Сегодня я расскажу о еще одном удивительном и незабываемом месте, в котором нам посчастливилось побывать во время визита в префектуру Симане - это Музей искусств Адачи (Adachi Museum of Art). Ни с чем, пожалуй, несравнимое место, созданное мечтами и активностью своего основателя Зенко (это имя) Адачи (это фамилия) - этот человек смог из бедняков пробиться в весьма успешные предприниматели и, благодаря своей любви к японскому искусству вообще и японской живописи в частности, стать известным коллекционером.
Причем основу его коллекции составили картины одного из известнейших (большинству из нас абсолютно неизвестного, понятное дело) японских художников Тайкана. Именно вдохновленный полотнами этого живописца, господин Адачи и решил создать очень необычный музей искусств, где бы изображения на живописных полотнах (а основной темой этого художника были японские сады и японская природа) сочетались и дополнялись бы реальными японскими садами (живыми картинами), иногда повторяющими то, что изображено на полотне. И в возрасте 71 года Зенко Адачи приступил к реализации своей мечты. Ничего не зная о музейном деле, весьма поверхностно зная о традиционном садоводстве он смог создать Музей-сад, очень органично дополняющий разные свои ипостаси.
Фото с официального сайта музея.
Начиная с 2003 года Сады Адачи признаются лучшими японскими садами мира по версии американского журнала "The Journal of Japanese Gardening". Весь первый этаж музея занят панорамными окнами, открытыми террасами и уютными кафе, откуда Вы любуетесь несколькими потрясающими садами - Садом мхов, Чайным садом (это единственный сад, по которому можно гулять, все остальные сады - только для любования извне), Садом сухого ландшафта, Водопадом, Садом белого гравия и Садом сосен, а также Садом около пруда. Здесь можно фотографировать.
Потом вы поднимаетесь на второй этаж, зачехляете всю фото-видеотехнику и наслаждаетесь полотнами старинных и современных мастеров. Экспонаты фотографировать строжайше запрещено, так что для составления представления милости прошу на официальный сад Музея в раздел "150 полотен нашей коллекции". Про картины, керамику, лаковые вещицы больше говорить не буду - добавлю лишь, что ВСЯ экспозиция меняется раз в сезон (в три месяца), отражая те изменения, которые происходят в природе. Так что в запасниках у них особо ничего не залеживается.
Простите за многословие, перейду к делу фото!
Итак, сам Музей находится в самом что ни на есть сельском районе (и несмотря на это, это один из ведущих музеев Японии - до полумиллиона посетителей в год!), но его здание вполне себе современное.
Сады начинаются сразу от входа. Они первыми приветствуют посетителей.
Начинается все с так называемого Сада мхов. Здесь вместо газонной травы везде высажен мох - стиль садов Киото.
Белый гравий, мох, камни и сосны... Еще ручей - классическое сочетание для японского сада. А здесь этот сад идеален. Здесь нет ни одного лишнего листочка, ни одной лишней травиночки. Здесь все растет так, как задумано людьми...
Видите эти горы на заднем плане? Они - тоже часть ландшафта этого сада. Эти несколько десятков гектар прилегающих гор музей выкупил, чтобы не допустить на них строительства зданий, дорог, линий электропередач. Чтобы они были продолжением и органичной частью садов. Чтобы рукотворное перетекало в дикое и эту границу было не уловить...
Даже корпуса музея органично смотрятся в таком окружении...
Многие окна в Музее оформлены в настоящие деревянные рамы, чтобы усилить сходство пейзажей за окном с живописными полотнами.
Небольшой водопад. Искусственный, как и все ручьи в этом саду.
Сад мхов примыкает к Чайному саду. Здесь можно выйти из здания музея и пройти по дорожке к чайному павильону (точной копии чайного павильона летней резиденции Императора Японии в Киото).
Впереди ограда Чайного сада
Вот и вход в Чайный сад
Вид от Чайного сада на здание Музея
Место для омывания рук для гостей Чайной церемонии (в Чайном павильоне они регулярно проводятся, но в тот день ее не было)
Весь газон здесь тоже из мха. Мох не любит, когда по нему ходят, поэтому нас предупредили, что ходить можно только по дорожкам. Здесь они в виде камушков...
Самый-самый эталонный классический японский сад вокруг чайного павильона...
Это маленькая беседка, в которой гости сидят и любуются садом в ожидании приглашения хозяина к началу самой церемонии в чайный павильон.
Вид, который открывается из беседки
Угол чайного павильона. Сопровождающие любезно открыли для нас все седзи и разрешили походить по самому павильону, посмотреть, как он устроен.
Пожалуй, единственное украшение зала для чайной церемонии - свиток (обычно с подходящим к случаю стихом) и икебаной.
Вид, которым могут любоваться гости во время церемонии
Татами и очаг в полу с емкостью для воды.
Узкие проходы в задней части домика. Это уже хозяйская вотчина.
Через такой вход-лаз можно только вползать...
Кухня (краны с водой, место для хранения посуды и инвентаря)
Это ассортимент чая и угощения к нему.
Камень-крыльцо с тапочками для гостей. Они развернуты носками на улицу - это не домашние тапочки! В помещении ходят только босиком (ну, в носочках), это тапочки для прогулки по саду.
Еще раз любуемся садом
И, бодро прыгая по камушкам, возвращаемся в здание музея.
Продолжаем любоваться рукотворной красотой, так похожей на дикую природу. Еще один ручей
Вид на ограду чайного сада, но уже из окна-картины...
Бамбук и гравий...
Открытая терраса музея
Вид с террасы
Памятный камень, удостоверяющий, что сады Адачи - №1 в мире по версии The Journal of Japanese Gardening.
А это памятник основателю Музея-сада Зенко Адачи.
Колодец рядом с памятником и памятным же камнем
Начинается новый участок сада - Сад сухого ландшафта
Это такой минисадик в помещении - из пережённого бамбука...
В этом участке сада нет водоемов. Символом воды является гравий...
На заднем плане видите водопад? Его высота 15 м. И он тоже искусственный.
Внутренний двор с садиком вокруг еще одного чайного домика.
Это уже Сад у пруда - вообще отдельные сады здесь так плавно перетекают друг в друга, что, несмотря на то, что сами создатели и путеводители разделяют их, они воспринимаются как единое целое.
Небольшой зал музея, показывающий традиционные японские интерьеры, и как с ними сочетаются виды за окном. Идеально сочетаются, чего уж тут лукавить!
Белый гравий, камни и сосны. Сад Белого гравия и Сосен.
Каждое утро с 8 до 9 (музей открывается для посетителей в 9 утра) абсолютно все сотрудники музея - от директора до продавщиц в сувенирных лавочках, официанток и уборщиц - с пакетами, граблями и метлами выходят на уборку сада. Убирается опавшая хвоя и листики, залетный мусор, гравий по-новой разравнивается. Каждое утро.
Еще один садик из угля.
Вид-картина.
В Музее есть пара кафе, где подают фирменный кофе Адачи. Пока ожидаешь заказа, продолжаешь любоваться видами на волшебный сад.
Кофе подается в комплекте с кусочком бабмукового угля (на фото он опущен в чашку). Сначала надо отпить несколько глотков кофе, оценить его вкус и аромат, а потом опустить в чашку кусок угля и размешать кофе еще раз уже им. Вкус меняется - он становится мягким, исчезает горечь кофе. Интересный эффект.
Дальше мы полюбовались живописными полотнами. И совершенно ошеломленные сели в автобус, чтобы ехать дальше...