Портрет мужчины в тюрбане
1433. Национальная галерея, Лондон. Раннее
Jan van Eyck. Ян ван Эйк
Портрет человека в красном тюрбане снабжен пояснениями. Наверху на раме любимое изречение мастера: «Как я сумел», а внизу надпись: «Иоханн де Эйк меня сделал в лето Господне 1433, 21 октября».
Существует версия, что это автопортрет художника.
В картине ван Эйка — портрете мужчины в красном тюрбане, исполненном в 1433 году (Лондон, Национальная галерея), Портретируемый приближен к краю картины, его глаза обращены к нам (хотя все же нельзя сказать, что он смотрит на вас). Взгяд его обладает некоторым привкусом горечи, то есть его эмоциональная окрашенность более конкретна.. Морщины на лице и утратившие блеск белки глаз, белесая щетина на подбородке заставляют предположить, что возраст портретируемого – около шестидесяти лет. Первый ребенок родился у ван Эйка, когда художнику исполнилось шестьдесят четыре года; картина могла быть написана в ознаменование его брака.
Характерна длительная, вневременная созерцательность. А созерцательность для ван Эйка — не индивидуальное свойство модели. Она является для него скорее качеством, определяющим место человека в мире (как для итальянских портретных изображений таким качеством была способность к действию, к активному проявлению своей внутренней энергии). И индивидуальное начало в портретах ван Эйка сказывается исключительно в том, как человек созерцает мир, как он обращен к миру. Собственно, ценность человека состоит для ван Эйка в способности ощущать свою нерасторжимую связь, слитность с миром. Общее состояние при такого рода восприятии одно — своего рода задумчивая печаль.
Что касается головного убора, напоминающего восточный тюрбан, то такие были весьма модными в Европе XV века.
Как бы то ни было, произведение остается одним из самых гениальных и выдающихся портретов XV века.