Художественный промысел хохлома уходит корнями в конец 17 века, во времена бурного расцвета иконописного искусства.
Период заселения Новгородских земель старообрядцами, которые не приняли церковную реформу патриарха Никона, совпал с появлением новых способов золочения икон.[700x525]
Именно в нижегородских землях, деревнях и селах научились расписывать иконы золотом, но без применения драгоценного металла.
Деревянные оклады икон посыпали серебром, растертым в пыль, затем покрывали слоем льняного масла и ставили в печь. [700x525]
Серебряное покрытие чудесным образом превращалось в сверкающее золото.
Технологии того времени не обеспечивались дополнительными средствами, облегчающими процесс, все делалось вручную.
Некоторые мастера как-то приспосабливались, придумывали себе в помощь несложные инструменты, но в целом хохломская роспись полностью обеспечивалась только ручным трудом. [700x525]
Главными задачами производства были токарные работы, которые требовали определенной квалификации.
Заготовки вытачивали одни мастера, грунтовали и прожигали их другие, а расписывали третьи.
Но в любом случае результаты совместного труда были хорошими и производство процветало.
От икон быстро перешли к производству посуды из дерева, покрытой золотыми рисунками.
Серебра не хватало, и его заменили оловом.
Рисунки хуже не стали, наоборот, роспись приобрела благородный матовый оттенок, а после полировки краски начинали сверкать подобно солнцу. [700x532]
Семеновские художники стали объединяться в артели, роспись "под хохлому" приобрела широкую известность далеко за пределами нижегородской губернии.
Один за другим приезжали купцы, заказывали мастерам расписную деревянную посуду огромными партиями, и промысел стал развиваться бурными темпами.[700x700]
Первое время вырезались из липы и раскрашивались хохломскими узорами ложки и черпаки.
Благодарные потомки даже возвели памятник Семёну-ложкарю как дань уважения мастерам и художникам того времени. [700x525]
Ремесленники трудились, не покладая рук, нижегородскую посуду привозили и успешно продавали на великом Макарьевском торжище, самой известной российской ярмарке.
В столице России в то время постоянно присутствовали иностранные представители купечества, немцы, французы, англичане. [700x437]
Они сразу обратили внимание на необычные хохломские товары.
Хохлома - что это такое с точки зрения мировой общественности?
В середине 19 века хохломская роспись на посуде, мебели и одежде стала известна за рубежом.
Всемирная выставка в Париже, прошедшая в 1889 году, открыла путь Золотой хохломе по всему миру. [604x453]Хохломская роспись пошла на экспорт широким потоком.
Рынки Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Индии, Китая, а позже и северо-американского континента торговали изделиями российских народных промыслов.[700x525]
Высокий спрос на изделия заволжских мастеров стал стимулом для дальнейшего развития Золотой хохломы.
Ассортимент производства вырос многократно, кроме ложек производились блюда и тарелки, бочонки, крынки для специй, солонки, различные поставцы, бокалы и кружки. [700x688][700x700]
Особенно ценились на Западе так называемые братины - огромные посудины в форме ладьи с дюжиной ковшей.
Название говорило само за себя, эта посуда предназначалась для братского пиршества.
Праздничная тема всегда сопутствовала хохломским изделиям.
А неисчерпаемый источник сюжетов и тем для них - это вся Россия.
Хохлома же неразрывно связана и с самим источником, и с его историей.
Кроме посуды, большими сериями выпускались предметы домашнего обихода: шкатулки, табакерки, небольшие мебельные изделия, теремки, шкафчики, столики и скамеечки. [700x700]
Золотую хохлому можно было заказать, стоило это на порядок дороже, но цена никого не смущала.
К концу 19 века хохлома стала дорожать, так как ее производство заметно усложнилось.
Появились растительные орнаменты, которые продолжали исконные традиции, но одновременно несли в себе тот особый природный стиль художественного письма, которым и отличается хохлома. [640x480]Картинки, сделанные в те далекие времена художниками-энтузиастами, зарисовки и эскизы подтверждают развитие новых направлений в искусстве хохломской росписи.
Хохломские изделия заметно укрупнились, их расписывали уже в манере "кудрины", с золотыми листьями и цветами, в стиле рисунка женского платка, когда орнамент состоит из нескольких фрагментов, сливающихся в одно целое изображение.
Одним из самых почитаемых хохломских рисунков было "травное письмо", а в первой половине 20 века художники создали "хохломской орнамент".
Колорит рисунка при этом еще более усложнился, штрихи стали тоньше, а сюжет приобрел признаки определенности.
Художественный стиль под названием "хохлома", картинки и зарисовки которого это подтверждают, продолжал свое развитие.[600x407]
Тогда же в средней полосе России стали появились виды искусства, похожие на хохломскую роспись, федоскинские миниатюры и жостовские подносы. Немного позже заработали заводы по производству гжельской керамической посуды, которая вскоре стала такой же популярной, как хохломская деревянная. Художественные русские народные промыслы успешно развивались, гжель, хохлома, жостово, федоскино – это далеко не полный перечень ремесел, которые можно сравнить с высоким искусством.
Искусство хохломы - это достаточно сложный процесс, сопряженный с множеством технических тонкостей. Недостаточно правильно раскрасить изделие - его форма и параметры также должны быть совершенными.
Если мастер решил вырезать из дерева братину в виде лебедя и раскрасить ее в стиле золотой хохломы, то в первую очередь полученная форма должна повторить все изящество благородной птицы, а ее шея непременно должна быть с "лебединым" изгибом, какой мы наблюдаем в природе.
Хохлома - что это такое с технической точки зрения? Руководствуясь правилом подлинности изделия, его соответствия определенным канонам высокохудожественного уровня, специалисты ЗАО "Хохломская роспись" вывели формулу качества своей продукции, которая легла в основу производства хохломских изделий.
Таким образом, все технологические процессы на предприятии подчиняются не требованиям рынка, стимулирующим поточное производство, а законам художественной конъюнктуры, ориентированной на покупателя, обладающего вкусом. [580x583][700x525]
Такая политика руководства уже принесла свои плоды, заказы стали поступать не от сувенирных магазинов, а от известных художественных салонов и галерей.
Процесс изготовления художественных изделий в стиле хохломы - это сложнейшая технологическая цепочка.
Древесина используется только твердых пород, при этом предпочтение отдается липе, как наиболее пластичному и отзывчивому материалу.[700x483]
Материал проходит этап естественной сушки на открытом воздухе в течении одного года, затем бревна и комли распускаются на болванки, которые досушиваются в течение еще трех месяцев.
После этого древесина уже годна для механической обработки на токарных станках.
Отборные куски идут на изготовление матрешек, большие вазы вытачиваются из цельных кряжей.[694x532]
Для ложек и ковшей годится древесина заболонной части, она достаточно легко режется и не растрескивается.
Выточенные и вырезанные заготовки называются "бельем", перед покраской это "белье" просушивается еще раз, уже при температуре около 100 градусов.
После этого изделия грунтуются и вновь загружаются в печь, нагретую до 120 градусов.
Затем заготовки шлифуются, сколы и выбоины на поверхности шпаклюют и покрывают тонким слоем олифы. [700x525]
Незадолго до полного высыхания заготовку покрывают порошком алюминия и растирают его так, чтобы вся поверхность была покрыта равномерно.
Далее серебристо-матовые чашки, ложки и блюдца, вазы и пиалы поступают к художникам для окончательной отделки - хохломской художественной росписи.
После росписи изделия три раза покрывают лаком, с промежуточным нагревом до 130 градусов.
При этом алюминиевое покрытие приобретает золотой оттенок, изделие готово к упаковке и отправке.
В 18 веке хохломская роспись достигла своей кульминации, спрос на художественные изделия все возрастал, а нижегородские мастера в то время уже находились на вершине своего творчества.
Тогда-то и сложились два основных вида росписи Золотой Хохломы - "верховой" и "фоновый".
Хохлома, узоры которой были нарисованы в манере "верховой" росписи, это рисунок по золотому полю, выполняемый черной и красной красками. [600x448]
Художник тонкими мазками прорисовывает ажурный рисунок, следуя при этом какому-либо одному из нижеперечисленных стилей :
"Пряник" - стилизованное изображение солнца, заключенное в геометрическую фигуру, квадрат, ромб или граненую окружность.
Способ на первый взгляд простой, однако от солнечного круга, в обрамлении лучей-завитушек, взгляда было не оторвать, настолько органично сочеталось великое светило с окружающими его рамками.[700x525]
"Травник" – травяной орнамент, рисунок осоки прибрежной или луговой травы.
"Листок, под ягодку" - роспись с множеством листиков и ягод, цветов и стебельков, причудливым образом переплетающихся друг с другом.[700x466]
В отличие от "верховой", хохлома, узоры которой наносились золотом на основу красного или черного цвета, считалась "фоновой".
Наиболее интересной разновидностью росписи по фону является "кудрина", которая заключается в стилизованном изображении листьев и цветов. [700x525]Повторяющиеся кудреватые завитки, переходящие в причудливые узоры, цветы, листву и всевозможные ягоды, садовые и лесные.
Этот стиль росписи примечателен еще и широким использованием в рисунке контурных штрихов, выгодно оттеняющих отдельные детали.
Хохлома глазами ребенка
Детские дошкольные учреждения, сады и даже ясли в советское время получали мебель, выполненную в стиле хохломской росписи.
И хоть этот художественный стиль всегда считался "взрослым", дети искренне радовались каждому столику, разрисованному художником.
Разумеется, это была не ручная работа, изделия раскрашивались на мебельной фабрике, методом трафаретной печати.
Но впечатление высокого искусства хохломской росписи присутствовало, и детей это радовало.
Вместе с малышами радовались их родители.
Таким образом, детская хохлома была ничем не хуже "взрослой".