Фильм, получивший Гран-при на кинофестивале в Каннах и Оскара за лучшую женскую роль. Главная героиня Ада — немая. Вместе с 9-летней дочерью она приезжает к мужу в глухую местность в Новой Зеландии (действие происходит в XIX веке). Но муж отказывается доставить в дом фортепиано, и оно остается брошенным на берегу. Ада вынуждена пойти на своего рода сделку с диким местным жителем, разрисованным татуировками, чтобы заполучить свой инструмент.
Она должна играть для него, учить его музыке. Эти уроки заведут всю троицу в пучину роковых страстей. Сценарий Кэмпион писала больше пяти лет. Фильм потрясает своей необузданной энергией и эмоциональностью. Одна из лучших картин мирового кино последних лет. "Сезар" за лучший иностранный фильм.
Замолчавшая ещё в возрасте шести лет шотландка Ада, страстная любительница музыки, решила выйти замуж по переписке и вместе со своей девятилетней дочерью Флорой (об её отце известны только легенды, сочинённые самой девочкой), а главное — со старинным роялем (поэтому распространённый у нас перевод «Пианино» явно неточен) прибывает в далёкую Новую Зеландию. Но Стюарт, который стал новым мужем Ады, наотрез отказывается тащить по непролазной грязи и крутым тропам музыкальный инструмент, хотя тот дорог её сердцу, служа своего рода выразителем интимных переживаний одинокой и мало кем понимаемой женщины. И только странный англичанин Джордж Бейнс, который давно живёт по соседству с аборигенами из племени маори и словно тоже превратился в естественного человека, чувствуя страдания Ады и испытывая влечение к ней самой, а также и к музыке, соглашается перевезти фортепиано в свой дом и начинает брать музыкальные уроки. Однако это всё больше стало напоминать эротические пассажи некоего эксгибиционистско-вуайеристского толка.
Картина 38-летней новозеландской постановщицы Джейн Кэмпион как бы завершает её трилогию об отчасти ущербных, но невероятно талантливых, жаждущих любви и сочувствия молодых женщинах — сначала были ленты «Милочка» и «Ангел за моим столом». Причём «Фортепиано», помимо главной премии на Каннском фестивале, разделённой с китайским фильмом «Прощай, моя наложница», удостоилось немалого числа призов по всему миру — от Дании до Японии. Американская актриса Холли Хантер, прекрасно сыгравшая трудную роль Ады практически лишь при помощи взглядов и жестов, получила награду в Канне, а ещё «Золотой глобус» и «Оскар» в США (что, впрочем, соответствует американской моде на возвеличивание образов всевозможных отверженных и несчастных особ). Куда неожиданнее премия Киноакадемии досталась 11-летней Анне Пэкуин, которая исполнила роль дочери Ады. Наконец, сама Джейн Кэмпион была отмечена «Оскаром» за оригинальный сценарий.
Фильм пользовался в США немалым коммерческим успехом (аудитория «Фортепиано» составила около 10 млн. зрителей), будучи воспринят как голливудская love story викторианских времён (отношения Ады, Стюарта и Джорджа дают повод для мелодраматической трактовки классического треугольника муж-жена-любовник), которая разворачивается в Новой Зеландии на фоне дикой природы. Зато европейцы были склонны отыскивать и романтически-готические, и сюрреалистически-фрейдистские корни в данной ситуации «любви втроём», а фортепиано вообще интерпретировали как эротический объект. Только странно, что никто из критиков не отметил наличие своеобразной цитаты из «Андалузского пса» Луиса Бунюэля: ведь Ада в одном из последних кадров «Фортепиано» оказывается буквально привязанной к музыкальному инструменту, будто к предмету всех своих комплексов и носителю подавляющих норм морали, культуры и цивилизации.
Кроме того, Кэмпион признавалась, что хотела соединить, казалось бы, несоединимое — бурные страсти из «Грозового перевала» Эмилии Бронте и атмосферу непознаваемости иной цивилизации, такую, как в антиутопии «2001 год: Космическая одиссея» Стенли Кубрика. И её «Фортепиано» не может не захватить благодаря стихийности и необычности вырвавшихся наружу чувств героев, хотя в сюжетной конструкции есть некоторая заданность и просчитанность, даже несмотря на то, что загадочный финал многих повергает в сомнения по поводу истинного разрешения конфликта в этом «любовном треугольнике с фортепиано».