[700x525] Камень на могиле композитора Альфреда Шнитке.
Пауза
Ферма́та (итал. fermata — "остановка", "задержка") — знак музыкальной нотации. Знак фермата над паузой буквально означает вечная тишина.
* "Заключительная фермата" - музыкальный термин, знак над последней нотой, определяющий её длительность до тех пор, "пока не исчезнет звук".
А (под знаком паузы) означает Forte fortissimo. "Форте-фортиссимо — самое громкое".
"Оглушающая тишина"
- вера в бессмертие, переложенная нотными знаками.
“Музыка – это подслушанные крики времени” - такие слова Альфред Шнитке поместил в качестве эпиграфа к своему дипломному сочинению, оратории “Нагасаки”.
Имя композитора А. Шнитке (1934-1998) известно многим людям, он один из крупнейших композиторов XX века, давно вошедший в разряд классиков. Ещё при жизни его начали называть гением. За чисто музыкальными категориями угадывается человек с романтически чутким, обостренным отношением к миру. Человек и музыка оказываются для Шнитке героями одного ряда: музыка как бы становится в творениях композитора метафорой мира человека.
В 1985 во время отдыха в Пицунде Шнитке перенес первый инсульт. С 1990 жил в Германии. Здесь его поразил второй, а затем и третий инсульты. Его, практически, полностью парализовало. Однако он продолжал сочинять с помощью специально созданного аппарата, который помогал ему работать одной рукой, находящейся в подвешенном состоянии. В доведении рукописей до законченного вида композитору помогали сотрудники музыкального издательства Сикорского.
* * * * *
Русский композитор. Родился в немецко-еврейской семье в Республике немцев Поволжья. Ранние послевоенные годы (с 1946) провел в Вене, где его отец работал переводчиком. С 1948 в Москве. В 1958 окончил Московскую консерваторию (класс композиции Е.Голубева). В 1962-72 преподавал инструментовку в Московской консерватории. Он стал одним из лидеров советского авангарда. Если говорить обобщенно, то в целом творчество Шнитке сочетает в себе элементы классического и авангардного музыкального письма по принципу коллажа. Яркое сопоставление бытовизмов и отвлеченно-возвышенных музыкальных образов создает особую атмосферу восприятия, созвучную контрастам современной действительности, где простому человеку далеко не всегда удается понять свое место.
В последующие несколько лет зарабатывал себе на жизнь в основном сочинением музыки к фильмам. Это очень важный пласт пласт киномузыки , аналогов которой нет в истории мирового кинематографа, написав музыку почти к 70-ти фильмам (среди которых "Агония", "Экипаж", "Вызываем огонь на себя", "Восхождение" Л. Шепитько).
Что несет в себе музыка Альфреда Шнитке? - в его произведениях можно найти все: смерть, одиночество, страх, отчаяние..., пародию и гротеск на жизнь, на мёртвую действительность на фоне вечной и живой музыки.
В одном из интервью Альфред Гарриевич сказал, что дьявол должен быть привлекательным, чтобы ему поверили, и поэтому в наши дни дьявол скрывается под маской популярной музыки.
"Сюита в старинном стиле".
Ужас суеты и гниения духа Альфред Гарриевич противопоставляет настоящей вере, настоящему искусству и подлинной красоте, к которой должен стремиться желающий не только называть себя, но и поистине являться человеком.
(фуга - в переводе "бег", но полнее вижу "бег" жизни)
Шнитке — эта фигура, которая останется в истории надолго. Он очень часто исполняется до сих пор, люди с большим удовольствием берут его сочинения в свои программы. Так что с его наследием все будет хорошо, если... если и мир останется надолго.
полька
Вальс из фильма "Горячий снег"
Waltz of Farewell (прощальный вальс)
"когда плюёт на человечество
твоё ночное одиночество, —
ты можешь размышлять о вечности..."
(Иосиф Бродский)
Напротив камня "оглушительная тишина" стоит памятник с прозрачным (воздушным) крестом. Здесь - взгляд "сквозь тусклое стекло", звучание после глухой паузы.
И потом - Свет, Слово, Лик. И музыка уже без инструментов.