«Станцы Рафаэля» в переводе с итальянского языка обозначает «комнаты Рафаэля» (la stanza-комната). Это – одна из главных достопримечательностей Рима, входящих в музейный комплекс Ватикана. Она включает в себя четыре комнаты, расписанные великим художником вместе с его талантливыми учениками в период с 1508 по 1524.
Первым залом,где были закончены росписи,стала Станца Подписей,названная так по той причине,что здесь заседал Церковный Трибунал.Тем не менее,с самого начала Юлий II предполагал отнести комнату под свой личный кабинет и библиотеку,поэтому он пожелал,чтобы росписи стен были тесно связаны с назначением зала.Идея оформления несомненно разрабатывалась с помощью теологов и литераторов Римской курии.В четырех тондо потолка Рафаэль изобразил в виде прелестных женских фигур аллегорические воплощения тех дисциплин,которые особо интересовали Юлия II
Одной из первых и самых масштабных работ Рафаэля Санти в Риме стала художественная роспись папских апартаментов. Джулиано делла Ровере, будучи избранным Папой Римским под именем Юлия II, отказался использовать в качестве личной резиденции апартаменты, где ранее проживал Папа Александр VI Борджиа.
Юлий II выбрал несколько просторных комнат на втором этаже Апостольского дворца и нанял известных художников для работы над декоративным оформлением помещений. Среди привлеченных мастеров был и Браманте, и Содома, и Бальдассаре Перуцци, и Лоренцо Лотто, и даже Пьетро Перуджино, один из первых учителей Рафаэля. Кстати, роспись потолка одной из комнат, над которой работал Перуджино, настолько не пришлась по душе Понтифику, что тот, едва увидев работу мастера, приказал ее немедленно смыть.
Таким же образом Юлий II не оценил и старания других привлеченных художников. По свидетельствам Вазари, именно Браманте, будучи на тот момент главным архитектором базилики Святого Петра, посоветовал пригласить молодого и малоизвестного Рафаэля для выполнения поставленной задачи.
Благословие
Удовлетворенный первыми итогами работы талантливого художника, Юлий II целиком и полностью доверил Санти роспись апартаментов, приказав полностью удалить работы предыдущих мастеров.
Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)
Название помещения происходит от располагавшегося выше Суда Святого Престола, именовавшегося «Сигнатура Правосудия и Милости». На протяжении долгих лет этот зал использовался Папой для проведения разного рода собраний.
Диспут о Таинстве (Богословие, 1509)
Фреска "Диспут о Таинстве Причастия"-это не столько беседа о таинстве причастия,сколько прославление и триумф церкви.Вверху,на небесах,изображён Бог-отец,под ним-Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем,ниже-голубь,символ Святого Духа,восседающие на облаках святые и патриархи Ветхого Завета.Внизу,на земле,представлены отцы церкви-Иероним,Амвросий,Августин,Фома Аквинский,Святой Бонавентура и другие богословы,в то время как в толпе по правую руку можно увидеть Данте-величайшего поэта,и почти скрытого под черным капюшоном доминиканца Саванаролу.Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.
«Станца делла Сеньятура» была первой комнатой, над которой работал Рафаэль. Роскошные росписи, украшающие стены помещения, представляют собой аллегорические изображения богословия, философии, юриспруденции и поэзии, составляющие, по мнению автора, основу человеческого общества.
Афинская школа (Философия, 1509-1511)
Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается "Афинская школа"-одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности.В центре композиции-фигуры Аристотеля и Платона.Платон(в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу-в знак того,что мир идей обретается в небесных пределах;Аристотель(в синем плаще)указывает рукой вниз-в знак того,что мир идей связан с земным опытом.
На фреске представлены и другие великие философы:Сократ(слева от Платона),Диоген(лежит на ступенях лестницы),а на переднем плане внизу-Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит,сидящий в глубокой задумчивости почти в центре(с чертами лица Микеланджело), Евклид,нагнувшийся,с циркулем в руках(с чертами лица Браманте),Птолемей и Зороастр (справа),с которыми беседуют двое юношей(один из них с чертами лица самого Рафаэля,другой-живописца Содомы,начинавшего до Рафаэля работать в этой станце).
Автор поставил свою подпись на тунике Евклида,написав золотыми буквами у горловины:"R.V.S.M.",Рафаэль Урбинский своей рукой.Рафаэль блестяще справляется с задачей распределения более пятидесяти персонажей на фреске,где каждый наделён своей неповторимой индивидуальностью.
1.Зенон Китийский или Зенон Элейский.2. Эпикур.3.Фредерико II, герцог Мантуи.4.Аниций Манлий Торкват Северин Боэций или Анаксимандр или Эмпедокл Акрагантский.5.Аверроэс.6.Пифагор.7.Алкивиад или Александр Македонский.8.Антисфен или Ксенофонт.9.Гипатия (черты лица возлюбленной Рафаэля, Маргериты).10.Эсхин или Ксенофонт.11.Парменид.12.Сократ.13.Гераклит Эфесский (портретное сходство с Микеланджело).14.Платон (портрет Леонардо да Винчи) с трактатом «Тимей» в левой руке.15.Аристотель, держащий Никомахову этику.16.Диоген.17.Плотин.18.Евклид (или Архимед) с учениками (портретное сходство с архитектором Браманте).19.Скорее всего, Гиппарх, по другим версиям Страбон или Заратустра.20.Клавдий Птолемей.21.Протоген.22.R — Апеллес (черты лица самого Рафаэля)
Любовь и доброта рождается вместе с религией, философия дает человеку разум, красоту дарит поэзия и искусство, а справедливость может восторжествовать благодаря правосудию.
Парнас (Поэзия, 1510-1511)
Художник изобразил холм с рощей,символизирующий Парнас,знаменитую греческую гору,считавшаяся в античные времена местом жительства Муз.В центре-Аполлон,вокруг него девять муз и поэты,как античные,так и эпохи Возрождения.Слева возвышается мощная фигура вдохновенно поющего Гомера в тёмно-синем паллиуме.Видимо,Рафаэлю были незнакомы греческие бюсты эпического поэта,и он придал ему черты Лаокоона,недавно извлечённого из-под земли близ базилики Санта-Мария Маджоре.Слепец протягивает вперёд правую руку,словно определяя на ощупь путь.Дабы уравновесить его фигуру,справа спиной к зрителю помещена муза Урания в ярко-красном одеянии.Пением слепца Гомера заворожён юнец,сидящий на камне под деревом,торопливо записывающий на грифельной дощечке и старающийся не упустить ни одного слова "Илиады".Рядом с Гомером фигура со знакомым по фреске "Диспут" профилем Данте,но на сей раз в более ярком одеянии.Из-за левого плеча Гомера видна голова Вергилия,указывающего рукой Данте на играющего на виоле Аполлона.За певцом "Энеиды" стоит подражавший ему поэт Стаций,чьи тонкие черты напоминают самого Рафаэля.
Справа от Аполлона сидит на земле с семиструнной лирой Эрато,муза лирической поэзии.За ней стоят муза истории Клио,написанная в профиль,рядом Талия с маской комедии в руке и муза музыки Евтерпа. Ниже по правую сторону окна старец Пиндар что-то вещает,повелительно указывая перстом вниз,словно советуя служителям муз спуститься с парнасских высот на грешную землю и заклеймить своим пером царящий там произвол.С ним не согласен один из поэтов,разводящий руками.Это,по-видимому,Гораций,а рядом с ним,возможно,лирик Катулл,на лице которого отражено недоумение.Над ними неаполитанский поэт Саннадзаро,с которым автор был дружен.А вот выше наискосок молодой темноволосый мужчина с резко повернутым торсом устремил на зрителя выразительный взгляд,говорящий о сильном волевом характере.Это не кто иной,как снова запечатлённый Микеланджело.Потрясённый попавшими в руки некоторыми его поэтическими откровениями, Рафаэль смело причислил Микеланджело к сонму поэтов,с чем были согласны многие современники.
Такая тематика декоративного оформления помещения наводит на мысль о том, что изначально здесь предполагалось разместить либо рабочий кабинет Понтифика, либо же его личную библиотеку, даже если никаких документальных подтверждений этому не найдено.
Милость и Правосудие (Юриспуденция, 1511)
Станца ди Элиодоро (Stanza di Eliodoro)
В 1511 году, закончив роспись первой комнаты, Рафаэль приступил к созданию эскизов для фресок следующего помещения, предназначавшегося для папских аудиенций.
Изгнание Элиодора из Храма (1511-1512)
Сюжет фрески"Изгнание Элиодора"(1511-1512 гг.),по которой станца получила своё название,заимствован из Ветхого Завета.Сирийский вождь Элиодор пытался похитить из Иерусалимского храма золото,предназначавшееся вдовам и сиротам.За это на него была послана кара Господня в образе ангела-прекрасного всадника в золотых доспехах.
В левой части композиции изображен папа Юлий II,которого несут в кресле к поверженному преступнику.Фреска служила напоминанием о том,как войска папы Юлия II разгромили и с позором изгнали из Папской области французскую армию.В центре фрески в храме,Великий жрец Оннас молиться при свечах.Архитектура храма напоминает проект Собора Св.Петра в Ватикане,архитектора Браманте.
В это время Папа Юлий II как раз вернулся в Рим после разрушительной военной компании против французов, которая закончилась для Святого Престола потерей Болоньи и создала угрозу вторжения иностранных войск на полуостров.
Месса в Больсене (1512)
Фреска посвящена произошедшему в XIII веке событию в тихом городке Больсена,на берегу одноимённого озера.Во время обедни в местной церкви один богемский священник в момент освящения Даров вдруг усомнился в таинстве божественного перевоплощения и тут же увидел, как покрывающий остию (просфору) плат и его руки окрасились кровью.
В ознаменование этого чуда был учреждён церковный праздник Corpus Domini-день Тела Господня.Отправляясь в очередной поход против строптивой Болоньи,Юлий II посетил те места и подсказал Рафаэлю идею фрески.При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II,а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы
Ниша окна первой торцевой стены прорублена не посредине,что вынудило Рафаэля считаться с этим изъяном,нарушившим среднюю ось фрески.Но ему удалось найти блестящее композиционное решение.Как бы срезав ребром оконного проёма часть изображения,он тем самым создал иллюзию того,что пространство сдвинуто влево и частично сокрыто аркой архитектурного обрамления фрески.Благодаря этой гениальной находке точка зрения зрителя чётко фиксируется в центре изображения.
Политическая нестабильность подтолкнула Рафаэля на создание цикла фресок, повествующих о защите, которую Господь может дать через христианскую веру и Церковь.
Станца Элиодора
Этот Зал был отведен по распоряжению Папы Юлия II для частных аудиенций,которые понтифик часто предоставлял крупным политическим и религиозным деятелям и дипломатам.Естественно,художественное оформление зала должно было отражать важность этого места.Тематика её росписей-чудесное покровительство,оказываемое Богом церкви. Рафаэль был творцом четырех главных стен,расположенных в стенных арках,в то время,как кариатиды и роспись потолка гротесками принадлежат кисти других художников.Тем не менее,росписи потолка гармонично продолжают композиции стенных фресок,выполненные по эскизам Рафаэля.В центре свода помещён круг с гербом папы Юлия II.
Явление Бога Моисею
Лестница Иакова
Явление Бога перед Ноевым потопом
Жертвоприношение Исаака
Освобождение Святого Петра (1513-1514)
С большим мастерством написана фреска «Освобождение Петра», рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать.
Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой — проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.
Представленные сюжеты рассказывают о некоторых исторических событиях и связанных с ними произошедших чудесах. Роспись «Комнаты Элиодоро» продолжалась в период с 1511 по 1514 года.
Встреча Папы Льва с Аттилой (1514)
Фреска "Встреча Святого Льва I Великого с Аттилой"(1514 г.),иллюстрирует особую заботу Создателя о Риме.Слева изображен папский кортеж,возглавляемый Папой Львом I Великим(440-461 гг.н.э.) на белом коне,который,согласно легенде,остановил продвижение войск короля гуннов Аттилы.На самом деле этот эпизод имел место на севере Италии,но фантазия художника переносит действие к воротам Рима,так как именно Рим считался сердцем христианства.
На втором плане картины видны самые примечательные архитектурные памятники Рима:Колизей,Акведук,Базилика и обелиск.В центре композиции Аттила верхом на черном коне с ужасом смотрит в небеса,где ему открывается видение-апостолы Петр и Павел,вооруженными мечами.Когда Рафаэль работал над фреской,Папа Юлий II умер,и изображение Льва I Великого является на самом деле портретом Льва X,приемника Юлия II.
Верховный Создатель на троне
Святая троица с двенадцатью Апостолами
Христос с милосердием и Правосудием(как предполагается,именно под этой фреской стояло кресло Юлия II,когда подписывал указы о помиловании).
Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo)
Последняя из четырех комнат, в декоративном оформлении которой Рафаэль принимал непосредственное участие. Большую часть работ по художественной росписи зала маэстро доверил своим ученикам, в числе которых были Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Джованни да Удинэ и некоторые другие. Сам же он занимался реализацией других проектов, в частности, масштабным проектом строительства базилики Святого Петра, будучи назначенным на должность главного архитектора собора.
Пожар в Борго (1514)
Первая фреска,написанная в третьем зале,называется "Пожар в Борго"(1514 г.),она дала название самому залу.Все росписи в нём прославляют деяния пап каролингской эпохи Льва III и Льва IV.Согласно легенде,папа Лев IV потушил в 847 году своим благословением страшный пожар,опустошивший прилегающий к Ватиканскому дворцу многонаселённый квартал Борго.Поднявшийся сильный ветер способствовал распространению огня,и пламя уже угрожало собору Святого Петра.Этому чудодейственному событию посвящена одна из лучших работ Рафаэля по композиции,динамизму,колориту и пластике.Написание многих фигур было доверено ученикам.
Рафаэль особое внимание уделил размещению на фреске зданий с коринфскими и ионическими колоннами.В глубине на возвышении,куда ведут четырнадцать мраморных ступеней,видна половина фасада старого собора Святого Петра,разрушенного до появления Рафаэля в Риме. Чуть правее угол Ватиканского дворца с открытой лоджией,откуда папа в тиаре и красной накидке поверх светлой рясы обращается к римскому люду с благословением.Но его фигура дана в глубине картины,утратив своё главенствующее значение.Всё внимание сосредоточено на картине пожара.По ступеням широкой лестницы к папскому дворцу поднимается молодая мать с нагим дитя,ища спасения от огня,а около дворца под лоджией толпа стоящих на коленях перепуганных женщин взывает о помощи.
«Станца дель Инчендио ди Борго» предназначалась для проведения обедов. Сюжеты, взятые за основу композиций фресок, имеют отношение к реальным событиям из истории Святого Престола. Работу над созданием эскизов для обеденного зала Рафаэль начал в 1513 году, вскоре после коронации Папы Льва X.
Битва в Остии (1514-1515)
В 846 году сарацины напали на Остию,разграбили местный собор и увезли с собой множество пленных, набив ими трюмы своих кораблей.Через три года они вновь вернулись за добычей,но на сей раз победа осталась за папскими воинами,и восседающий на мраморной глыбе,как на троне,понтифик обращает благодарственный взор к небесам.Это ещё одно изображение Льва X, а рядом узнаваемы кардиналы Джулио Медичи,Биббьена и другие высокопоставленные лица
Восхищаясь более ранними работами молодого художника, Понтифик пожелал увидеть на стенах помещения цикл фресок, рассказывающих о наиболее значимых событиях из жизни его предшественников, в частности, Папы Льва III и Папы Льва IV.
Коронование Карла Великого (1516-1517)
На противоположной стене изображена сцена "Коронования Карла Великого".(1516-1517 гг.) Событие имевшее место в 800 году в старинной Базилике Святого Петра.С учётом состоявшейся исторической встречи в Болонье французского монарха Франциска I с римским понтификом Львом X в 1516,с целью заключения союза между Францией и Ватиканом,Карл Великий обрёл сходство с Франциском I по имеющемуся рисунку,сделанному одним из болонских художников,а Льву III соответственно приданы черты папы Льва X.
Как Папа Лев III,возложивший в Базилике Святого Петра корону на голову самого славного завоевателя,укрепив таким образом взаимопонимание и дружбу со светской властью,так и договор с Францией,достигнутый в эпоху правления Льва X,еще раз подтвердил стремление Церкви к укреплению мира и согласия с самыми могущественными правителями Европы.Авторство фрески до сих пор не выяснено,но работа принадлежит кисти одного из учеников школы Рафаэля.
Наиболее значимой фреской третьей Станцы, является «Пожар в Борго» (Incendio di Borgo), от названия которой произошло и название самой комнаты. Фреска повествует о событиях середины IX века, когда в Риме произошел сильнейший пожар. Район Борго (так называется территория возле базилики Святого Петра) практически полностью была охвачена огнем. Папа Лев IV, послав благословение римскому народу, сумел чудесным образом остановить стихию и тем самым спасти население города.
Клятва Льва III (1517)
Фреска в люнете под названием"Оправдание Льва III"(1517 г.).Рафаэль,распределил между своими учениками работы по росписи Станцы Пожара,подготовив эскизы и рисунки,и контролируя их работу в той мере,насколько ему это позволяли тяжкие труды последних лет жизни.Поэтому завершение работ в Станце "Пожар в Борго",Рафаэль полностью поручил ученикам,а его рука коснулась лишь отдельных деталей.
Зал Константина (Sala di Costantino)
Четвертой и последней комнатой знаменитых папских апартаментов является «Зал Константина». Роспись комнаты была заказана Рафаэлю в 1517 году, однако великий маэстро успел подготовить лишь эскизные рисунки. Рафаэль умер в 1520 году в возрасте 37 лет.
Зал Константина-самое просторное помещение Апартаментов.Использовали зал,в первую очередь для торжественных случаев-банкетов,церемоний бракосочетания родственников Папы или больших полуофициальных аудиенций.Его оформлением занимались подмастерья школы Рафаэля,так как сам Учитель к тому времени умер,оставив ученикам эскизы фресок и работу удалось совершить только при Клименте VII.Общая идея фресок Зала преследует те же цели,что и художественное оформление других залов-прославление Церкви.
Фрески были выполнены учениками знаменитого художника – Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Раффаэллино дель Коллэ и Перин дель Вага – в период с 1520 по 1524 года. Потолок зала обрел росписи несколько позже, над их созданием трудился сицилийский художник Томмасо Лаурэти.
Видение Креста
В Видении Святого Креста император Константин обращается к войскам перед решающим сражением против языческого императора Максенция,и подняв глаза к небу,видит сверкающий крест с греческой надписью"с этим знаком победишь".
Цикл фресок посвящен сюжетам из жизни Константина Великого – первого римского императора, принявшего крещение. Именно при Константине начали возводиться первые христианские храмы и прекратились всяческие гонения за чуждые языческому миру религиозные убеждения.
Битва между Константином и Максенцием
Сюжет Битвы у Мальвийского моста-это славная победа императора Константина над языческим императором Максенцием,у Мальвийского моста,на север от Рима.
«Зал Константина» использовался, в основном, для проведения пышных банкетов и торжественных приемов.
Роспись потолка Томмазо Лауретти,"Триумф христианской религии над язычеством"(1565 г.).
Крещение Константина
В Крещении мы видим Константина,который принимает таинство от папы Сильвестра(314-335 гг.н.э.),изображенного похожим внешне на правящего папу Климента VII.
Дарение Рима
В Даре Константина изображен император Константин,передающий Папе Сильвестру право на мирское правление,символически представленное в виде позолоченной статуэтки богини Рима.