«There is no God but man» (Crowley).
«Нѣтъ иного Бога, кромѣ очищеннаго человѣка» (Кришнамурти).
Конечно, Кроули говорит также и о том, что «Thou must [...] Find out what is thy Will» (Liber II), что тоже непросто и под силу далеко не каждому, учитывая дальнейшие разъяснения. Однако это «не каждому» трактуется исключительно в смысле избранности, а не заслуги: «For they feel not» (II.21), а те, кто всё же «feel», – хороши по одному этому свойству, безразлично ко всему остальному. В конечном итоге, философия Кроули – фашистская по своей сути: это философия преобладания «лучших» над «худшими», причём данное разделение представляется естественным и статичным: «There is none that shall be cast down or lifted up: all is ever as it was» (II.58).
(Разумеется, фашизм Кроули ни в коем случае не следует отождествлять с немецким национал-социализмом – никаких оснований для подобного сопоставления нет.)
Примечательно, что во всей Liber AL нет ни слова об очищении – только об испытаниях, которые не столько преображают человека, сколько позволяют констатировать факт, «годен» ли кандидат для восприятия истины, или нет. Более того, «Yea! deem not of change: ye shall be as ye are, & not other» (II.58), что можно трактовать и как принципальное отрицание необходимости (и даже возможности) внутренней перемены. («Я понятия не имею, зачем и что можно изменять в моих ближних. [...] Может быть, однажды ты научишься видеть, и тогда, увидев людей на другом плане, ты поймёшь, что в них невозможно ничего изменить», – вспоминаются рассуждения дона Хуана из «Отдельной реальности».)
Тем не менее, «Yet to all it shall seem beautiful» (III.68), и этого я не могу отрицать.