, привет. Снова склоняешься к коммунистической идее?)
ВладлисЪ 16-05-2013-19:11 удалить
Ответ на комментарий ИВЭ # Я от неё и не отклонялся никогда после того, как с ней познакомился. Просто раньше она была второстепенным элементом в моём мировоззрении, а теперь (наряду с неофрейдизмом) становится основообразующей.
ИВЭ 16-05-2013-19:43 удалить
Ответ на комментарий ВладлисЪ # ... и как работает сверхкомпенсация?) Веришь в действие таких штук для достижения каких-то целей?)
ВладлисЪ 18-05-2013-03:56 удалить
Ответ на комментарий ИВЭ # В настоящее время моей целью является разработка мировоззрения, отвечающего действительному положению вещей, на основе которого решаются конкретные, практические задачи.
ИВЭ 18-05-2013-07:35 удалить
Ответ на комментарий ВладлисЪ # Вот это сильно, Лис! Ты похож в этой фразе на настоящего революционера (и, заметь, я не шучу).
ВладлисЪ 19-05-2013-19:41 удалить
Ответ на комментарий ИВЭ #


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Карл Маркс: К критике гегелевской философии права. Введение | ВладлисЪ - Владлистья | Лента друзей ВладлисЪ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»